СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Смысл финала. Творчество И.А. Гончарова в оценке критики".

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Смысл финала. Творчество И.А. Гончарова в оценке критики".»

Тема урока:

Смысл финала. Творчество И.А. Гончарова в оценке критики.

Цели урока: 1). Обучение работе с критической статьёй; 2). Показать отражение романа в критике разных писателей; 3). Сравнительный анализ оценки обломовщины критиками; 4) воспитывать интерес к изучению произведения.

Ход урока:

  1. Орг.момент.

  2. Опрос д/задания. (рассказ о последних годах жизни Обломова).

  3. Сравнительный анализ критических статей русских критиков: (запись в тетрадях основных положений статей критиков)

Н.А. Добролюбов. Статья «Что такое обломовщина?»

А.В. Дружинин. Статья «Обломов»

Н.О. Лосский. Статья «Характер русского народа»

В истории Обломова «отразилась русская жизнь, в ней предстает перед нами живой, современный русский тип.»

Обломовщина «служит ключом к разгадке многих явлений русской жизни.»

« В чем заключается главные черты обломовского характера? В совершенной инертности, происходящей от его апатии ко всему, что делается на свете.» «Ясно, что Обломов не тупая, апатичная натура, без стремлений и чувств, а человек, тоже чего-то ищущий в своей жизни, о чем-то думающий. Но гнусная привычка получать удовлетворение своих желаний не от собственных умственных усилий, а от других, - развила в нем апатическую неподвижность и повергла его в состояние нравственного рабства.»

«Давно уже замечено, что все герои замечательных русских повестей и романов страдают оттого, что не видят цели в жизни и не находят себе приличной деятельности. Вследствие того они чувствуют скуку и отвращение от всякого дела, в чем представляют разительное сходство с Обломовым.»

«Заспанный Обломов, уроженец заспанной «Обломовки», свободен от нравственных болезней. Он не заражен житейским развратом и на всякую вещь смотрит прямо…»

«Он сам не способен ни к какой деятельности…, но из этого не следует, что другие люди при других обстоятельствах, условиях не могли бы подвинуть Обломова на мысль и благое дело.»

«Ребенок по натуре и по условиям своего развития, И.И. во многом оставил за собой простоту и чистоту ребенка.»

«По практичности, по силе воли, по знанию жизни, он далеко ниже своей Ольги и Штольца, людей хороших и современных, по инстинкту правды и теплоте своей натуры он их, несомненно, выше.»

«Он дорог нам, … как незлобный и нежный ребенок, способный… на дела истинной любви и милосердия.»

«Он любезен нам как чудак, который в нашу эпоху себялюбия… не обидел ни одного человека…»

«Обломов любезен всем нам и стоит беспредельной любви»…




«В юности он воображал себя полководцем, мыслителем, великим художником… И это не пустые мечты, он в самом деле талантлив и умен.» «Если бы к этому таланту присоединить упорный труд…»

«…Нужно выработать привычку к систематическому труду…»

«Не только крепостное право, как думает Добролюбов, причина обломовщины – леность. Обломовщина порождается не только этим. Обломовщина есть во многих случаях обратная сторона высоких свойств русского человека – стремление к полному совершенству и чуткости к недостаткам нашей действительности.»

«…Обломовщина выражается у русских людей тем, что … богатые одаренные русские натуры ограничиваются нередко только оригинальным замыслом.»





II. Вопросы для сравнительного анализа статей критиков:

  1. Какие черты характера Обломова подчеркивает каждый из критиков?

  2. В чем они видят причину обломовщины?

  3. Кто из критиков более объективен, на ваш взгляд, в оценки Обломова? Почему?



III. Домашнее задание:

Подберите пять цитат из текста, заключающие характеристику Обломова другими героями романа.