Конспект урока русского языка во 2 классе по теме «Имя прилагательное»
Ход урока
1. Орг. момент.
Сказки мудростью богаты.
Сказке скажем: « Приходи!»
Это присказка, ребята.
Сказка будет впереди!
На доске слова: Ст.руха, пос.лить, похв.лила, прин.сла.
- Прочитайте слова.
- Из какой сказки эти слова? Кто главный герой? ( «Каша из топора» - солдат.)
( если не догадаются, показываю слова солдат, топор)
- Сегодня солдат пришёл к нам на урок. Очень долго он к нам шёл, длинная была дорога. Принёс он нам много заданий по русскому языку. Поможем их выполнить?
1 задание. Вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы.
- На какое правило эти слова? Как проверить безударную гласную?
- А сейчас запишите сегодняшнее число, 21 февраля. Классная работа.
- Начнём работу в тетради с чистописания, но сначала подготовим свои пальчики к письму.
Шёл солдат по шоссе.
Нёс сушки в мешке.
Сушку – Грише.
Сушку – Мише.
Есть сушки Проше, Васюше, Антоше.
Есть две сушки – Нюше и Петруше.
Ещё три сушки Паше, Танюше и Ванюше.
2. Минутка чистописания.
- А для нас солдат принёс буквы а, к, у, и.
Внимательно посмотрите на данный ряд букв. Скажите, какую букву мы будем писать на минутке чистописания? В этом ряду она лишняя. Объясните почему.
( Буква к. Эта буква согласная, а остальные буквы – гласные.)
- Дайте характеристику этой буквы.
( Буква к обозначает 2 согласных звука: твёрдый к и мягкий к. Этот звук глухой парный.)
- Определите порядок следования букв в цепочке.
Ккая Ккею …
( К заглавная, строчная к чередуются с гласными буквами с начала и с конца алфавита)
- Напишите данную цепочку в предложенной последовательности.
( Ккёэ Ккиы Ккоу)
- Прочитайте слова для чистописания.
Капуста, картофель, каша, кабачок.
- Найдите лишнее слово. Объясните, почему оно лишнее.
( Каша – это не название овоща.
Каша – 2 слога, а в остальных словах – 3…)
- Спишите только название овощей.
Предложите свои задания к словам для чистописания.
(Поставить ударение, разделить на слоги, определить род…)
- Поставим ударение, подчеркнём безударные гласные.
Как проверить? Что это за слова?
3. Работа над темой.
- Какое слово мы с вами не записали? ( Каша)
Солдат доволен вашей работой и предлагает поговорить об этом блюде.
- Кто из вас любит кашу?
Я уверена, что после этого урока будет больше детей, которые её любят.
Неслучайно каша была любима на Руси, ведь она очень вкусна и полезна. Мы узнаем, какие каши бывают, из чего варят каши, как сделать кашу вкусной.
(Выходят 3 ученика)
1 ученик. А вы знаете, что каша не только одно из самых полезных блюд, но и самых старинных? Самые старые среди каш – пшеничная, перловая и овсяная.
Человек ест их уже девять тысяч лет. Рисовую кашу – пять тысяч лет, гречневую – четыре тысячи лет.
Каша – исконно русское блюдо. Специальные каши варили в честь любого знаменательного события. Так, жених и невеста обязательно должны были при гостях сварить кашу, а затем её съесть. Так проверялась прочность их чувств. При рождении ребёнка варилась «Бабина каша» - крутая, пересоленная, которую должен был съесть молодой отец.
2 ученик. Рецепт знаменитой суворовской каши родился триста лет назад во время исторического перехода армии великого полководца через Альпы. К концу подходили запасы, оставалось чуть-чуть гороха, перловки, пшена, гречки. Задумавшись, как же накормить голодных, уставших солдат, Суворов вдруг приказал сварить всё в общем котле, добавив, лука и масла. Получилось вкусно и полезно, такую кашу до сих пор называют суворовской.
3 ученик. У русских князей существовал обычай – в знак примирения между врагами сварить кашу. Без каши мирный договор считался недействительным. С тех пор про несговорчивого человека говорят: « С ним каши не сваришь».
Каша из ячменя входила в ежедневный рацион римских бойцов-гладиаторов. Считалось, что она помогает стать сильным и непобедимым.
- Наш гость солдат советует и вам каждый день есть кашу на завтрак.
- Сегодня у нас каша не простая, а волшебная. Она научит нас не только правильно питаться, но и правильно употреблять в речи имена прилагательные, чтобы сделать нашу речь красивее, выразительнее, богаче.
- Вспомните, что такое имя прилагательное?
- Какие признаки может обозначать имя прилагательное?
