СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка в 9 классе по теме "Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок закрепления изученного материала. Учащиеся повторят основной материал по теме и закрепят правила повтоновки знаков препинания в СПП,  подготовятся к успешной сдаче ОГЭ. 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка в 9 классе по теме "Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными"»

Урок русского языка 9 класс

Сложносочиненные предложения

Задачи.

Образовательные:

  • совершенствовать умение определять смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения;

  • закрепить навык постановки знаков препинания в ССП;

  • расширение и углубление знаний учащихся о постановке знаков препинания между частями сложносочиненного предложения.

Воспитательные: способствовать развитию культуры речи учащихся.

Развивающие:

  • Продолжить формирование компетенций учащихся: рефлексивной - через формулирование цели, анализ, самооценку и самоконтроль своей деятельности; умение самостоятельно определять задачи своей деятельности; продолжить развитие умений сравнивать, анализировать, систематизировать полученные данные и делать выводы; коммуникативной - через различные виды речевой деятельности: монолог, диалог, дискуссию; информационной – преобразование информации: текст-схема.

Тип урока. Урок закрепления знаний.

Цели использования ИКТ: повышение мотивации учащихся, активизация познавательной деятельности учащихся, оптимизация труда учителя. Средства ИКТ применяются на каждом этапе урока.

Планируемый результат:

обучающиеся:

  • знают основные понятия темы.

  • определяют типы предложений, смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения.

  • преобразовывают информацию: предложение – схема

  • формулируют собственную точку зрения по проблеме, поставленной во время изучения материала, аргументируют ее.

Формы организации работы детей: фронтальная, индивидуальная: систематизация полученных знаний, оценка собственной деятельности на уроке, самоконтроль, взаимоконтроль.

Оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор, презентация к уроку “Сложносочиненное предложение”, раздаточный материал

Ход урока

План урока

1. Организационный момент.

2. Актуализация имеющихся знаний.

3.Целеполагание. Формулирование целей учебного занятия совместно с учащимися.

4.Синтаксическая разминка. Работа со слайдами.



Задание для учащихся: определите тип предложения, прокомментируйте свой ответ.

(Проверка речевого умения – монолог)

Самоконтроль. Правильность каждого ответа фиксируется на полях тетради знаками “+”, “-”.

№ слайда

Предложения

Ответ

№ слайда с ответом

3

Грядущие годы таятся во мгле,
Но вижу твой жребий на светлом челе.

ССП

8

4

Люблю немолчный говор твой
И поэтические слезы.

ПП

9

5

Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит

ССП

10

6

Вновь я посетил
Тот уголок земли, где я провел
Изгнанником два года незаметных.

СПП

11

7

Луна сияла, июльская ночь была тиха.

БСП

12

Расшифровка аббревиатур:

ПП - простое предложение

ССП – сложносочиненное предложение

СПП – сложноподчиненное предложение

БСП – бессоюзное сложное предложение

3. Применение знаний.

а) Прочитайте формулировку темы урока, найдите в ней ключевые слова и определите содержание терминов. (Ключевые слова темы урока – сложное предложение, сложносочиненное предложение, пунктуация). Слайд № 13

Определим содержание выделенных нами терминов.

1. Дайте определение сложного предложения.

2. Дайте определение сложносочиненного предложения.

б) Слайды № 14–17. Обобщенная схема “ Разновидности смысловых отношений между частями сложносочиненного предложения”.

в) Проверим ваши знания на примерах. Слайды №18–21

Учащиеся работают на схеме. (Раздаточный материал)

Задание на слайде № 18.

1. Распределите по группам предложения по разновидностям смысловых отношений между частями сложносочиненного предложения. (1 балл за каждое предложение)

2. Начертите схемы предложений. (1 балл за каждое предложение)

№ слайда

Предложение

Схема.
Слайды № 23-24

19

1. То падал как будто туман, то вдруг припускал косой дождь.

2. Ни солнца мне не виден свет, ни для корней моих простору нет.

То [ = - ] , то [ = - ].

Ни [ - = ] , ни [ = ].

