СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка "Звукоподражательные слова" (7 класс)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка "Звукоподражательные слова" (7 класс)»

7 класс Русский язык 12.05.2023


Тема: Звукоподражательные слова.

Тип: урок изучения нового материала.

Цель: изучить определение звукоподражательных слов; научиться писать звукоподражательные слова, образованные повторением основ, отличать звукоподражательные слова от междометий, определять синтаксическую роль звукоподражательных слов.

Форма проведения урока: дистанционная.

Автор разработки: Попов Дмитрий Сергеевич.

Ход урока

I. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята!

- Я рад видеть вас на уроке русского языка. Поздравляю вас с прошедшими праздниками.

Ну, теперь проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё в порядке,
Ручка, книжка и тетрадки?

II. Сообщение темы и целей урока

- Ребята, я думаю, что все вы были в весеннем лесу. Как там сейчас хорошо! Травка зеленеет, солнышко блестит, птички поют свою песню.

- Посмотрите на предложение:

Сегодня в парке особенно раздаётся звонкий голос кукушки: «Ку-ку!»

- Определите части речи, которыми выражены слова.

Учащиеся определяют части речи.

- К какой части речи вы отнесли «ку-ку»?

- Кто сказал, что «ку-ку» не междометие, тот большой молодец.

- Давайте вспомним, что междометие – это часть речи, которая выражает чувства, настроения, побуждения, не называя их. Слово  «ку-ку»  не выражает чувств, настроений, побуждений, значит, не является междометием. А что же это за часть речи?

- Сегодня на уроке мы с вами будем работать с звукоподражательными словами, учиться их писать и отличать от междометий.

- Откройте тетради, запишите дату и тему урока:

Двенадцатое мая
Классная работа
Звукоподражательные слова

III. Изучение нового материала

- Ребята, запишите определение звукоподражательных слов:

Звукоподражательные слова — это неизменяемые слова, которые своим звучанием воспроизводят звуки, издаваемые человеком, животными, предметами: ха-ха-ха, апчхи, гав-гав, кря-кря, топ-топ, кукареку, тик-так и т. п.


- Звукоподражательные слова чаще состоят из двух-трех повторяющихся элементов (к примеру, «тук-тук»). Эти повторяющиеся элементы следует писать через дефис.

Выполните задание 1:

Раскройте скобки и запишите в три группы звукоподражательные междометия, передающие звучания, которые сопровождают действия, производимые
а) человеком;
б) животными;
в) предметом.

Какое слово вы не выписали? Почему?

Кхе(кхе), кря(кря), ха(ха), дзинь(дзинь), хи ( хи), уа (ya), карр(карр), из(за), тра(та, та), мяу(мяу), гав(гав), чих(чих), цып(цып), кур(кур).

- Как и междометия звукоподражания могут выполнять функцию самостоятельных частей речи и являться членами предложения. Рассмотрим примеры звукоподражательных слов в предложениях.

Откуда-то раздалось мяу. — подлежащее.

Мы услышали ку-ку. — дополнение.

Выполните задание 2:

Перепишите текст, вставляя пропущенные буквы. Определите, какими членами предложения выражены звукоподражательные слова.

1. Ночью на б..лоте слышно только лягушач(ь/ъ)е ква-ква.
2. До(ж/ш)дь бил по крышам бам, бам.
3. Р..тмичное тик-так действовало на всех усп..каивающе.

IV. Закрепление изученного материала

- Подведём итоги:
1. Звукоподражательные слова неизменяемые.
2. Они не выражают эмоций, чувств и побуждений.
3. Состоят из одного слога (бе и т.д.) или повторяющихся, которые пишутся через дефис (ква-ква и т. д.).
4. Служат для образования новых слов: мяуканье, мяукать, кваканье, квакать и т.д.
5. Звукоподражательные слова выступают в роли различных членов предложения.
6. Эти слова примыкают к междометиям, хотя и не являются ими, и могут становиться основой для словообразования (кукареку – кукарекал, мяу – мяуканье).

Вы, наверное, не знали, но существует теория, рассматривающая звукоподражание как первые слова человеческого языка и его основу. По мнению Г. Лейбница, опиравшегося на труды древних стоиков, язык возник из звукоподражания. Поскольку не все слова даже древних языков можно объяснить таким образом, ученый высказал мнение, что звуки могут быть символами каких-либо качеств. В настоящее время эта теория считается одной из возможных.

V. Домашнее задание

1. Выучите определение звукоподражательных слов.

2. Выполните задание:

Составьте нераспространённые предложения, образовав от междометий и звукоподражаний глаголы:

Мяу-мяу, хрю-хрю, хи-хи-хи, тик-так, ква-ква, кря-кря, гав- гав, ау, кар-кар, топ-топ.