Актуализация изученного с введением в новую тему урока | Беседа | | Прочитайте сочетания с числительными. Запишите их, выделяя морфемы: около 2700000 рублей; 11 классами; 500 избирателями; 8,7 площади; в 2017 году; о 900 слушателях; с 70000000 человек. Назовите простые числительны, назовите составные числительные. Распределите числительные на группы (в зависимости от разряда). Числительные, обозначающие целые числа: два миллиарда семьсот тысяч, одиннадцать, пятьсот, две тысячи семнадцать, девятьсот, семь миллионов. Дробные числительные: восемь целых семь девятых, одна вторая ,пять шестых. -По какому принципу вы разделили числительные именно на такие группы? -Разрядами каких числительных являются дробные и числительные, обозначающие целые числа? Какой разряд количественных числительных вы не назвали? Думаю, вы догадались, о чём сегодня пойдёт речь. Сформулируйте тему сегодняшнего урока | Отвечают на вопросы учителя, работают самостоятельно в тетрадях Числительные первой группы представляют собой целые числа, а числительные второй группы – дробные Количественных Собирательные | Примеры числительных отображаются с помощью презентации |
Объяснение нового материала | Эвристическая беседа. Постановка целей и задач урока. Коллективное обсуждение. Слово учителя | | Представляю вопросы, на которые мы будем отвечать на уроке: 1) На какой вопрос отвечают и что обозначают собирательные числительные? 2) С какими именами существительными могут сочетаться собирательные числительные? Что мы уже знаем о собирательных числительных, исходя из того, что уже изучено на предыдущих уроках? Образуйте по собирательные числительные от числительных, обозначающих целые числа, 3, 4, 5 и т.д. Задание. На карточках пословицы, поговорки, в которых употребляются количественные числительные. Прочитайте пословицы и поговорки. Среди пословиц и поговорок найдите те, в которых есть собирательные числительные. Объясните смысл этих пословиц и поговорок. 1 комплект. 1. Один в поле не воин. 2. Горе на двоих - полгоря, радость на двоих - две радости. 3. Не узнавай друга в три дня - узнавай в три года. 4. Один раз солгал - навек лгуном стал. 2 комплект. 1. Руки поборют одного, знанье - тысячу. 2. Чтобы научиться трудолюбию, нужно три года, чтобы научиться лени - только три дня. 3. Одна мудрая голова ста голов стоит. 4. Двое пашут, а семеро руками машут. 3 комплект. 1. Одна весна на Родине лучше, чем сто весен на чужбине. 2. Ему семерых посади – всех до смерти заврет. 3. Семь раз отмерь, а один- отрежь. 4. Не имей сто рублей, а имей сто друзей. 4 комплект. 1. Одна голова хорошо, а две лучше 2. Один с сошкой, а семеро с ложкой. 3. Ум хорошо, а два лучше. 4. Семь пятниц на неделе. Постановка первой учебной задачи. Теперь я хочу предложить вам разобраться в одной проблемной ситуации, в которой вполне мог бы оказаться любой из вас. Антону уже давно нравилась девочка Настя из параллельного класса. Так нравилась, что на каждой перемене он всегда был неподалёку от неё. Но подойти, заговорить с ней он не мог: она всегда была в окружении подруг. И вот идёт он как-то по коридору, а навстречу ему Настя. И тоже одна. Поравнялась она с ним и спрашивает: “Что это ты в одиночестве? Вас же всегда четверо друзей-неразлучников?” Антон не ожидал, что она с ним заговорит, смутился, но довольно браво ответил: “Ты тоже одна, а вас всегда пятеро подруг”. Но что такое? Настя вдруг нахмурилась и чётко произнесла: “Грамотей!” После чего она резко повернулась и ушла. А Антон с растерянным видом остался стоять один. - Как вы считаете, что произошло? Почему Настя, назвав Антона грамотеем, ушла? - А вы знаете, с какими существительными могут сочетаться собирательные числительные? - Где можно найти эту информацию? - Я вам предлагаю самим, не используя учебники и справочную литературу, сделать самостоятельно вывод о том, с какими существительными сочетаются собирательные числительные. - Вот мы и подошли к вопросу о том, с какими существительными сочетаются собирательные числительные. - Теперь вы можете объяснить, почему Настя, назвав Антона грамотеем, ушла? - Важно ли уметь правильно употреблять в речи собирательные числительные? - В каких ещё жизненных ситуациях, как вам кажется, может помешать неумение грамотно строить свою речь? - Чтобы вы не ошибались, давайте составим алгоритм, с помощью которого вы будете решать, можно употреблять собирательное числительное с конкретным существительным. Задание. Определить с помощью составленного алгоритма, в каких случаях допустимо сочетание собирательного числительного с существительным. 1. (Трое) студентов успешно сдали экзамен. 2. (Пятеро) лучших балерин участвуют в новом спектакле. 3. (Пятеро) суток понадобилось нам, чтобы добраться до места назначения. 4. На лесной поляне резвились (шестеро) волчат. 5. Четверо дельфинов порадовали своим выступлением посетителей дельфинария. | Собирательные числительные относятся к разрядку количественных числительных и отвечают на вопрос сколько Учащиеся образовывают числительные двое, трое, четверо и т.д. Читают пословицы. Затем один ученик из каждой группы вслух аргументирует свой выбор. Остальные учащиеся проверяют по тетради Учащиеся внимательно слушают учителя Ученики предлагают свои варианты ответа Нет В учебнике Учащиеся обращают внимание на презентацию, на которой на картинках изображены примеры существительных, с которыми могут сочетаться собирательные числительные. После рассмотрения картинок учащиеся сами формулируют правило употребления существительных с собирательными числительными. Учащиеся объясняют, что герой рассказа неправильно употребил собирательное числительное с существительным. Правильно было бы сказать пять подруг, а не пятеро подруг, так как собирательные числительные не сочетаются с существительными, обозначающие лиц женского пола Дети рассматривают алгоритм. Пытаются с помощью него построить правило Учащиеся выполняют задание в тетрадях, один ученик с использованием алгоритма вслух комментирует написание | Выдается раздаточный материал на каждого ученика На экране появляется алгоритм |
Закрепление и применение новых знаний | Упражнение. Работа с классом | | Теперь выполним небольшую самостоятельную работу, с помощью которой мы поймем, хорошо ли вы усвоили новый материал 1. Найди строчку, в которой все числительные собирательные: а) пятнадцать, три вторых, семеро; б) двое, три, четверо в) трое, шестеро, семеро. 2. Найди ошибку: а) семеро козлят; б) пятеро девчат; в) четверо друзей. 3. Найди правильное сочетание собирательного числительного с существительным: а) двое подруг; б) двое котят; в) двое манекенщиц. | Учащиеся в тетрадях выполняют задание | Выдается раздаточный материал |