20

3. Не только дети любят компьютерные игры, но и взрослые часто увлекаются ими.

4. Либо я все устрою по-прежнему, либо я его на дуэль вызову.

Не только [ - = ] , но и [ - = ].

Либо [ - = ] , либо [ - = ].

21

5. В углу за печкой трещал сверчок, да издали доносился своеобразный весенний голос домового сычика.

6. Песня над домом смолкла, зато над прудом соловей заводил свою.

[ = - ] , да [ = -].

 

[ - = ] , зато [ = ].

22

Проверка. Ответы.

 

Взаимоконтроль. Правильность каждого ответа фиксируется на полях тетради.

За каждый правильный ответ 1 балл.

Вывод. Различные группы сочинительных союзов должны вносить в предложение различное значение.

4. Практикум.

а) Ключевым словом нашего урока является также и понятие пунктуация. Дайте толкование слова: пунктуация. Как разделяются части сложносочиненного предложения? Слайд № 25.

б) Расставьте знаки препинания в предложениях. Дифференцированное задание. Слайд № 26.

  1. То светило солнце то шел дождь. (1 балл)

  2. На горе то расстилался лес малахитового оттенка то тянулись курчавые заросли то блестели на солнце травянистые поляны. (2 балла)

  3. Разговор то смолкал то возобновлялся с новой силой и будто слушая новости речная волна лениво перебирала береговую гальку. (3 балла)

Самоконтроль учащихся. Правильность ответа фиксируется на полях тетради.

Слайд № 27.

в) Проблемная ситуация. Объясните, почему в данном предложении не нужно ставить запятую. Слайд № 28

В начале апреля уже шумели скворцы и летали в саду желтые бабочки.

Ответы учащихся.

Комментарий учителя. В сложносочиненном предложении запятая не ставится:

  1. Если его части объединены общим второстепенным членом.

  2. Если все его части являются вопросительными, побудительными, восклицательными предложениями.

    • Это кто такие и что им надобно?

    • Как хороша эта девушка и как она умна!

    • Гармонь, играй и веселитесь, люди!

Слайд № 29.

Задание. Укажите номер сложносочиненного предложения, в котором не нужна запятая. Объясните почему.

1. Становилось жарко и я поспешил домой.

2. Сумерки приближались и надо было торопиться.

3. Вот крик и снова все затихло.

4. От кого письмо и что в нем сообщается?

5. Контроль знаний.

Тест. Слайд № 30-36.

1. Найдите сложное предложение.

А. По всей округе ливни льют, веревки из дождинок вьют.

Б. Сыпучий снег летит на плечи, над головою сучья гнет.

В. Огород внизу начинает чернеть, а в лесу бело.

Г. Облетают с яблонь листья, сухо шепчутся с травой.

2. Найдите, в каком примере части ССП связывает противительный союз.

А. Не то это были вспышки далеких взрывов, не то сверкали зарницы.

Б. Тяжело складывались слова, да еще волнение мешало говорить.

В. Месяца не было, звезды тоже не светили.

Г. Было темно, и я не видел ни деревьев, ни воды, ни людей.

3. Укажите ССП, между частями которого не нужна запятая.

А. Я гашу лампу и ночь начинает медленно светлеть.

Б. Здесь краски не ярки и звуки не резки.

В. Звали вдаль журавлиные стаи и орлиный мне слышался крик.

Г. Солнышко село и зорька погасла.

4. Найдите ССП, в котором есть пунктуационная ошибка.

А. Всю ночь бушевала буря и хлестал громко дождь.

Б. Гремела атака и пули свистели, и ровно строчил пулемет.

В. Притихли и дядя Коля, и Марина, и даже маленький сынишка, и такая же тишина установилась вокруг.

Г. Редко тут ходили, но все же ходили, и дорожка обозначилась четко.

5. Укажите предложение, соответствующее схеме: [ ], и [ ] (знаки препинания не расставлены).

А. Все разнообразие и вся прелесть и вся красота жизни слагается из света и тени.

Б. По обе стороны улицы зажглись фонари и в окнах показались огни.

В. Много видел он стран и дорог средь огня и военного дыма.

