II. Актуализация знаний Чистописание Устный счёт Индивидуальная работа | Давайте, ребята, учиться считать: Делить, умножать, прибавлять, вычитать. Запомните все, что без точного счета Не сдвинется с места любая работа. Без счета не будет на улице света, Без счета не сможет подняться ракета. Беритесь, ребята, скорей за работу! Учитесь считать, чтоб не сбиться со счету! Начинаем наш урок с минутки чистописания. Попробуйте отгадать, какую цифру будем прописывать. Стоит она среди листа Одна, когда тетрадь пуста. Задрав свой нос до потолка, Она бранит ученика. И словно цапля средь болот Его за лень она клюет. Хоть у нее одна нога Она стройна, горда, строга. Ни журавль то, ни синица. А всего лишь.. (Ответ: Единица) Обратите внимание, цифра облокачивается на правую сторону клетки. Пропишите через клетку. 2) Угадайте, кто сегодня пришёл к нам на устный счёт: Он мальчишка деревянный, Острый нос, немного странный. Ключ имеет золотой. Угадай-ка, кто такой. (Буратино) а) Мальвина дала Буратино задание написать числовой ряд. А Буратино заигрался и вспомнил о задании слишком поздно. Он сделал все наспех и, не проверив, отдал Мальвине. Проверьте, не допустил ли Буратино ошибок. (На доске карточки с числами.) 0, 1, 2, 3, 3, 4, 5, 7, 9, 8, 10. - Что Буратино сделал неправильно? (Написал два раза число 3, пропустил число 6, поменял местами числа 8 и 9.) - Исправьте ошибки Буратино. Давайте запишем числовой ряд правильно. Отступите одну клетку, напишите в правильном порядке. б) А теперь давайте поможем Буратино ответить на вопросы, а трое желающих помогут выполнить ещё одно задание: (У доски работают три ученика, расставляя знаки) 2 5 | | 2 + 1 3 | | 6 5 | 6 9 | | 6 – 1 6 | | 4 1 | - число, следующее за числом 4,7 - число, стоящее перед числом 3,1 - соседей числа 4,9 - какое число предшествует число 5,8. |
III. Самоопределение к деятельности Формулировка темы и цели урока. | А) Игра "Где мое место?" - Прошу выйти сюда ребят, у которых на столах лежат цифры. Построитесь, пожалуйста, по порядку номеров у доски. - Правильно ли построились ребята? - Первый, второй, третий, четвертый, пятый – шаг вперед. - Сколько ребят сделали шаг вперед? (5.) - Прибавим к этому числу 1. Какой ученик сделает шаг вперед? (Шестой.) - К 5 прибавили 1 получили 6. А если к 6 прибавим 1, ученик с какой карточкой сделает шаг вперед? (7.) - К 6 прибавили 1 получили 7. А если к 7 прибавим 1, ученик с какой карточкой сделает шаг вперед? (8.) - Сделайте вывод: какое число мы получаем, если прибавляем к числу 1? (Если прибавляем к числу 1, получается следующее число.) - Повторите вывод, приводя свой пример. - Десятый ученик, сядь, пожалуйста, на место. - Сколько было учеников? (10.) - Сколько учеников сели на свое место? (1.) - Сколько учеников осталось? (9.) - Как это записать? (10 - 1 = 9.) - Девятый ученик, сядь, пожалуйста, на место. - Сколько было учеников? (9.) - Сколько учеников сели на свое место? (1.) - Сколько учеников осталось? (8.) - Как это записать? (9 - 1 = 8.) Прошу выйти к доске 9 девочек. Проверьте, у всех ли девочек правильный порядковый номер в руке? Первый, третий, пятый, седьмой – шаг вперед. - Сколько девочек сделали шаг вперед? (4.) (Аналогично рассматривается еще несколько случаев) - Кто догадался, чему мы научимся на уроке? Сформулируйте тему урока. (Прибавлять и вычитать число 1.) |
IV. Работа по теме урока. Этап усвоения новых знаний. (работа по учебнику) Работа в парах | - Откройте учебник на с. 80. Посмотрите, правильно ли мы определили, чем будем заниматься на уроке. - Прочитайте в учебнике предложение, в котором говорится о том, как прибавить число 1. - Кто может закончить следующее предложение? (Чтобы вычесть из числа один, надо назвать предыдущее число.) - Каким видом спорта занимаются лягушата? (Прыжками в воду.) Далее учащиеся 1-го варианта объясняют 2-му варианту, сколько лягушат уже в бассейне, сколько прыгнуло, сколько лягушат сейчас станет в воде, и заполняют первую таблицу. - Сколько всего лягушат? (10.) - Сколько лягушат уже в воде? (1.) - В воде 1 лягушонок, и еще 1 уже спрыгнул с мостика. Сколько лягушат сейчас будет в воде? (2.) - Как это записать? Далее учащиеся 2-го варианта объясняют 1-му, сколько лягушат на вышке, сколько прыгнуло, сколько лягушат осталось, и заполняют вторую таблицу. - Сколько всего лягушат было на вышке? (10.) - Сколько лягушат прыгнуло? (1.) - Сколько осталось? (9.) - Как это записать. Прочитайте первое выражение. (10 - 1 = 9.) – Посмотрите внимательно на столбики примеров, записанные в учебнике. Что заметили? – Какой знак показывает, что число увеличили? (Плюс.) – Какой знак показывает, что число уменьшили? (Минус.) – Знак «+» указывает также на то, что мы должны выполнить арифметическое действие, которое в математике называется сложением. – Знак «–» обозначает другое арифметическое действие – вычитание. |
Физкультминутка. | Раз - согнуться, разогнуться, Два - нагнуться, потянуться, Три - в ладони три хлопка, Головою три кивка. На четыре - руки шире, Пять, шесть - тихо сесть, Семь, восемь - лень отбросим. |
V. Продолжение работы по теме урока. Первичное закрепление. Работа в РТ | Пропедевтика темы «Задача» На доске 3 коричневых котенка и 1 серый. - Составьте рассказ, содержащий вопрос. - Какое равенство можно составить? (3 + 1 = 4.) - А теперь откройте РТ на с. 29 №1. (№ 2 с. 81 учебник). (Учащиеся составляют по рисункам рассказы, содержащие вопрос, говорят о том, что известно в рассказе и что требуется узнать, а затем с комментированием записывают в тетради решение.) - И опять Мальвина дала задание Буратино. Нужно подобрать для каждого зайчика свою морковку! |
VI. Итог урока (рефлексия). Самооценка | - Молодцы. Хорошо работали на уроке ............ - Чему учились на уроке? (Прибавлять 1, вычитать 1.) - Как прибавить число 1? (Чтобы прибавить к числу 1, надо назвать следующее число.) - Как вычесть число 1? (Чтобы вычесть из числа один, надо назвать предыдущее число.) Рефлексия «Светофор» Поднимите смайлики. |