СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка в 8 классе «Однородные члены предложения»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка в 8 классе «Однородные члены предложения»»

Открытый урок в 8б классе. Учитель Трусова Т.А.


Тема: «Однородные члены предложения. Закрепление».



Цели урока:

1) повторить и систематизировать сведения об однородных членах

предложения;

2) закрепить умения находить однородные члены предложения и

использовать их в речи;

3) закрепить навыки расстановки знаков препинания при однородных

членах.



Ход урока.


1. Организационный момент. 1, 2 слайды

Здравствуйте, ребята! Садитесь. Все вы знаете, что сейчас у нас в школе проходит Неделя русского языка и литературы, поэтому сегодня к нам на урок, который будет не совсем обычным, пришли гости.

2. Постановка цели. 3 слайд.

В течение нескольких уроков мы с вами изучали тему «Однородные члены предложения». Сегодня у нас повторительно-обобщающий урок по этой теме. Это значит, что нам необходимо:

1) повторить и систематизировать сведения об однородных членах

предложения;

2) закрепить умения находить однородные члены предложения и

использовать их в речи;

3) закрепить навыки расстановки знаков препинания при однородных

членах.


3. 4 слайд. Теперь откройте тетради, запишите сегодняшнюю дату, классная работа и тему урока.


Обращение к эпиграфу. 5 слайд


Эпиграфом к уроку я выбрала слова известного русского писателя К.Паустовского:

(на экране)

Нам дан во владение

самый богатый, меткий,

могучий и поистине

волшебный русский язык»

- О чём нас заставляют задуматься эти слова?

- Давайте и мы с вами стремиться к совершенствованию своего языка, своей речи.

- Рассмотрите предложение с синтаксической точки зрения. (Однородные определения)


Спишите, графически обозначая постановку знаков препинания.


4. Работа с классом. Блиц-опрос.


  1. Какие члены предложения называются однородными? (Отвечают на один вопрос, относятся к одному слову, являются одинаковыми членами предложения) Однородными могут быть все члены предложения.


  1. Какой может быть связь между однородными членами? (Бессоюзная – перечислительная интонация, союзная - сочинительная )


3) Назовите группы сочинительных союзов, соединяющие однородные члены (соединительные, разделительные, противительные)

Соед: и, да (и), ни-ни, не только… но и, как… так и, тоже, также

Раздел.: или (иль), либо, то-то, не то, не то

Противит.: а, но, да (но), зато, однако, же


4) Какие знаки препинания встречаются при однородных членах? ( , - : )


6 слайд.

1-ый ученик рассказывает правило Запятая ставится, подтверждая примерами.

Он коллекционировал не марки, а открытки.

Он коллекционировал и марки, и открытки.

Он коллекционировал и марки, и открытки, и значки.

Он коллекционировал марки, и открытки, и значки.

Он коллекционировал марки, открытки, значки.

Он коллекционировал как марки, так и значки


2-ой ученик рассказывает правило Запятая не ставится, подтверждая их примерами.

Он коллекционировал марки и открытки.

Привезите мне новые марки или открытки.


5. Разминка. 7 слайд Распространите предложения.

Задание: на экране даны предложения, необходимо их распространить с помощью однородных членов.

  1. Дети быстро выросли (и разъехались).

  2. На станции зажглись белые (красные и зеленые) огоньки.

  3. Вдруг в воздухе раздался свистящий (тонкий, прерывистый) звук.


Записать предложения в тетрадь в дополненном виде, выделив однородные члены предложения.


- Ребята, какие слова могут быть при однородных членах в предложениях? (Обобщающие)

Что мы про них знаем? 8-11 слайды


Обобщающее слово и однородные члены являются одним членом предложения


Если обобщающее слово стоит перед однородными членами, то после него ставится двоеточие

Все было серое: затуманенный лес, озеро, небо.


Если обобщающее слово стоит после однородных членов, то перед ним ставится тире

Затуманенный лес, озеро, небо – все было серое.