Г. Работы вам и детям вашим и внукам довольно будет.

Проверка. Взаимоконтроль. Слайд № 37.

6. Подведение итогов.

  • Прошу суммировать все правильные ответы, отмеченные на ваших полях, и поставить оценку за урок.

Слайд № 38

Сумма ваших баллов за урок?

  • “5” - 22-26 баллов

  • “4” - 17-21 балл

  • “3” - 12-16 баллов

7. Рефлексия. “Знаю – Узнал – Умею” (ЗУМ). Ответы учащихся.

Задачи.

Образовательные:

  • совершенствовать умение определять смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения;

  • закрепить навык постановки знаков препинания в ССП;

  • расширение и углубление знаний учащихся о постановке знаков препинания между частями сложносочиненного предложения.

Воспитательные: способствовать развитию культуры речи учащихся.

Развивающие:

  • Продолжить формирование компетенций учащихся: рефлексивной - через формулирование цели, анализ, самооценку и самоконтроль своей деятельности; умение самостоятельно определять задачи своей деятельности; продолжить развитие умений сравнивать, анализировать, систематизировать полученные данные и делать выводы; коммуникативной - через различные виды речевой деятельности: монолог, диалог, дискуссию; информационной – преобразование информации: текст-схема.

Тип урока. Урок закрепления знаний.

Цели использования ИКТ: повышение мотивации учащихся, активизация познавательной деятельности учащихся, оптимизация труда учителя. Средства ИКТ применяются на каждом этапе урока.

Планируемый результат:

обучающиеся:

  • знают основные понятия темы.

  • определяют типы предложений, смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения.

  • преобразовывают информацию: предложение – схема

  • формулируют собственную точку зрения по проблеме, поставленной во время изучения материала, аргументируют ее.

Формы организации работы детей: фронтальная, индивидуальная: систематизация полученных знаний, оценка собственной деятельности на уроке, самоконтроль, взаимоконтроль.

Оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор, презентация к уроку “Сложносочиненное предложение”, раздаточный материал

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Актуализация имеющихся знаний.

Целеполагание. Формулирование целей учебного занятия совместно с учащимися.

Синтаксическая разминка. Работа со слайдами.

Презентация. Слайды № 2–12. (5 предложений разных типов и ответы к ним)

Задание для учащихся: определите тип предложения, прокомментируйте свой ответ.

(Проверка речевого умения – монолог)

Самоконтроль. Правильность каждого ответа фиксируется на полях тетради знаками “+”, “-”.

№ слайда

Предложения

Ответ

№ слайда с ответом

3

Грядущие годы таятся во мгле,
Но вижу твой жребий на светлом челе.

ССП

8

4

Люблю немолчный говор твой
И поэтические слезы.

ПП

9

5

Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит

ССП

10

6

Вновь я посетил
Тот уголок земли, где я провел
Изгнанником два года незаметных.

СПП

11

7

Луна сияла, июльская ночь была тиха.

БСП

12

Расшифровка аббревиатур:

ПП - простое предложение

ССП – сложносочиненное предложение

СПП – сложноподчиненное предложение

БСП – бессоюзное сложное предложение

3. Применение знаний.

а) Прочитайте формулировку темы урока, найдите в ней ключевые слова и определите содержание терминов. (Ключевые слова темы урока – сложное предложение, сложносочиненное предложение, пунктуация). Слайд № 13

Определим содержание выделенных нами терминов.

1. Дайте определение сложного предложения.

2. Дайте определение сложносочиненного предложения.

б) Слайды № 14–17. Обобщенная схема “ Разновидности смысловых отношений между частями сложносочиненного предложения”.

в) Проверим ваши знания на примерах. Слайды №18–21

Учащиеся работают на схеме. (Раздаточный материал)

Задание на слайде № 18.

1. Распределите по группам предложения по разновидностям смысловых отношений между частями сложносочиненного предложения. (1 балл за каждое предложение)

2. Начертите схемы предложений. (1 балл за каждое предложение)

№ слайда

Предложение

Схема.
Слайды № 23-24

19

1. То падал как будто туман, то вдруг припускал косой дождь.

