Тема: "Правописание сочетаний ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ".
Тип урока: обобщение и систематизация полученных знаний.
Цели урока:
- повторить, систематизировать и расширить грамматический материал по данной теме.
Задачи:
– актуализировать знания о правописании слов с буквосочетаниями ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ;
– способствовать развитию познавательного интереса, умения сопоставлять звучание и написание сочетаний ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ орфографической зоркости, зрительного восприятия, координации речи с движениями, дикции;
– воспитывать чувство ответственности, самостоятельности принятия решения, коммуникативности.
Ход урока
1. Организационный момент
Учитель: всё хорошее в жизни начинается с улыбки. Улыбнитесь друг другу. Своей улыбкой вы пожелали друг другу успехов и удачи.
2. Самоопределение к теме урока
Какое сейчас время года? Какой месяц? А какое число? Правильно, сегодня 23 января. Откройте тетради, запишите число, классная работа.
Отгадайте загадку.
В гости прилетела
Звёздочка хрустальная
На ладошку села –
От тепла растаяла.
(СНЕЖ..НКА). Какое правило вы изучали на прошлом уроке (жи-ши пиши с буквой и), (меняю распечатку). Молодцы.
А сейчас послушайте, если вы согласны с моими утверждениями, хлопните в ладоши, если не согласны – топните.
1. В слове снежинка 3 слога + (проговорите: сне-жин-ка)
2. Звуков столько же, сколько букв + (проговорите: [с н» э ж ы н к а])
3. Ударение падает на 1 слог – (на второй слог)
4. В слове 3 гласных звука + (проговорите: э, ы, а)
3 Минутка чистописания
Учитель: к нам на урок тоже залетели снежинки, они у вас на партах, переверните. Какие буквы вы видите? (буквы Ч, Щ)
Учитель: давайте эти буквы свяжем одной ниточкой. И как Мороз на окне рисует свои узоры, так и мы составим свой узор в тетради из этих букв.
Снежинка холодная, морозная, ладошки замёрзли у вас, давайте их согреем. Наберём носиком воздух и плавно подуем на них. Так, а сейчас каждый пальчик тоже погреем ласково. Всё, ладошки и пальчики тёплые, теперь можно написать свой узор в тетради, а я запишу его на доске.
Посмотрите, как я это буду делать.
Пишу аккуратно строчную букву Ч, обвожу ее в круг, соединяю с буквой Щ, отступаю, затем пишу букву Щ, обвожу ее в круг, соединяю с буквой ч. И так рисуете узор до конца строки, не спеша, красиво, соблюдая высоту, ширину букв.
Но чтобы это получилось, вам нужно сесть правильно (ноги поставьте вместе; спину выпрямите, облокотите на спинку стула; проверьте расстояние между грудью и партой). Молодцы, готовы. А теперь приступите к работе.
4 Сообщение темы, цели и задач урока.
Я к вам пришла не с пустыми руками, в этих шкатулках задание для вас. Вам нужно из слогов составить слова, работу будете выполнять в группах. Давайте вспомним, правила работы в группах
(1. Когда говорит один ученик, другие его не перебивают, а слушают. 2. Если с чем-то не согласен, объясни свою позицию. 3. Если не понял другого ученика — переспроси. 4. Все ученики работают на общий результат.). (деление класса на группы – 4 группы ).
1 группа это вам шкатулка, 2 группа – вам, и т.д. Приступайте к работе.
Прочитайте, какие слова у вас получились:
1 группа, 2 группа, 3 группа, 4 группа.
Соберите слоги в шкатулку. И садитесь на свои места.
Какую орфограмму вы можете назвать в этих словах? (ча-ща,чу-щу).
Правильно, и тема нашего урока «Правописание сочетаний ча-ща,чу-щу». А это тема для вас новая? (нет). Задачи нашего урока:
-повторить правописание сочетаний,
-учиться сопоставлять звучание и написание сочетаний ча-ща, чу-щу
5. Работа по теме урока.
2. Работа по учебнику.
Откройте учебник стр. 13 упр. 20
6. Физминутка
7. Работа по теме урока.
1. Работа в парах.
Дополнительно, если будет время (карточка)
7. Рефлексия, домашнее задание, оценивание, итог урока.
Постановка сказки. Учитель: жили-были на свете шипящие Ч(2), Щ(2), а неподалеку жили гласные У(2), Ю, А(2), Я. Жили очень дружно. И вот однажды решили буквы поиграть в прятки. Вышло водить шипящим, остальные побежали прятаться (снять буквы Ю, Я).
Сидят буквы в потайных местах, ждут, когда их искать начнут. Шипящие во все щели заглянули, хорошо ищут, шуршат кругом – нашли уже многих.
Вот только никак не могут найти 2 гласные – Ю, Я. Искали, искали. С ног сбились, до вечера искали, но так и не нашли. Обиделись шипящие – с тех пор у них и дружба врозь.
Никогда они не стоят вместе, а только так: ча-ща, чу-щу.
Давайте прочитаем еще раз эти сочетания.
Что за правило мы сегодня повторили? Ча-ща пиши с буквой а, чу-щу пиши с буквой у.
Ребята, на подоконнике лежат карточки с домашним заданием.
Белая карточка с очень легким заданием.
Зеленая карточка, чуть сложнее.
Красная с очень сложным заданием.
После звонка вы подойдете и выберете себе карточку с домашним заданием.
Выставление отметок.
За работу на уроке …….
Спасибо за работу. Урок окончен.