СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка во 2 классе по теме «Имя прилагательное»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока русского языка по теме "Имя прилагательное"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка во 2 классе по теме «Имя прилагательное»»

Конспект урока русского языка во 2 классе по теме «Имя прилагательное»

Ход урока


1. Орг. момент.

Сказки мудростью богаты.

Сказке скажем: « Приходи!»

Это присказка, ребята.

Сказка будет впереди!


На доске слова: Ст.руха, пос.лить, похв.лила, прин.сла.

- Прочитайте слова.

- Из какой сказки эти слова? Кто главный герой? ( «Каша из топора» - солдат.)

( если не догадаются, показываю слова солдат, топор)

- Сегодня солдат пришёл к нам на урок. Очень долго он к нам шёл, длинная была дорога. Принёс он нам много заданий по русскому языку. Поможем их выполнить?


1 задание. Вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы.

- На какое правило эти слова? Как проверить безударную гласную?


- А сейчас запишите сегодняшнее число, 21 февраля. Классная работа.


- Начнём работу в тетради с чистописания, но сначала подготовим свои пальчики к письму.

Шёл солдат по шоссе.

Нёс сушки в мешке.

Сушку – Грише.

Сушку – Мише.

Есть сушки Проше, Васюше, Антоше.

Есть две сушки – Нюше и Петруше.

Ещё три сушки Паше, Танюше и Ванюше.


2. Минутка чистописания.

- А для нас солдат принёс буквы а, к, у, и.

Внимательно посмотрите на данный ряд букв. Скажите, какую букву мы будем писать на минутке чистописания? В этом ряду она лишняя. Объясните почему.

( Буква к. Эта буква согласная, а остальные буквы – гласные.)

- Дайте характеристику этой буквы.

( Буква к обозначает 2 согласных звука: твёрдый к и мягкий к. Этот звук глухой парный.)


- Определите порядок следования букв в цепочке.

Ккая Ккею …

( К заглавная, строчная к чередуются с гласными буквами с начала и с конца алфавита)

- Напишите данную цепочку в предложенной последовательности.

( Ккёэ Ккиы Ккоу)


- Прочитайте слова для чистописания.

Капуста, картофель, каша, кабачок.

- Найдите лишнее слово. Объясните, почему оно лишнее.

( Каша – это не название овоща.

Каша – 2 слога, а в остальных словах – 3…)

- Спишите только название овощей.

Предложите свои задания к словам для чистописания.

(Поставить ударение, разделить на слоги, определить род…)

- Поставим ударение, подчеркнём безударные гласные.

Как проверить? Что это за слова?


3. Работа над темой.


- Какое слово мы с вами не записали? ( Каша)

Солдат доволен вашей работой и предлагает поговорить об этом блюде.

- Кто из вас любит кашу?

Я уверена, что после этого урока будет больше детей, которые её любят.

Неслучайно каша была любима на Руси, ведь она очень вкусна и полезна. Мы узнаем, какие каши бывают, из чего варят каши, как сделать кашу вкусной.

(Выходят 3 ученика)


1 ученик. А вы знаете, что каша не только одно из самых полезных блюд, но и самых старинных? Самые старые среди каш – пшеничная, перловая и овсяная.

Человек ест их уже девять тысяч лет. Рисовую кашу – пять тысяч лет, гречневую – четыре тысячи лет.

Каша – исконно русское блюдо. Специальные каши варили в честь любого знаменательного события. Так, жених и невеста обязательно должны были при гостях сварить кашу, а затем её съесть. Так проверялась прочность их чувств. При рождении ребёнка варилась «Бабина каша» - крутая, пересоленная, которую должен был съесть молодой отец.


2 ученик. Рецепт знаменитой суворовской каши родился триста лет назад во время исторического перехода армии великого полководца через Альпы. К концу подходили запасы, оставалось чуть-чуть гороха, перловки, пшена, гречки. Задумавшись, как же накормить голодных, уставших солдат, Суворов вдруг приказал сварить всё в общем котле, добавив, лука и масла. Получилось вкусно и полезно, такую кашу до сих пор называют суворовской.


3 ученик. У русских князей существовал обычай – в знак примирения между врагами сварить кашу. Без каши мирный договор считался недействительным. С тех пор про несговорчивого человека говорят: « С ним каши не сваришь».

Каша из ячменя входила в ежедневный рацион римских бойцов-гладиаторов. Считалось, что она помогает стать сильным и непобедимым.


- Наш гость солдат советует и вам каждый день есть кашу на завтрак.

- Сегодня у нас каша не простая, а волшебная. Она научит нас не только правильно питаться, но и правильно употреблять в речи имена прилагательные, чтобы сделать нашу речь красивее, выразительнее, богаче.