2. Ни солнца мне не виден свет, ни для корней моих простору нет.

То [ = - ] , то [ = - ].

Ни [ - = ] , ни [ = ].

20

3. Не только дети любят компьютерные игры, но и взрослые часто увлекаются ими.

4. Либо я все устрою по-прежнему, либо я его на дуэль вызову.

Не только [ - = ] , но и [ - = ].

Либо [ - = ] , либо [ - = ].

21

5. В углу за печкой трещал сверчок, да издали доносился своеобразный весенний голос домового сычика.

6. Песня над домом смолкла, зато над прудом соловей заводил свою.

[ = - ] , да [ = -].

 

[ - = ] , зато [ = ].

22

Проверка. Ответы.

 

Взаимоконтроль. Правильность каждого ответа фиксируется на полях тетради.

За каждый правильный ответ 1 балл.

Вывод. Различные группы сочинительных союзов должны вносить в предложение различное значение.

4. Практикум.

а) Ключевым словом нашего урока является также и понятие пунктуация. Дайте толкование слова: пунктуация. Как разделяются части сложносочиненного предложения? Слайд № 25.

б) Расставьте знаки препинания в предложениях. Дифференцированное задание. Слайд № 26.

  1. То светило солнце то шел дождь. (1 балл)

  2. На горе то расстилался лес малахитового оттенка то тянулись курчавые заросли то блестели на солнце травянистые поляны. (2 балла)

  3. Разговор то смолкал то возобновлялся с новой силой и будто слушая новости речная волна лениво перебирала береговую гальку. (3 балла)

Самоконтроль учащихся. Правильность ответа фиксируется на полях тетради.

Слайд № 27.

в) Проблемная ситуация. Объясните, почему в данном предложении не нужно ставить запятую. Слайд № 28

В начале апреля уже шумели скворцы и летали в саду желтые бабочки.

Ответы учащихся.

Комментарий учителя. В сложносочиненном предложении запятая не ставится:

  1. Если его части объединены общим второстепенным членом.

  2. Если все его части являются вопросительными, побудительными, восклицательными предложениями.

    • Это кто такие и что им надобно?

    • Как хороша эта девушка и как она умна!

    • Гармонь, играй и веселитесь, люди!

Слайд № 29.

Задание. Укажите номер сложносочиненного предложения, в котором не нужна запятая. Объясните почему.

1. Становилось жарко и я поспешил домой.

2. Сумерки приближались и надо было торопиться.

3. Вот крик и снова все затихло.

4. От кого письмо и что в нем сообщается?

5. Контроль знаний.

Тест. Слайд № 30-36.

1. Найдите сложное предложение.

А. По всей округе ливни льют, веревки из дождинок вьют.

Б. Сыпучий снег летит на плечи, над головою сучья гнет.

В. Огород внизу начинает чернеть, а в лесу бело.

Г. Облетают с яблонь листья, сухо шепчутся с травой.

2. Найдите, в каком примере части ССП связывает противительный союз.

А. Не то это были вспышки далеких взрывов, не то сверкали зарницы.

Б. Тяжело складывались слова, да еще волнение мешало говорить.

В. Месяца не было, звезды тоже не светили.

Г. Было темно, и я не видел ни деревьев, ни воды, ни людей.

3. Укажите ССП, между частями которого не нужна запятая.

А. Я гашу лампу и ночь начинает медленно светлеть.

Б. Здесь краски не ярки и звуки не резки.

В. Звали вдаль журавлиные стаи и орлиный мне слышался крик.

Г. Солнышко село и зорька погасла.

4. Найдите ССП, в котором есть пунктуационная ошибка.

А. Всю ночь бушевала буря и хлестал громко дождь.

Б. Гремела атака и пули свистели, и ровно строчил пулемет.

В. Притихли и дядя Коля, и Марина, и даже маленький сынишка, и такая же тишина установилась вокруг.

Г. Редко тут ходили, но все же ходили, и дорожка обозначилась четко.

5. Укажите предложение, соответствующее схеме: [ ], и [ ] (знаки препинания не расставлены).

