Тема урока: Сантиметр – единица измерения длины.
Класс: 1
Тип урока: Изучение нового материала.
Цель урока: формирование представлений о единице длины (сантиметре), как единой принятой мере, путем сравнения различных мерок в одинаковых отрезках и установления правила пользования едиными универсальными мерками, т.е. единицами длины.
Задачи: - познакомить с единицей длины (универсальной меркой) – сантиметром;
- научить пользоваться линейкой (измерять готовые отрезки, чертить отрезки заданной длины);
- показать необходимость изучения данной темы для дальнейшего применения единиц длины в жизненных ситуациях;
Планируемые результаты:
предметные: обучающиеся научатся измерять отрезки и выражать их длины в сантиметрах, чертить отрезки заданной длины; использовать линейку для измерения длин отрезков;
метапредметные:
познавательные: научатся использовать знаково-символические средства для выражения единиц длины; работать с моделями; преобразовывать модели;
регулятивные: научатся следовать при выполнении задания инструкциям учителя и других источников информации: учебник, рабочая тетрадь; анализировать, сравнивать, делать выводы;
коммуникативные: получат возможность научиться сотрудничать, договариваться работая в паре, малой группе; выслушивать мнение товарищей, учитывать их при организации собственной деятельности и совместной работы;
личностные: могут быть сформированы адекватная самооценка; личностная и социальная активность в достижении поставленной цели.
Оборудование для учащихся: «веер»; полоски бумаги одинаковые по цвету, форме, размеру; линейка; учебник; тетрадь на печатной основе №1; «светофор»,
Ход урока:
Организационный момент и эмоциональный настрой.
-Прозвенел звонок.
Начинается урок.
Друг на друга посмотрели,
Улыбнулись, тихо сели.
- Настроение хорошее? Начнём.
2. Актуализация знаний. Мотивация.
Устный счет.
- Итак, начинаем урок математики. Ребята, сегодня на уроке вы узнаете много нового и интересного, хотите? Тогда сначала повторяем то, что знаем:
а) - Хором посчитайте:
от 1 до 10 и обратно;
от 2 до 7;
от 8 до 5;
от 6 до 9
б) Игра «Числа стройтесь по порядку).(карточки)
в) Работа с «веером» (обратная связь).(веер)
- Покажите число:
которое больше 4 на 1;
меньше 4 на 1;
которое следует за числом 7;
стоит перед числом 2;
между числами 5 и 7;
справа от числа 8;
слева от числа 5.
г) Игра «Молчанка»
Карточка с каким числом перевёрнута?
8, О, 6, 5, О, О, 2
2, О, 4, О, О, 7, О
- Хорошо, молодцы! Работаем дальше.
г) Задачи в стихах:
1.Шесть весёлых медвежат
За малиной в лес спешат.
Но один малыш устал,
От товарищей отстал.
А теперь ответ найди –
Сколько мишек впереди? (6-1=5)
2.Яблоки в саду поспели.
Мы отведать их успели.
Пять румяных, наливных,
Три зелёных. Сколько их? (5+3=8)
3.Саша с Колей рыб удили.
Девять рыбок наловили.
Кот к ним подобрался,
Одну схватил и умчался.
Сосчитайте, ребята, скорей,
Сколько осталось рыб у друзей?
4.Четыре спелых груши
На веточке висели.
Две груши съел Андрюша,
А сколько груш осталось?
- Молодцы, ребята, вы отлично справились с заданиями. Числовой ряд мы не зря вспомнили и эти знания нам сегодня ещё пригодятся, а для чего узнаете позднее. Но только после минутки отдыха.
Физминутка.
Каждый день по утрам
Делаем зарядку.
Очень нравиться нам
Делать по порядку:
Весело шагать,
Руки поднимать,
Приседать и вставать,
Прыгать и скакать.
Самоопределение к деятельности.
(На партах полоски)
-Перед вами полоски. Сравните их длины. Как будете делать? (накладывать друг на друга)
-Покажите самую длинную полоску, самую короткую.
Почему 2?(они одинаковой длины)
Каким способом сравнивали полоски? ( наложением)
(На доске отрезки)
-Какой отрезок длиннее: 1 или 2? Какой короче?
-Как узнали ? (На глаз)
-Какой отрезок длиннее: 2 или 3? Как узнать?
-Надо взять какую- то мерку.
-Мерка, с помощью которой измеряют длину отрезка, называют единичным отрезком, или единицей измерения.
4.Определение темы и целей урока.
Кто догадался, о чём мы сегодня будем говорить, чему будем учиться?
-Сегодня на уроке мы будем учиться измерять отрезки с помощью новой мерки. И познакомимся с одной из единиц измерения.
А вы хотите научиться измерять?
-Где пригодится умение измерять длину?
5.Изучение нового материала
-Кто смотрел мультфильм «38 попугаев»?
