18.12.2019
Конспект открытого урока в 7 классе
учителя математики Моу «Благодатновская школа» Амвросиевского района ДНР
Скубченко Татьяны Николаевны
Тема урока «Сложение и вычитание многочленов».
1.Организационный момент
Учитель:
Друзья мои, я очень рада
Войти в приветливый ваш класс
И для меня уже награда
Вниманье ваших добрых глаз.
Я знаю, каждый в классе гений,
Но без труда, талант не впрок
Из ваших знаний и умений,
Мы вместе сотворим урок.
Итак, начнем! Я надеюсь, что к работе вы приступаете с хорошим настроением!
Для начала разделимся на три группы и определим спикера.
2.Мотивация учащихся. Постановка целей и задач урока учащимися.
Перед вами анаграмма. Переставляя слоги или сочетания звуков местами получите слова и составьте название темы урока.
НИЕ – ЖЕ – СЛО
ЧИ – НИЕ – ВЫ – ТА
ГО – МНО – ЕН – ЧЛ - ОВ
(Дети: Сложение и вычитание многочленов).
Откройте тетради, запишите число, классная работа и тему урока. Записали тему?
Теперь давайте попробуем сформулировать цель сегодняшнего урока. (Дети: Наша цель: научиться складывать и вычитать многочлены).
Ребята, у каждого из вас, на столе, находится оценочный лист. Заполните его. Напишите свои фамилию и имя.
Оценочный лист.
Ф.И. учащегося ____________________________________Оценка _____
Этапы урока | Баллы |
Фронтальный опрос | |
Изучение нового материала | |
Первичное закрепление | |
Тестовая работа в группе | |
Итого баллов | |
3.Актуализация знаний (фронтальный опрос).
Правильный ответ 1 балл
Что называют многочленом?
Дайте определение одночлена?
Как называется числовой множитель у одночлена?
Как определить степень одночлена?
Как найти степень многочлена?
Как называются слагаемые, имеющие одну и ту же буквенную часть?
4. Изучение нового материала.
Ребята, сейчас перед вами лежит огромная ответственность. Вам предстоит изучить новую тему, и от того, как вы поработаете, будут зависеть ваши дальнейшие успехи и успехи ваших товарищей.
Внимательно изучите содержание лежащей перед вами карточки и выполните по образцу предложенное вам задание. После окончания работы над карточкой, спикер каждой группы выйдет к доске и объяснит остальным содержание своей карточки, а остальные учащиеся должны сделать соответствующие записи в тетради и по ходу объяснения задать вопросы, если возникнет необходимость.
Обучающая карточка №1 (1 группа)
Тема: «Сложение и вычитание многочленов»
Сложение многочленов
Алгоритм действий:
Составить сумму многочленов;
Раскрыть скобки, перед которыми стоит знак «+»;
Привести подобные члены в полученном многочлене.
Пример.
Сложите многочлены 5х2 + 7х – 9 и – 3х2 – 6х + 8.
(5х2 + 7х – 9) + (– 3х2 – 6х + 8) =5х2 + 7х – 9 – 3х2 – 6х + 8 = 2х2 + х – 1.
Задание.
Сложите многочлены: 4m3 – 3m + 2 и m3 – 2m – 4.
Ответ: (4m3 – 3m + 2)+(m3 – 2m – 4) = 4m3 – 3m + 2+m3 – 2m – 4 = 5m3 – 5m-2.
Вопросы учителя спикеру:
Как вы решали данные примеры? Что вы делали в первую очередь?
Как раскрываются скобки, перед которыми стоит знак «+»? (Формулируют правило).
Как называются выражения, стоящие в скобках? (Многочлены или трехчлен, или двучлен.)
А какой знак действия стоит между скобками? (Сложение.)
Значит, какую операцию мы сейчас с вами выполнили? (Сложение многочленов.)
Какое выражение должно получится в ответе, чтобы можно было считать, что задание выполнено верно? (Многочлен стандартного вида.)
Сформулируйте алгоритм сложения многочленов.
Обучающая карточка №2 (2 группа)
Тема: «Сложение и вычитание многочленов»
Вычитание многочленов
Алгоритм действий:
1.Составить разность многочленов;
2.Раскрыть скобки, перед которыми стоит знак «-»;
3.Привести подобные члены в полученном многочлене.