А. Все разнообразие и вся прелесть и вся красота жизни слагается из света и тени.

Б. По обе стороны улицы зажглись фонари и в окнах показались огни.

В. Много видел он стран и дорог средь огня и военного дыма.

Г. Работы вам и детям вашим и внукам довольно будет.

Проверка. Взаимоконтроль. Слайд № 37.

6. Подведение итогов.

  • Прошу суммировать все правильные ответы, отмеченные на ваших полях, и поставить оценку за урок.

Слайд № 38

Сумма ваших баллов за урок?

  • “5” - 22-26 баллов

  • “4” - 17-21 балл

  • “3” - 12-16 баллов

7. Рефлексия. “Знаю – Узнал – Умею” (ЗУМ). Ответы учащихся.


ГРУППЫ ССП ПО НАЗНАЧЕНИЮ


УМК: Ладыженская Т. А. (9 кл). М: Просвещение, 2014

Тема:«Группы ССП по значению и союзам. Знаки в ССП»

Педагогическая цель:Актуализировать знания о группах ССП по значению и союзам. Создать условия для развития пунктуационного навыка: постановка запятой (запятых; или их отсуствие) в структуре ССП.

Задачи урока:

Актуализироватьзнания по теме «Сложное предложение», «ССП»

Развиватьумение применять имеющиеся орфографические и пунктуационные знания; способствовать развитию орфографической зоркости. Вести работу по предупреждению наиболее распространенных и устойчивых ошибок в написании орфограмм и пунктограмм. Развивать умение высказываться на определенную тему, сопоставлять, анализировать

Воспитыватьмотивацию к обучению, бережное отношение к языку как к показателю культуры народа, уважение к родной речи.

Тип урока: урок закрепления, обобщения и систематизации.

Планируемые результаты:

Предметные:

проявляют позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека; ориентируются в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирают адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.

Личностные результаты:

имеют эстетические потребности, ценности и чувства; проявляют этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей; проявляют интерес к культуре и истории своего народа, родной страны; оценивают собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу.

Универсальные учебные действия (метапредметные):

Познавательные:

общеучебные – используют предоставленный материал для решения учебной задачи;

Логические– осуществляют анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков;

постановка и решение проблемы – самостоятельно создают способы решения проблем творческого и поискового характера.

формируется умение понимать познавательную задачу;

формируется умение устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы;

формируется умение извлекать необходимую информацию.

Регулятивные:

проговаривают вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности.

формируется умение планировать необходимые действия;

формируется умение контролировать учебные действия;

формируется умение замечать допущенные ошибки;

формируется умение оценивать свою работу.

Коммуникативные:

адекватно используют речевые высказывания для решения различных коммуникативных задач; строят монологические высказывания, владеют диалогической формой речи.

формируется умение слушать, задавать вопросы, высказываться, формулировать собственные мысли;

формируется умение осуществлять совместную деятельность в парах.

Личностные:

формируется умение осознавать трудности и стремиться к преодолению;

формируется желание приобретать новые знания, мотивация процесса образования

Реализуемые принципы: Принцип сознательности и активности, принцип наглядности обучения, принцип систематичности и последовательности, принцип доступности, принцип научности

Используемые методы:

Словесные (рассказ, обяснение, беседа)
Наглядные (метод иллюстраций, в том числе обращение к материалу, представленному в учебнике)
Практические (выполнение упражнений и иных работ, связанных с формированием и отработкой навыка)
Проблемные (Сообщающее изложение с элементами проблемности)

Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, проблемный.

Формы организации деятельности детей:коллективная, индивидуальная

Оборудование: доска

Образовательные ресурсы: учебник

Ход урока.

Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент)

Приветствие.

Самоопределение к учебной деятельности

- Вспомните, какие вообще предложения вам известны.

- Что такое «Сложное предложение»?

- Что вам известно о сложных предложениях?

- Какие виды сложных предложений вы знаете?

- Как отличить ССП от БСП или СПП?

Для справки или в случае затруднения можно обратиться к учебнику.

Постановка учебной задачи

- Мы говорим о том, что основным показателем связи в сложных предложениях являются союзы. Или даже их отсутствие.