Если обобщающее слово стоит перед однородными членами, а после них предложение продолжается, то перед однородными членами ставится двоеточие, а после них перед остальной частью предложения –тире

Все вокруг: затуманенный лес, озеро, небо –было серое.


6. Творческая работа. Слайд № 12

Дополните предложения однородными членами.

Все: ………….. - любят читать сказки.

В поход мы взяли только необходимое:

………………… - каждый может стать победителем олимпиады.


7. Задание №1. Спишите предложения, расставьте знаки препинания и подчеркните однородные члены Слайд 13 Проверка Слайд 14



Задание №2. Слайд 15 Проверка Слайд 16


8. Индивидуальная работа Слайд 17

Несколько учеников выполняли индивидуальную работу: дома подбирали примеры из стихотворений. Сейчас мы их послушаем, запишем предложения, найдем однородные члены и расставим знаки препинания.


Словно кто-то тороватый

Свежей, белой, пухлой ватой

Все убрал кусты.  (Аф.Фет)


Все в тающей дымке: холмы, перелески. (Ник.Рыленков)


Метели, снега и туманы покорны морозу всегда. (Н.Некрасов)


Есть в осени первоначальной короткая, но дивная пора. ( Ф.И.Тютчев )

Есенин Корн.


Как вы считаете, ребята, какую роль играют однородные члены в устной и письменной речи? (Это выразительное средство.)


9. Диктант с самопроверкой. Слайд 18

Задание: написать текст под диктовку, расставить знаки препинания и объяснить их.


1.Свет сочится в окна. 2. В зелёном звёздном свете, в лесах, болотах, кустах спят звери и птицы. 3. Только волки рыскают на опушках да ищут лёгкую добычу. 4. Деревья наливаются хмельным соком, лопаются почки, зябнут первые цветы.5. В хрустальной ночи звенят по дорогам, по скатам оврагов ручьи.


Проверка. Слайд 19. Через проектор появляется текст. Ученики самостоятельно проверяют и ставят себе оценку. Вопросы по тексту:

1. Почему не поставили запятую между определениями зелёном звёздном (свете)? Не являются однородными?

2. Почему перед союзом да не ставится запятая?

3. Какова интонация 2-го и 4-го предложений? (перечислительная, но 2-е предложение – простое, а 4-е – сложное). Какой мы делаем вывод? (Необходимо быть внимательным.)


10. Редактирование. Слайд 20 Найдите ошибку.

  1. Император был смелым, решительным, но иногда жестокий.

(однородные прилагательные, являющиеся именной частью составного сказуемого, должны иметь одинаковую форму)

  1. Слова судьи завораживали силой, пугают строгостью.

(однородные сказуемые должны стоять в одном времени, выбор зависит от контекста)


- О чём нас заставляет помнить это задание? (Необходимо следить за речью)


Следующий этап – комментированное списывание текста В.А. Сухомлинского.

( Текст на слайде)

Красота это радость твоей жизни. Человек стал Человеком потому что увидел глубину лазурного неба мерцание звёзд розовый разлив вечерней и утренней зари увидел безбрежную даль степей синие тени в сугробах мартовского снега журавлиный кося в небесной лазури отражение солнца в прозрачных каплях утренней росы серые нити дождя в пасмурный осенний день фиолетовое облачко на сиреневом кусту нежный стебелёк и голубые колокольчики подснежника увидел и изумился пошёл по земле создавая новую красоту. Остановись и ты в изумлении перед красотой и в твоём сердце тогда тоже расцветёт человеческая красота.


11. Подведение итогов урока.

Сегодня на уроке мы повторили сведения об однородных членах предложения, случаи постановки и непостановки запятой при них. Учились правильно излагать свои мысли.

Я надеюсь, что эти знания пригодятся вам в жизни. Выставление оценок.

12. Рефлексия. Слайд 21


Постановка домашнего задания. Слайд 22

2. Написать мини-сочинение с использованием однородных членов на тему «Зимний лес». Слайд 23