СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Сера" 10 класс скачать бесплатно

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок 10В кл             

Тема урока: Сера, ее оксиды и кислоты. Свойства разбавленной и концентрированной

                       серной кислоты. Сульфаты и их свойства.

Цель урока: Ознакомить с соединениями серы и их свойствами.

Задачи урока:

1. Расширить знания о свойствах соединений серы.

2. Развивать у учащихся мыслительную деятельность.

3. Прививать интерес к предмету.

Тип урока: комбинированный .

Наглядности: периодическая таблица.

Ожидаемый результат: учащиеся должны  уметь применять знания на практике.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Сера" 10 класс скачать бесплатно»

Открытый урок 10В кл

Тема урока: Сера, ее оксиды и кислоты. Свойства разбавленной и концентрированной

серной кислоты. Сульфаты и их свойства.

Цель урока: Ознакомить с соединениями серы и их свойствами.

Задачи урока:

1. Расширить знания о свойствах соединений серы.

2. Развивать у учащихся мыслительную деятельность.

3. Прививать интерес к предмету.

Тип урока: комбинированный .

Наглядности: периодическая таблица.

Ожидаемый результат: учащиеся должны уметь применять знания на практике.


Ход урока

При входе в класс берут карточки (яблоко, груша, апельсин).

Таким образом разделимся на группы.

I этап. Побуждение.

Учитель: Здравствуйте! У меня сегодня хорошее настроение. А у вас?

Подойдите к магнитной доске и отметьте под смайликом своё настроение.  Замечательно. И так мы начинаем наш урок. (слайд 1)

         

 Для дальнейшей работы мы с вами должны выработать критерии ответов от групп.

Критерии оценки

Правила работы в группах

Доступность изложения.

Полнота изложения.

Аккуратность оформления

 

1.      Выслушивать всех и каждого

2.      Говорить спокойно

3.      Выступающие от групп, каждый раз разные

4.      Активное участие всех членов группы обязательно


І. Орг. Момент.

II. Опрос домашнего задания по теме азот и его соединения. Задания группам.

1. Решите цепочку уравнений реакций:

А) N2 → NH3 → NH4NO3→ N2О Б) NH3 → NH4OH → (NH4)2SO4→ NH3→ NH4NO3→ N2О

↓ ↓ ↓ ↓ ↓

NO →NO2 →HNO3→ NаNO3→ NаNO2 N2 NH4Cl NO2 →HNO3


2. Заполните сравнительную таблицу, не заглядывая в шпаргалку:

Вопросы для сравнения

Аммиак

Азотная кислота

Химическая формула



Отношение к воде



Среда водного раствора



Характеристика как электролита



Физические свойства



Химические свойства



Способы получения



Применение




3. Пользуясь справочными данными заполните таблицу.

Название

Оксид азота I

Оксид азота II

Оксид азота III

Оксид азота IV

Оксид азота V

формула






Агрегатное состояние






Цвет






Токсичность для организма






Отношение к воде






Кислотно-основные свойства






Особые свойства






Получение






Химические свойства






Применение







4. Пользуясь картинкой опишите и расскажите о круговороте азота в природе


III. Повторение §2.1-2.3 «Эрудит»

Задача 1. Для гидросульфата натрия постройте графическую формулу и укажите виды химической связи в молекуле: ионная, ковалентная, полярная, ковалентная неполярная, координационная, металлическая, водородная. Объясните, что такое ионная связь? Приведите примеры ее влияния на свойства вещества.

Задача 2. Постройте графическую формулу нитрита аммония и укажите виды химической связи в этой молекуле. Покажите, какие (какая) связи «рвутся» при диссоциации. Объясните, что такое водородная связь? Приведите примеры ее влияния на свойства вещества.

Задача 3. Укажите виды химической связи в следующих молекулах: CH3Br, СаО, J2, NH4Cl. Каковы основные свойства данных видов связи?