Пример.
Выполните вычитание многочленов 5х2 - х +8 и 2х2 – 7х -1.
(5х2 - х +8) - (2х2 – 7х -1) = 5х2 - х +8 - 2х2 + 7х +1 = 3х2 + 6х + 9.
Задание.
Выполните вычитание многочленов: 4m3 – 3m + 2 и m3 – 2m – 4.
Ответ: (4m3 – 3m + 2)-(m3 – 2m – 4) = 4m3 – 3m + 2 -m3 +2m+ 4 = 3m3 – m+ 6.
Вопросы учителя спикеру:
А какому правилу раскрытия скобок решала задания ваша группа? (Перед которыми стоит знак «-»
- А как по - другому можно назвать теперь это действие? (Вычитание многочленов)
- Вспомните правило раскрытия скобок, перед которыми стоит знак « - » ?
-
Сформулируйте алгоритм вычитания многочленов.
Обучающая карточка №3 (3 группа)
Тема: «Сложение и вычитание многочленов»
Правила раскрытия скобок
Если перед скобками ставится знак «плюс», то члены, которые заключают в скобки, записывают с теми же знаками;
если перед скобками ставится знак «минус», то члены, заключаемые в скобки, записывают с противоположными знаками.
Пример.
3х3-2х2+(-х+4) = 3х3 -2х2-х+4
3х3-2х2 –(х-4) + 3х3 -2х2-х+4
Задание.
Раскройте скобки:
(n - m) + (c + d) – (x – y) – (k - z)
Ответ: (n - m) + (c + d) – (x – y) – (k - z)=(n - m) + (c + d) – (x – y) – (k - z) .
Спикеры готовят необходимые записи на доске для объяснения нового материала и объясняют его.
Занести в оценочный лист за работу в группе – 1 балл, за объяснение темы у доски – 2 балла
5.Физминутка
Закройте глаза, расслабьте тело,
Представьте – вы птицы, вы вдруг полетели!
Теперь в океане дельфином плывёте,
Теперь в саду яблоки спелые рвёте.
Налево, направо, вокруг посмотрели,
Открыли глаза, и снова за дело.
6.Первичное закрепление материала
За правильно решенный пример - 1 балл
Работа у доски по учебнику: к доске вызываются по 3 учащегося из каждой группы. Остальные решают на месте, в тетради.
7.Самостоятельная тестовая работа в группе.
Каждой группе выдаются карточки с тестами.
Задание 1: Решите уравнение
(7х – 9) + (2х – 8) = 1
и) 4;
н)0;
ф)2;
ш) – 2.
Задание 2: Решите уравнение
(12х + 5) – (3х – 7) = 3
и) –1;
н) 0;
ф) 81;
ш) 1 .
Задание 3: Решите уравнение
30х + 5(3х – 1) = 35х – 25
и) –1;
н) –2;
ф) 3;
ш) – 5.
Задание 4: Решите уравнение
7(2х+1)+5(3х+1)=70
н) –1;
ш) 0.
и) 2;
ф) 1;
Задание 5: Решите уравнение
2(2х-3)+(7х-13)+3(5-2х)=6(х-1)
и) 2;
ш) –2;
ф) 0;
н) 1.
Результатом выполнения тестовых заданий будет слово «Финиш». Участникам группы, справившейся с заданием первыми – 2 балла. Остальным – 1 балл.
8.Подведение итогов урока. Рефлексия
Действительно, ребята, мы подошли к финишу нашего урока. И настало время подвести итоги. Давайте посчитаем количество набранных вами сегодня за урок баллы. И узнаем оценку, которую вы получили.
Перевод баллов в оценку |
Количество баллов | Оценка |
0 - 1 | « 2 » |
2 – 3 | « 3 » |
4 - 6 | « 4 » |
7 и более | « 5 » |
Какова тема сегодняшнего урока?
Какова была цель урока?
Учащимся предлагается по желанию продолжить предложение:
Теперь я знаю__________________________________________
На уроке я научился (научилась)__________________________
Теперь я умею _________________________________________
На уроке мне понравилось _______________________________
На уроке мне пригодились знания_________________________
Для меня было сложно…
Я набрал за урок ______ баллов, моя оценка ________.