- Вспомним, какие сочинительные союзы нам известны.

- Известно ли нам что-то о том, как все эти союзы можно разделить?

Типы сложносочинённых предложений по характеру союза и значению

Тип ССП

Союзы

Примеры

1. Сложносочинённые предложения с соединительными союзами (соединительные отношения).

И; да (в значении и); ни..., ни; да и; тоже; также; не только..., но и.

Открыли дверь, и в кухню паром вкатился воздух со двора (Паустовский).
Лицо её бледно, слегка раскрытые губы тоже побледнели (Тургенев).
Не только не было никакой рыбки, но и удилище не имело даже лески (Садовский).
Он шуток не любилда и её при нём оставляли в покое (Тургенев).

2. Сложносочинённые предложения с противительными союзами (противительные отношения).

А; но; да (в значении но); однако (в значении но); зато; но зато; а то; не то; а не то; частица же (в значении союза а); частица только (в значении союза но).

Иван Петрович ушёла я остался (Лесков).
Убеждения внушаются теорией, поведение же формируется примером (Герцен).
Я ничего не елно голода я не чувствовал (Тендряков).
Утром прошёл дождьзато сейчас над нами блистало чистое небо (Паустовский).
Ты сегодня же должен поговорить с отцом, а то он будет беспокоиться о твоём отъезде (Писемский).
Лодки сразу исчезают во тьме, только долго слышны всплески вёсел и голоса рыбаков (Дубов).

3. Сложносочинённые предложения с разделительными союзами (разделительные отношения).

Или; либо; не то..., не то; то..., то; то ли..., то ли.

Либо рыбку съестьлибо на мель сесть (пословица).
Не то он завидовал Наталье, не то он сожалел о ней (Тургенев).
То ли на него подействовала тишина и одиночеството ли он просто вдруг взглянул другими глазами на успевшую стать привычной обстановку (Симонов).


- Что вам известно о знаках препинания в структуре ССП?

- Всегда ли в ССП ставится запятая?

Запятая перед одиночными соединительными и разделительными союзами – и, да (в значении «и»), или, либо – не ставится в следующих случаях:

а) простые предложения в составе сложносочинённого предложения имеют общий второстепенный член:

Вскоре после восхода набежала туча и брызнул короткий дождь (А. Пушкин) (общий второстепенный член – обстоятельство времени вскоре после восхода, ср.: Вскоре после восхода набежала туча; Вскоре после восхода брызнул короткий дождь);

б) простые предложения в составе сложносочинённого предложения имеют общее придаточное предложение:

Уже совсем рассвело и народ стал подниматься, когда я вернулся в свою комнату (Л. Толстой) (придаточное времени «когда я вернулся в свою комнату» является общим для обеих частей сложносочинённого предложения, ср.: Уже совсем рассвело, когда я вернулся в свою комнату; Народ стал подниматься, когда я вернулся в свою комнату);

в) простые предложения сложносочинённого предложения вместе поясняют общее для них третье предложение, предшествующее им и связанное с ними бессоюзной связью:

Он чувствовал себя нехорошо: тело было слабо и в глазах ощущалась тупая боль (А. Куприн) (части сложносочинённого предложения: Тело было слабо; В глазах ощущалась тупая боль – поясняют смысл общего для них первого простого предложения, связанного с ними бессоюзно: Он чувствовал себя нехорошо);

г) простые предложения в составе сложносочинённого предложения имеют общее вводное слово, вводное словосочетание или предложение:

По словам охотников, зверь в этих лесах вывелся и птица исчезла (источник сообщения – по словам охотников – один и тот же для всего высказывания, ср.: По словам охотников, зверь в этих лесах вывелся; По словам охотников, птица исчезла);

д) в состав сложносочинённого предложения входят вопросительные предложения:

Вы придёте ко мне или я должен зайти к вам?

ж) в состав сложносочинённого предложения входят восклицательные предложения:

Как он смешон и как глупы его выходки!

з) в состав сложносочинённого предложения входят назывные (номинативные) предложения:

Мороз и солнце... (А. Пушкин).