Задача 4. Какая связь называется s- и какая — p-связью? Какая из них менее прочная? Изобразите структурные формулы молекулы азота, кислорода и водорода. Отметьте s- и p-связи на структурных схемах веществ.


IV. Изложение нового материала.

Материал для самостоятельного изучения учащихся.

Элементы VIA группы — это кислород, сера, селен, теллур и радио­активный металл полоний. Первые четыре имеют неметаллический характер и объединяются под общим названием халькогены, что означает “образующие руды”. Атомы элементов VIA группы содержат по шесть электронов на внешнем уровне: два на s-орбиталях и четыре на р-орбиталях: s2p4. Они могут проявлять валент­ность не только 2, но и 4 и 6.

Строение атома. Сера — элемент VIA группы. Ее электронная формула: 16S ls22s26 3s23p4

Распространение в природе. Сера является весьма распространенным элементом. Из соединений серы наиболее распространены сульфиды и сульфаты.

Физические свойства. Сера — твердое кристаллическое вещество желтого цвета. Она существует в трех аллотропных модификациях: ромби­ческая, моноклинная и пластическая сера. Наиболее устойчивой является ромбическая сера. В парообразном состоянии молекулы серы могут состоять из молекул S2, S4, S8, Smb зависимости от температуры. В воде сера не растворяется, плохо растворяется она в спирте и эфире, хорошо — в сероуглероде (CS2), бензоле и др.

Химические свойства. Сера в обычных условиях малоактивна, однако при повышении температуры ее активность растет. При высокой температуре сера непосредственно соединяется с водородом, образуя сероводород H2S. При поджигании на воздухе или в кислороде сера горит голубоватым пламенем, образуя газообразное вещество оксид серы (IV). Сера может образовывать сульфиды почти со всеми металлами, кроме золота, иридия и палладия. Сера непосредственно взаимодействует также с медью, алюминием, железом, цинком. Сера реагирует с оксидами, кислотами и солями, проявляющими сильное окислительное действие.

S + 2Н2 SO4 = 3SO2 ↑ + 2Н20

S + 2HN03= H2S04 + 2NO↑+ 3S + 2KC103 = 3S02 ↑+ 2KC1

3S + 6КОН = K2S03 + 2K2S + 3Н2О

Получение. Серу можно получить как из источников самородной серы, так и из ее соединений. В промышленности серу получают выплавкой самородной серы перегретым паром через скважины (метод Фраша). Расплавленная сера выносится на поверхность, где ее разли­вают в формы. В лаборатории серу можно получить окислением сероводорода или сульфидов металлов.

СОЕДИНЕНИЯ СЕРЫ.

Сероводород — бесцветный ядовитый газ с запахом тухлых яиц. Раствор сероводорода в воде представляет собой слабую серо­водородную кислоту. Для сероводорода характерны восстанови­тельные свойства. Сульфиды в водных растворах сильно гидро- лизованы. Все сульфиды также являются восстановителями.

Оксид серы (IV). Физические и химические свойства. Оксид серы (IV), или сернистый газ, S02 представляет собой бесцветный газ с резким удушливым запахом. При -10°С он переходит в жидкое состояние, а при -73°С затвердевает. В 1 л воды при комнатной температуре (20°С) растворяется около 40 объемов сернистого газа. Растворение частично сопровождается образованием сернистой кислоты. Он может проявлять свойства окислителя и восстановителя. В при­сутствии катализатора (Pt, V205) окисляется до серного ангидрида кислородом воздуха: 2S02 + 02→2S03

Сернистый газ обладает всеми свойствами кислотных оксидов: S02+ 2NaOH = Na2S03 + Н20

Оксид серы (VI), или серный ангидрид, S03 при обычных условиях представляет собой бесцветную жидкость, кипящую при 44,6°С, при 16,8°С она застывает в металлическую прозрачную массу. При нагревании выше 50°С кристаллы S03, не плавясь, возгоняются. Крайне гигроскопичен. Серный ангидрид весьма энергично, с выде­лением большого количества теплоты, взаимодействует с водой, образуя серную кислоту.

