Конспект урока по русскому языку
Учитель: Марушина Надежда Алексеевна
Учреждение: МБОУ СОШ №7 г. Касимов
Предмет: Русский язык
Класс: 1
УМК: «Начальная школа XXI века»
Тема урока: Собственные имена. Речевой этикет: ситуация знакомства.
Тип урока: изучение нового материала.
Формы: фронтальная, работа в парах, индивидуальная работа
Технологии: проблемный диалог, здоровьесберегающие, ИКТ.
Методы обучения: проблемно-поисковые, практические, словесные, игровые.
Основные понятия, термины: вежливые слова при ситуации знакомства, имена собственные
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, документ-камераAVerVision U1 презентация, учебник «Русский язык» и рабочая тетрадь к учебнику, карточки с заданием; у учащихся - цветные карандаши, смайлики для оценивания .
Тема раздела | Развитие речи. |
Тема изучения | Собственные имена. Речевой этикет: ситуация знакомства. |
Цель | - формировать умение различать имена собственные; - создать условия для выбора языковых средств, в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативных задач. |
Планируемый результат |
Личностные умения: - проявлять готовность и способность к саморазвитию. - формировать целостный взгляд на мир, уважительное отношение к иному мнению; принятие социальной роли обучающегося, - развивать мотивы учебной деятельности и личностного смысла учения; - проявлять этические чувства, доброжелательность и эмоционально нравственную отзывчивость; - повысить интерес учащихся к художественным произведениям и русскому языку. | Познавательные умения: - использовать общие приёмы решения задач - преобразовывать практическую задачу в познавательную; - самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; Регулятивные умения: - выполнять задание в соответствии с поставленной целью, отвечать на конкретный вопрос; - проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности. - развивать умение правильно строить предложения; - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале в сотрудничестве с учителем. Коммуникативные умения: - формулировать свои затруднения; - формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы; - формировать умения делать самостоятельно выводы, обобщения; - адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. | Предметные умения: научатся: - оформлять имена собственные на письме, - выбирать имена собственные, подходящие по смыслу. |
Содержание урока
№ | Этап урока | Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Методический комментарий |
1. | Организационный этап. Мотивация. Мотивация учащихся. Психологическая подготовка к восприятию темы. | Цель – создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. |
Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку, устанавливается позитивный настрой на урок. Рисуют своё настроение на рабочих листах. (солнышко, тучка, дождик) | Придумано кем-то просто и мудро: При встрече здороваться: «Доброе утро!» Доброе утро солнцу и птицам, Доброе утро улыбчивым лицам! - Какие ещё слова приветствия мы с вами изучали на уроках русского языка? (Здравствуйте, здравствуй, привет и т.д.) Какой смысл мы вкладываем в слово «здравствуйте», когда произносим его друг другу? (Мы желаем здоровья, добра, хорошего настроения.) Давайте обозначим своё настроение в начале урока. В левом углу листа нарисуйте своё настроение. | Слайд 1. Установление эмоционального контакта. |
2. | Актуализация | Цель – повторение изученного материала, необходимого для открытия нового знания , и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося. |
| | Чистописание |
| | Записывают буквы и слова в тетрадях. Оценивают себя по критериям «правильно», «красиво», «аккуратно» Выполняют операцию классификации по признаку- одушевленные, неодушевленные. На вопрос «ЧТО?» отвечают слова: парта, гроза, театр. На вопрос «КТО?» - петух Рисуют звуковую модель в тетрадях. | - Сели правильно, проверили расположение учебных принадлежностей к уроку. Напишите красиво: г/, п//, р//, т/// - Какие это буквы: гласные или согласные? Что у них общего? (одинаковые элементы) Найдите самую красивую букву, подчеркните. И слова: парта, гроза, петух, театр Найдите «лишнее» среди написанных слов Составьте звуковую модель этого слова Проверка на интерактивной доске. | Работа с документ -камерой Работа с интерактивной доской. |
| | Тестирование |
| | Выполняют задание, работая с пультами интерактивной системы. | Организует обобщение актуализированных знаний. Отвечайте –да (+), если вы согласны с утверждением, или –нет(-), если не согласны. Фиксация индивидуального затруднения. (Фиксирует ответы, задает индивидуальные вопросы в случае неверных ответов). | Слайд 2,3,4,5,6,7,8,9 Работа с системой интерактивного тестирования |
3 | Самоопределение к деятельности | Цель: учить формулировать тему урока, соотносить мотив деятельности с целью |
| | Высказывают свои предположения. | На экране слова, выбранные детьми, отвечающие на вопрос «КТО?» девочка Маша корова Мурка кот Матроскин Что вы заметили в написании этих слов? (некоторые написаны с большой буквы) - Как вы думаете, какова цель нашего урока? Что вы сегодня узнаете? (Предположения учащихся) | Слайд 10 |
4. | Физкультминутка. | Цель - создать условия для снятия утомляемости учащихся. |