С урока я ухожу с ___________________________ настроением!
9.Домашнее задание
п.24. № 589(в,г) – на «3»; № 595(в,г) – на «4»; № 593 – на «5»
Приложение 1
Решите анаграмму.
Переставляя слоги или сочетания звуков местами получите слова и составьте название темы урока.
НИЕ – ЖЕ – СЛО – И
ЧИ – НИЕ – ВЫ – ТА
ГО – МНО – ЕН – ЧЛ - ОВ
Тема урока: ______________________________________________
Приложение 2
Оценочный лист.
Ф.И. учащегося ____________________________________________ Оценка _____
Этапы урока | Баллы |
Фронтальный опрос | |
Изучение нового материала | |
Первичное закрепление | |
Тестовая работа в группе | |
Итого баллов | |
Приложение 3
Обучающая карточка №1 (1 группа)
Тема: «Сложение и вычитание многочленов»
Сложение многочленов
Алгоритм действий:
Составить сумму многочленов;
Раскрыть скобки, перед которыми стоит знак «+»;
Привести подобные члены в полученном многочлене.
Пример.
Сложите многочлены 5х2 + 7х – 9 и – 3х2 – 6х + 8.
(5х2 + 7х – 9) + (– 3х2 – 6х + 8) =5х2 + 7х – 9 – 3х2 – 6х + 8 = 2х2 + х – 1.
Задание.
Сложите многочлены: 4m3 – 3m + 2 и m3 – 2m – 4.
Обучающая карточка №2 (2 группа)
Тема: «Сложение и вычитание многочленов»
Вычитание многочленов
Алгоритм действий:
1.Составить разность многочленов;
2.Раскрыть скобки, перед которыми стоит знак «-»;
3.Привести подобные члены в полученном многочлене.
Пример.
Выполните вычитание многочленов 5х2 - х +8 и 2х2 – 7х -1.
(5х2 - х +8) - (2х2 – 7х -1) = 5х2 - х +8 - 2х2 + 7х +1 = 3х2 + 6х + 9.
Задание.
Выполните вычитание многочленов: 4m3 – 3m + 2 и m3 – 2m – 4.
Обучающая карточка №3 (3 группа)
Тема: «Сложение и вычитание многочленов»
Правила раскрытия скобок
Если перед скобками ставится знак «плюс», то члены, которые заключают в скобки, записывают с теми же знаками;
Если перед скобками ставится знак «минус», то члены, заключаемые в скобки, записывают с противоположными знаками.
Пример.
3х3-2х2+(-х+4) = 3х3 -2х2-х+4
3х3-2х2 –(х-4) + 3х3 -2х2-х+4
Задание.
Раскройте скобки:
(n - m) + (c + d) – (x – y) – (k - z)
Приложение 4
Самостоятельная тестовая работа
Задание 1: Решите уравнение
(7х – 9) + (2х – 8) = 1
и) 4;
н) 0;
ф) 2;
ш) – 2.
Задание 2: Решите уравнение
(12х + 5) – (3х – 7) = 3
и) – 1;
н) 0;
ф) 81;
ш) 1 .
Задание 3: Решите уравнение
30х + 5(3х – 1) = 35х – 25
и) – 1;
н) – 2;
ф) 3;
ш) – 5.
Задание 4: Решите уравнение
7(2х+1)+5(3х+1)=70
н) – 1;
ш) 0.
и) 2;
ф) 1;
Задание 5: Решите уравнение
2(2х-3)+(7х-13)+3(5-2х)=6(х-1)
и) 2;
ш) – 2;
ф) 0;
н) 1.
Приложение 5
Перевод баллов в оценку |
Количество баллов | Оценка |
0 - 1 | « 2 » |
2 – 4 | « 3 » |
5 - 7 | « 4 » |
8 и более | « 5 » |
Приложение 6
Продолжите предложение:
Теперь я знаю _______________________________________________________
На уроке я научился (научилась) _______________________________________
Теперь я умею _______________________________________________________
На уроке мне понравилось _____________________________________________
На уроке мне пригодились знания_______________________________________
Для меня было сложно_________________________________________________
Я набрал за урок ______ баллов, моя оценка ________.
С урока я ухожу с _________________________________________ настроением!