Серная кислота. Физические свойства. Серная кислота — бесцвет­ная, малолетучая, маслянистая жидкость плотностью 1,84 г/мл. Ее иногда называют “купоросным маслом” (в старину получали прока­ливанием железного купороса FeS04 *7H20). Она очень гигроскопична. Серная кислота хорошо растворяется в воде. Растворение сопровож­дается выделением большого количества теплоты. При попадании воды на поверхность кислоты она тут же превращается в пар, поэтому для смешивания серной кислоты с водой нужно обязательно вливать кислоту в воду небольшими порциями и перемешивать, а не наоборот! В противном случае первые порции воды могут закипеть и разбрызгать капли раствора серной кислоты, вызвав сильные ожоги.

Концентрированная серная кислота — сильное водоотнимающее средство. Поэтому ее часто используют как поглотитель в эксикаторах. Однако серная кислота поглощает не только свободную воду. Она отнимает ее у других соединений. Если в серную кислоту опустить лучинку или поместить кусочек сахара, то они через некоторое время обугливаются. Это объясняется тем, что серная кислота отнимает у древесины воду, оставляя углерод.

Химические свойства. Серная кислота является сильной и наиболее стойкой из известных минеральных кислот. Она может вытеснить из соли любую кислоту, на чем основаны лабораторные способы полу­чения различных кислот — азотной, хлороводородной (соляной), фтороводородной (плавиковой):

CaF2 + H2S04 = CaS04 + 2HF ↑

Разбавленная серная кислота проявляет все характерные свойства сильных кислот. Она реагирует с основными оксидами, основаниями и солями, в ней растворяются металлы, расположенные в ряду напря­жений левее водорода. При растворении металлов в разбавленной серной кислоте образуются сульфаты металлов и выделяется водород. При растворении железа, олова и других металлов, проявляющих несколько степеней окисления, образуются сульфаты металлов с низшей степенью окисления. Например:

Fe + H2S04 = FeS04 + Н2

Концентрированная серная кислота обладает сильными окис­лительными свойствами, она окисляет некоторые металлы, распо­ложенные в ряду напряжений после водорода (например, медь, се­ребро, ртуть), и многие неметаллы (например, углерод, серу, фос­фор). При этом выделяется не водород, а продукты восстановления серы (VI): S02, S или H2S. Степень окисления этих продуктов за­висит как от концентрации серной кислоты, так и от активности восстановителя.

Серная кислота является одной из наиболее сильных кислот. Она обладает сильными окислительными свойствами. Объем производства серной кислоты свидетельствует об уровне развития химической промышленности любого государства. Соли серной кислоты — сульфаты — также находят широкое применение в технике и промышленности.

Задания группам.

  1. Составьте кластер, отражающий ваши знания. Строение атома, свойства и способы получения серы.

  2. Составьте схему отражающую свойства и способы получения сероводородной кислоты и ее солей.

  3. Составьте схему отражающую свойства и способы получения кислородных соединений серы.

  4. Составьте кластер, отражающий ваши знания. Строение молекулы, свойства и способы получения серной кислоты и ее солей.


Закрепление материала.

    

  Первичное закрепление.

1 группа

2 группа

3 группа

Допишите уравнения реакций

H2+S-----

S + O2-----

SO+ O2----

S + Al -----

K2++ SO2----

Na+ S ----

Составьте уравнения реакций по следующей схеме:

SO2---- SO3---- Na2SO4

S---- SO2----H2SO4

SO3----H2SO4---CaSO4

 

Вторичное закрепление.

Задание- Предложите  свою идею использования серы в производстве.

Напишите мини-сочинение (3-5 предложений)


Подведение итогов урока (заполните третью колонку , что вы узнали на сегодняшнем уроке)


Рефлексия.

Что сегодня вам показалось самым интересным?

Что удивило вас?

Что понравилось в нашей работе и что не понравилось?


Д/з §7.10-7.12; повт. §2.4-2.6