А теперь отгадайте загадки: Стало ночью холодать, Стали лужи замерзать. А на травке — бархат синий. Это что такое? (Иней) Чьи рисунки на окне, Ка узор на хрустале? Щиплет всякого за нос Зимний дедушка … (Мороз) Ох пушистый он на вид, Дождик иногда сулит, Его видишь по утрам, Называется …. (Туман) Жарким летом на плоту По волнам я проплыву. А зимой не нужен плот — Превратились волны в… (Лёд) - Как вы думаете эти загадки о живой или неживой природе? Правильно, все это объекты неживой природы - А в какой сезон мы можем встретить эти явления природы? - Давайте вспомним, как изменяется температура воздуха осенью по сравнению с летом, она становится выше или ниже? - Какой вывод мы можем сделать, если температура воздуха стала ниже? Верно на улице похолодало. - Какие еще явления природы мы можем встретить осенью? - Кто может сказать мне, что такое иней? - Иней появляется, когда на улице легкий морозец – заморозки. - Посмотрите на слайд, скажите, что на нем изображено (туман)? Когда можно встретить это явление природы? - Туман образуется в тихую, спокойную погоду по вечерам над рекой, озером или прудом. Ночью земля, которую перестает греть солнце, начинает остывать. Когда холодный и теплый воздух соприкасаются, тогда и образуется туман. Мы узнали какие явления природы встречаются осенью Теперь поработаем в рабочей тетради - Откройте рабочую тетрадь (на странице 27 №2 , прочитайте, что нужно сделать? (если не поняли, учитель еще раз объясняет) Самостоятельно выполните задание.) Обозначь цифрами порядок следования осенних месяцев: Октябрь Ноябрь Сентябрь - Все справились? Давайте проверим, что у вас получилось? -Переверните страничку. Посмотрите на упражнение №3 на стр.28 -Прочитайте задание 1 Вариант 1, что нужно здесь сделать? -Хорошо, а теперь выполните задание самостоятельно, а потом мы все вместе проверим (если не поняли, учитель еще раз объясняет) - Все справились, давайте проверять. -Кто прочитает утверждение? -Читай Какое слово ты зачеркнул (а) в 1 задании? Почему? (Это явление происходит в живой природе. Деревья – это живые организмы, а это значит, что листопад относится к явлениям живой природы.) -Хорошо, у всех так получилось? Молодцы. -Теперь посмотрите на задание 1 варианта 2. Что здесь нужно сделать? Верно, тоже найти ошибку в утверждении, выполняйте и будьте внимательны. -Какую ошибку вы нашли? -Читай -Верно, это осенние явления неживой природы - У всех так? Хорошо. - Мы выполнили с вами только письменную часть упражнения, а 2 часть, где вам нужно приклеить картинки вы будете делать дома. -А теперь отложите ваши тетрадочки в сторону и послушайте - Ребята, как вы думаете, являются ли опавшие листья мусором. - Сбрасывая листья, деревья готовятся к зимним холодам. Земля под опавшими листьями глубоко не промерзнет, под тяжестью снега не уплотнится, сохранит воздух, что очень важно для обитателей почвы, которые рыхлят землю и делают ее плодородной. Весной под опавшей листвой земля долго сохраняет влагу растаявшего снега. Опавшие листья на земле – не мусор: они очень нужны почве и растениям. |