-Попугай любит всё измерять. А кого он измерял в мультфильме?(удава)
-А в каких мерках измерял? (в попугаях ,в мартышках, в слонах)
-И какова же оказалась длина Удава? (38 попугаев,5 мартышек,2 слонёнка)
- Почему удав получился разной длины?
Правильно, чем больше мерка, тем меньше число и на оборот.
У людей всегда есть потребность измерять. Раньше на Руси использовали такие мерки: шаг ,ладонь ,дюйм, пядь ,фут, сажень, локоть.
–Давайте измерим ширину нашего класса. За единицу измерения примем шаг.
-Почему ширина класса получились разная?(разная длина шага)
- Что же нужно сделать, чтобы и количество мерок тоже было одинаковое? (Взять одинаковые мерки).
Так вот, ребята, чтобы не ошибаться, используют общие для всех стран единицы измерения. Одной из них является сантиметр (см ).
(На доске появляется запись сантиметр -см.)
Сантиметр это единица длины.
-Перед вами мерка, она ровна 1 см.
-Измерьте длину ручки. Как будете делать?
-Сколько см составляет длина ручки?
-Легко было измерять?
-Люди изобрели замечательный инструмент. А какой, узнаем, отгадав загадку.
1) Знакомство с линейкой.
Я люблю прямоту,
Я сама прямая.
Сделать ровную черту
Вам я помогаю.
Что-нибудь без меня
Начертить сумей-ка.
Угадайте-ка, друзья,
Кто же я? - … (линейка)
- Возьмите линейку, рассмотрите её. Вы видите знакомый вам числовой ряд и деления. Расстояние от одного числа до другого и есть 1см. - Вот сейчас мы и поучимся с помощью линейки измерять длину разных отрезков и, наоборот, чертить отрезки по заданной длине. (ПРАВИЛА ПОЛЬЗОВАНИЯ ЛИНЕЙКОЙ)
2) Работа с учебником.
- Откройте учебники на с.66. Прочитаем тему урока.
Выполнение задания в верхней части учебника. Работа с отрезками
- Рассмотрим отрезок, равный 1см. Можно ли отмерить 1см без линейки? (Можно, используя клеточки. 1см= двум клеткам; но это не всегда возможно)
- Чему равна длина красного отрезка? Почему вы так быстро ответили? (Он уже разделен на см)
- Чему равна длина зеленого отрезка? Как узнать?
-Как правильно измерять отрезки? Как линейка приложена к отрезку? (От 0)
- Чему равна длина голубого отрезка? Как определить длину отрезка . не считая см?
(Конец отрезка на цифре 8)
А голубого карандаша? Что длиннее?
- Выполним задание на полях учебника (измерение длины отвертки и шурупа).
6. Физминутка.
Мы решали, мы решали.
Что-то очень мы устали.
Мы сейчас потопаем, (Шаги ногами на месте под счет учителя.)
Ручками похлопаем. (Хлопки в ладоши.)
Раз присядем,
(Приседания.)
Быстро встанем, (Повороты туловища. Ходьба на месте.)
Улыбнемся. Тихо сядем.
7.Закрепление изученного материала.
(Листочки)
- Возьмите линейку и простой карандаш. Начертите отрезок равный 1см. Эта мерка равна двум клеткам. Теперь начертите отрезок длиной 3см, 5см.
Вывод: - С помощью какой единицы длины мы можем измерить длину отрезков? С помощью какого инструмента? Как правильно это сделать?
Работа по учебнику с 66.
-Следующее задание. Прочитайте задачу, что известно; легковых машин 4 и 1 пожарная,
-О чём нас спрашивают? (Сколько всего машин у Коли)
-Ответьте на вопрос:У Коли 5 машинок)
-Как узнали?(4+1=5)
С 67.Прочитать задачу. Сколько было монет?(6) (На полях)
Было-6 монет
Истратила -3 р.
Осталось- ?рублей (6-3=3Р.)
Осталось- ?монет
9.Информация о практическом применении единиц длины в различных жизненных ситуациях.
- Ребята, скажите мне, пожалуйста, для чего человеку нужно знать единицы длины? Могут ли нам эти знания пригодиться в жизни или нам это нужно только на уроках математики? (Ответы учащихся (принимаются все высказывания)).
Рост людей (младенца и взрослого человека); размер одежды, обуви; рамки для фото; размер обложки для учебников и тетрадей.
10.Подведение итогов урока.
- Что нового вы сегодня узнали на уроке? (Существуют единые меры длины)
- С какой единицей длины мы познакомились?
-О каком инструменте узнали? Для чего он нужен?
- Чему учились на уроке? Чему научились?
- Покажите своё настроение и оцените свою работу на уроке с помощью «светофора».
11. Рефлексия.
- Ребята, вы сегодня молодцы! Хорошо работали на уроке, много нового узнали и многому научились (учитель показывает свой светофор, даёт качественную оценку работы на уроке). Спасибо за работу. Урок окончен.
9