(но: запятая есть, если союзы повторяются)

Систематизация знаний.

Работа с предложенными предложениями. У доски и самостоятельно на местах. Работа направлена на закрепление и отработку умения определять вид ССП и на развитие пунктуационной грамотности, в том числе на отработку знаний о постановке и отсутствии запятой (запятых) в структуре ССП.

Сразу после моего прибытия в уезд мир залился тягостной недоброжелательностью и все вокруг заволокло туманом. (зяпятая не ставится, так как простые предложения в составе ССП имеют общий второстепенный член)

Я огляделся вокруг и взрогнул, даокружение отозвалось мне тем же отвращением. (ССП с соединительным союзом: да = и)

Улочки, мощенные камнем, выглядели скверно, но большую жалость вызывали серые лица горожан, вылупившиеся из-за потрескавшихся ставен. (ССП с противительным союзом: но)

Стало совсем скверно на душе и я погрузился в раздумия о скорейшем отъезде, когда липкая серая морось забралась под ворот моего пальто. (зяпятая не ставится, так как простые предложения в составе ССП имеют общее придаточное предложение)

Либоместный мирок относился так к каждой новой душе,либоя оказался на грани его абсолютного изгнания. (ССП с разделительным союзом: либо ..., либо)

Дело обернулось ко мне своей пресквернейшей стороной: все окружающие постоялые дворы были закрыты для меня и ночь щупальцами подбиралась от горизонта. (зяпятая не ставится, так как простые предложения в составе ССП вместе поясняют общее для них третье предложение, предшествующее им и связанное с ними бессоюзной связью)

После я, уже находившийся в тепле, задумался о своей нелегкой и трагичной судьбе, и словно большая картина неумелого живописца предстала перед глазами в полном ее объеме. (ССП с соединительным союзом: и)

Вошедший в комнату господин, вероломно прервавший мои раздумия, оказался на лицо вполне порядочным мужчиной средних лет и даже по-хозяйски предложил мне выпить горячительного. (Простое предложение с однородными сказуемыми, связанными одиночным союзом «и», и осложненное обособленным определением, выраженным причастным оборотом, стоящим после определяемого слова)

Но наша милая беседа о жизни и моей ужасной доле в этом прескверном местечке была прервана иным лицом, ворвавшимся в помещение при всем некультурном параде. (Простое предложение, осложненное однородными дополнениями, связанными одиночным союзом «и», и осложненное обособленным определением, выраженным причастным оборотом, стоящим после определяемого слова)

По словам этого бесчестного и неизвестного мне человека, мой новоиспеченный друг являлся абсолютным мерзавцем и понимание малейшей честности было для него совсем чуждым. (зяпятая не ставится, так как простые предложения в составе ССП имеют общее вводное словосочетание)

Должен ли я был поверить этому едва знакомому проходимцу или доверие мое имело явно большую цену? (зяпятая не ставится, так как в состав ССП входят вопросительные предложения)

Не только тепло предложенной комнаты разожгло во мне это ярое сопротивление всем речам незнакомца, но и потаенная жажда справедливости и ответа за необдуманную фразу подтолкнула меня к решительным действиям. (ССП с соединительным союзом: не только..., но и)

Я схватился за малейшую заминку в его пугливых речах, мой друг тожеподхватил кипящую ссору. (ССП с соединительным союзом: тоже)

Каков глупец и как смешны намерения этого подлеца меня обмануть!(зяпятая не ставится, так как в состав ССП входят восклицательные предложения)

Мы одержали победу, и незванный гость покинул нас. (ССП с соединительным союзом: и)

Спустя много дней, сидящий в холодном сарае, я думал о той самой мысли тут же покинуть уезд, да было поздно. (ССП с противительным союзом: да = но)

Текст является полностью оригинальным.

(Приложение к конспекту: справка о прохождении системы Антиплагиат)

Итог

- Итак, давайте вспомнив все, о чем говорили на уроке.

Рефлексия учебной деятельности на уроке

- Вспомните, какие цели мы ставили в начале этого урока.

- Достигли ли мы их?

- Всех ли целей удалось достигнуть?