- Вспомните, что такое имя прилагательное?

- Какие признаки может обозначать имя прилагательное?

( Вкус, цвет, форму, размер, качества человека, возраст человека…- с примерами)

- С какой частью речи связано имя прилагательное?


Солдат принёс нам разные крупы, чтобы мы посмотрели из чего можно сварить кашу. Подберите имя прилагательное к слову каша.


каша (какая?) манная

каша (какая?) гречневая

каша (какая?) овсяная

каша (какая?) пшённая

каша (какая?) перловая

каша (какая?) рисовая


- А теперь посмотрите, какие имена прилагательные записаны у меня на доске.

Какая?

манная

ячневая

овсяная

пшённая

гречневая

кукурузная


- Найдите среди этих слов прилагательные с изученными орфограммами, объясните.

- К какой части речи относятся эти слова? Докажите.


- Как вы помните, солдат сварил кашу для старухи. Давайте подберём имена прилагательные, чтобы похвалить эту кашу.(Ответы учеников)

- Посмотрите, какие я подобрала имена прилагательные.

На доске: какая?

вкусная

сла.кая

горяч.я

п. лезная

рассыпч.тая

м.лочная

- Объясните пропущенные орфограммы. (Ученики объясняют каждую орфограмму и вставляют пропущенные буквы)

- Что обозначают эти имена прилагательные?

- На какой вопрос они отвечают?

- К какому слову относятся все перечисленные нами прилагательные? ( К сущ. каша)

- Видите, как много прилагательных можно подобрать только к одному очень простому слову каша. Очень важно точно подобрать прилагательное, чтобы определить свойства каши, которую приготовили, или каши, которую вы любите.



Физкультминутка. - Если я буду называть имена прилагательные – вы будете шагать на месте как солдаты, а если имена существительные – спокойно стоять.

Топор, смелый, добрый, мешок, умный, старая, соль, масло, суворовская, отважный, гречка, голодные, рисовая, тарелка.


4. Работа по развитию связной речи детей.


- А что это мы с вами не узнали до сих пор имя нашего гостя? Хотите узнать, как зовут солдата? Для этого разгадаем ребус.








- Итак, нашего гостя зовут Василий.

И вот следующее от него задание.

Составьте предложение, используя слова, написанные на доске. Постарайтесь точно употребить прилагательные.


Василий, угощал, сладкой, солдат, ребят, кашей, манной.


- Давайте запишем это предложение. (Комментированное письмо у доски)


Солдат Василий угощал ребят сладкой манной кашей.


- Найдите и подчеркните главные члены предложения, второстепенные члены. Над второстепенными членами надпишите части речи, которыми они выражены. С какой частью речи связаны прилагательные? Назовите эту связь. (Кашей какой? сладкой манной)



5. Письмо по памяти.

- Наш гость знает большое количество загадок, песен, пословиц о каше. А какие пословицы и поговорки о каше знаете вы?

- А я знаю вот такие пословицы и поговорки.


На доске: Хороша кашка, да мала чашка.

Щи да каша – пища наша.

Если про кашу не забудешь, здоровым будешь.


- Какую пословицу вы хотели бы объяснить?

Первую пословицу мы с вами запишем по памяти.

  • Прочитайте и повторите про себя, чтобы запомнить.

  • Найдите и объясните орфограммы.

  • Прочитайте хором орфографически.

  • Проговорите орфографически, не глядя на доску.

  • Закройте глаза и представьте эту пословицу, написанную мелом на доске.

  • Откройте глаза, ещё раз прочитайте пословицу на доске.

  • Запишите пословицу в тетрадь.(Доска закрыта)

  • Подчеркните орфограммы.

  • Проверьте написанное.(Доска открыта)


6.- Что ещё вы знаете об имени прилагательном? ( Изменяется по числам, в ед. ч. – по родам. Можно подобрать к прилагательным антонимы и синонимы…)


- Солдат предлагает следующее задание: прочитайте прилагательные, объясните орфограммы.


вредный –

больной –

слабый –


- Подберите к этим прилагательным антонимы. Что такое антонимы?


- Если вы будете есть кашу, то вырастете здоровыми и сильными, т. к. каши очень полезны.



7. Итог урока.


- С какой частью речи мы сегодня работали?

- Что вы знаете об этой части речи?

- Что нового вы узнали о каше?

- Кто из вас теперь будет чаще есть кашу на завтрак?

- Что нужно сделать, чтобы каша была вкусной. Что бы вы в неё добавили?

- Кому понравился сегодняшний урок, кому было на уроке интересно, кто чувствует, что хорошо поработал и многое узнал, тот наклейте на тарелку с кашей, которую принёс нам солдат ягоды, чтобы она была вкуснее.

А солдат с вами прощается и отправляется путешествовать дальше.