5 | Изучение нового материала | Цель –создать условия для формирования умения различать имена собственные |
| | Высказывают свои предположения. | Определение границ знания и незнания. Какие случаи употребления заглавной буквы в словах мы уже рассматривали? С какими случаями мы ещё не работали? - Вспомните, какие ещё слова пишутся с большой буквы? Как называются все эти слова? Как их правильно употреблять и записывать. Прочитать информацию на странице учебника(с.25) | Работа с учебником |
6. | Этап отработки умений и навыков изученного. | Цель - создать условия для освоения способа действия с полученными знаниями о правописании имён собственных в практической деятельности. |
| | Слушают инструкцию учителя и выполняют задание. Читают предложения, размышляют. Доказывают свою точку зрения. Работают в тетрадях. | Учащимся дается задание практического характера на дифференциацию имен собственных и нарицательных На экране предложения с пропущенными словами: Наша ______ пришла с _______ . (поля, Поля) Пес ________ поймал воздушный _______ . (шарик, Шарик) Улетел ______ за город ______ . (орёл, Орёл) После составления предложений выписать имена собственные в тетрадь. | Слайд 11 Работа с интерактивной доской |
6. | | Цель - создать условия для выбора языковых средств. |
| | Обсуждают ситуацию знакомства и представления себя. Подводят итоги анализа ситуации и проблемных вопросов. | В каких ситуациях вам приходится самим называть свое имя? (когда знакомятся с кем – либо) Давайте вспомним правила знакомства. Первым должен называть имя тот… Если вы пришли на день рождения, хозяин… Младших по возрасту представляют… Если вы хотите познакомить кого-либо со своим другом, скажите:… Как вы думаете, а знакомиться со сверстниками и со взрослыми надо одинаково? | |
Ход урока:
Организационный момент:
- Добрый день, ребята! Мне хочется начать наш урок с улыбки. Ведь улыбка располагает к приятному общению. Я улыбаюсь вам, а вы улыбнитесь мне. А теперь улыбнитесь друг другу, окружающим. (Сажаю детей)
- А теперь настроимся на работу. Откроем ладошки новым знаниям и произнесем волшебную фразу: «Я хочу много знать». Ведь вокруг нас так много интересного, стоит только оглянуться по сторонам. Но в любом деле необходимо соблюдать определенные правила: (слайд №2)
- Я желаю вам успехов.
Введение в тему урока.
- Послушайте внимательно загадку, постарайтесь её отгадать.
Тает снежок.
Ожил лужок.
День прибывает.
Когда это бывает?
(Весной) (Слайд № 3)
- Правильно. На дворе весна. Замечательное и прекрасное время года. Появляются первые проталины. И небо уже не такое, как было зимой – не бесцветное, а ярко – синее с пушистыми облаками.
- Назовите весенние месяцы. (Март, апрель, май).
- Какой сейчас месяц? (Апрель)
- Апрель – месяц весенних вод. Кажется вся земля, встречая весну, спешит получше умыться перед тем, как надеть свой наряд из зелёных трав, листвы, цветов.
- А вы знаете, что обозначает слово апрель?
весна
Гимнастика для глаз.
- Следите за движущимися предметами. (слайд №11)
Открытие новых знаний.
Фронтальная работа.
- Рассмотрите внимательно картину. (Слайд №12)
- Составьте несколько предложений по этой картинке.
- Сейчас я буду указывать на предмет, а вы называете слово и задаете к нему вопрос.
-Какие слова отвечают на вопрос кто?
-Какие слова отвечают на вопрос что?
-Сформулируйте вывод: О людях и животных спрашивают кто?, о других предметах – что?(слайд №13)
Сравнение с авторским выводом. (учебник «Русский язык 1 класс» автор Н.В.Нечаева, стр 51.)
- Чтение глазами.
-Вслух.
Физкультминутка.
- Я буду читать слова. Если слово отвечает на вопрос кто? мальчики приседают, если слово отвечает на вопрос что? девочки подпрыгивают.
(Солнце, бабочка, дети, скворечник, муравей, дождь, облака, грач.)
Первичное закрепление открытых знаний, развитие умений.
Игра «Доскажи словечко»:
Апрель, апрель,
На дворе звенит … . (слайд №14)
Если с крыши потекло
И сугробы ниже –
Значит, солнце припекло, убирайте … . (слайд№15)
Верещунья, белобока,
И зовут её … . (слайд№16)
На ветке не птичка –
Зверёк-невеличка,
Мех тёплый, как грелка.
Кто же это? … . . (слайд№17)
Самостоятельная работа.
Сейчас поработаем в группах.
- Подберите подходящие по смыслу слова, которые отвечают на вопросы кто? что?
Весна.
Наступила (что?) … . Ярко светит (что?) … . Бегут говорливые (что?) … . (Кто?) … пускают кораблики. Летят перелетные (кто?) … . Все рады приходу весны.
Слова для справок: солнце, птицы, весна, ручейки, дети.
- Прочитайте текст.
Рефлексия, итог урока.
Послушайте стихотворение «Родное».(слайд №18)
Я узнал, что у меня
Есть огромная родня:
И тропинка, и лесок
В поле - каждый колосок,
Звери, птицы и жуки,
Муравьи и мотыльки...
Всё что рядышком со мною, -
Это всё моё родное!
Как же мне в краю родном
Не заботиться о нём!
Всех о ком мы говорили на уроке надо бережно охранять и защищать. Ведь недаром говорится: «Поймаешь бабочку - она погибнет, сорвёшь цветок - он увянет, и тогда становится понятно, что к красоте можно прикоснуться лишь сердцем. Прикасаясь руками, мы губим красоту, губим природу».
-Что вам понравилось на уроке?
-Что вызвало затруднения?
-Какие слова отвечают на вопрос кто?, а какие на вопрос что?
-Все сегодня работали активно, слушали внимательно, все молодцы.
-Оцените свою работу на уроке.
Спасибо за внимание! (слайд №19)