( Вкус, цвет, форму, размер, качества человека, возраст человека…- с примерами)
- С какой частью речи связано имя прилагательное?
Солдат принёс нам разные крупы, чтобы мы посмотрели из чего можно сварить кашу. Подберите имя прилагательное к слову каша.
каша (какая?) манная
каша (какая?) гречневая
каша (какая?) овсяная
каша (какая?) пшённая
каша (какая?) перловая
каша (какая?) рисовая
- А теперь посмотрите, какие имена прилагательные записаны у меня на доске.
Какая?
манная
ячневая
овсяная
пшённая
гречневая
кукурузная
- Найдите среди этих слов прилагательные с изученными орфограммами, объясните.
- К какой части речи относятся эти слова? Докажите.
- Как вы помните, солдат сварил кашу для старухи. Давайте подберём имена прилагательные, чтобы похвалить эту кашу.(Ответы учеников)
- Посмотрите, какие я подобрала имена прилагательные.
На доске: какая?
вкусная
сла.кая
горяч.я
п. лезная
рассыпч.тая
м.лочная
- Объясните пропущенные орфограммы. (Ученики объясняют каждую орфограмму и вставляют пропущенные буквы)
- Что обозначают эти имена прилагательные?
- На какой вопрос они отвечают?
- К какому слову относятся все перечисленные нами прилагательные? ( К сущ. каша)
- Видите, как много прилагательных можно подобрать только к одному очень простому слову каша. Очень важно точно подобрать прилагательное, чтобы определить свойства каши, которую приготовили, или каши, которую вы любите.
Физкультминутка. - Если я буду называть имена прилагательные – вы будете шагать на месте как солдаты, а если имена существительные – спокойно стоять.
Топор, смелый, добрый, мешок, умный, старая, соль, масло, суворовская, отважный, гречка, голодные, рисовая, тарелка.
4. Работа по развитию связной речи детей.
- А что это мы с вами не узнали до сих пор имя нашего гостя? Хотите узнать, как зовут солдата? Для этого разгадаем ребус.
- Итак, нашего гостя зовут Василий.
И вот следующее от него задание.
Составьте предложение, используя слова, написанные на доске. Постарайтесь точно употребить прилагательные.
Василий, угощал, сладкой, солдат, ребят, кашей, манной.
- Давайте запишем это предложение. (Комментированное письмо у доски)
Солдат Василий угощал ребят сладкой манной кашей.
- Найдите и подчеркните главные члены предложения, второстепенные члены. Над второстепенными членами надпишите части речи, которыми они выражены. С какой частью речи связаны прилагательные? Назовите эту связь. (Кашей какой? сладкой манной)
5. Письмо по памяти.
- Наш гость знает большое количество загадок, песен, пословиц о каше. А какие пословицы и поговорки о каше знаете вы?
- А я знаю вот такие пословицы и поговорки.
На доске: Хороша кашка, да мала чашка.
Щи да каша – пища наша.
Если про кашу не забудешь, здоровым будешь.
- Какую пословицу вы хотели бы объяснить?
Первую пословицу мы с вами запишем по памяти.
Прочитайте и повторите про себя, чтобы запомнить.
Найдите и объясните орфограммы.
Прочитайте хором орфографически.
Проговорите орфографически, не глядя на доску.
Закройте глаза и представьте эту пословицу, написанную мелом на доске.
Откройте глаза, ещё раз прочитайте пословицу на доске.
Запишите пословицу в тетрадь.(Доска закрыта)
Подчеркните орфограммы.
Проверьте написанное.(Доска открыта)
6.- Что ещё вы знаете об имени прилагательном? ( Изменяется по числам, в ед. ч. – по родам. Можно подобрать к прилагательным антонимы и синонимы…)
- Солдат предлагает следующее задание: прочитайте прилагательные, объясните орфограммы.
вредный –
больной –
слабый –
- Подберите к этим прилагательным антонимы. Что такое антонимы?
- Если вы будете есть кашу, то вырастете здоровыми и сильными, т. к. каши очень полезны.
7. Итог урока.
- С какой частью речи мы сегодня работали?
- Что вы знаете об этой части речи?
- Что нового вы узнали о каше?
- Кто из вас теперь будет чаще есть кашу на завтрак?
- Что нужно сделать, чтобы каша была вкусной. Что бы вы в неё добавили?
- Кому понравился сегодняшний урок, кому было на уроке интересно, кто чувствует, что хорошо поработал и многое узнал, тот наклейте на тарелку с кашей, которую принёс нам солдат ягоды, чтобы она была вкуснее.
А солдат с вами прощается и отправляется путешествовать дальше.