Конспект урока по алгебре по теме «Способ группировки» 7 класс
Три пути ведут к знанию: путь
размышления – это путь самый
благородный, путь подражания
– это путь самый легкий и путь
опыта – это путь самый
горький. (Конфуций)
Тип урока: закрепление пройденного материала.
Цель урока:
закрепить полученные знания и умения в ходе выполнения упражнений;
рассмотреть упражнения более сложного характера;
обучить навыкам контроля и самопроверки.
План урока
Постановка задач урока для учеников.
Устная работа
Самостоятельная работа (дифференцированная)
Решение уравнений.
Исследовательская работа на примере.
Самостоятельная работа творческого характера с самопроверкой.
Итог урока, домашнее задание.
Ход урока
Постановка задач урока для учеников:
Сегодня мы с Вами продолжим изучение способа группировки, рассмотрим задания, при выполнении которых нам понадобится более глубокое понимание этого способа разложения на множители.
Устная работа (презентация)
Слайд 3 Вставьте пропущенное выражение
5x(2-x)=10x-…
-3ay-12y=-3y(a+…)
(a-5)(11-b)=11a-ab-55+…
Слайд4 Восстановите порядок выполнения разложения многочлена на множители
Слайд 5 Найдите ошибку
3x(x-3)=3x-9x
2x+3xy=x(2+y)
(8+3x)(2x-y)=16x-8y+6x+3xy
X(a+c)-2(a+c)=(a+c)(x+2)
Слайд 6 Выполните группировку
5a-5b+ma-mb
xy+2y-2x-4
ma+3a+mb+3b-m-3
Самостоятельная работа (дифференцированная)
Разложить на множители: «3»
(m-n)+2p(m-n); (m-n)(1+2p)
7а-7в+ах-вх (a-b)(7+x)
ху+2у+2х+4 (x+2)(y+2)
«4»
xy+2y-2x-4 (x+2)(y-2)
2cx-cy-6x+3y (2x-y)(c-3)
x2+xy+xy2+y3 (x+y)(x+y2)
«5»
x4+x3y-xy3-y4 (x+y)(x3-y3)
xy2-by2-ax+ab+y2-a (y2-a)(x-b+1)
x2-3x+6-2x (x-2)(x-3)
Решение уравнений:
y3-2y2+y-2=0 y=2
x2+x=x+x3 x=0, x=1
x2-7x+12=0 x2-3x-4x+12=0 x=3, x=4
можно сделать небольшой фокус: если представить слагаемое - 7х в виде суммы - Зх - 4x, то получится сумма уже не трех (как в заданном многочлене), а четырех слагаемых. Эти четыре слагаемых можно распределить по двум группам.
Физкультминутка.
Крепко зажмуриться, широко открыть глаза ( повторить 4-5 раз)
Нарисовать глазами следующие фигуры ( справа налево): круг, написать свое имя, горизонтальную восьмерку.
Взять ручку в вытянутую руку. Посмотреть на выбранную точку на доске, затем на кончик ручки, затем на кончик носа. Повторить в обратном порядке. Выполнить упражнение 3 раза.
Исследовательская работа на примере (работа в парах)
а) Разложите многочлен на множители 35a2-21ax+30ac-18xc
Как вы считаете, каким образом знак влияет на многочлен? Сможем ли мы разложить многочлен, поменяв знаки? Проведите исследование и сделайте вывод. Каким образом их можно менять, а каким нельзя.
б) поменяйте знак у каждого члена, разложите на множители, сделайте вывод
-35a2+21ax-30ac+18xc = (-35a2+21ax) - (30ac-18xc) =
- 7a (5a-3x) - 6c (5a-3x) = - (5a-3x)*(7a+6c);
Вывод: да, можно вынести за скобки (-1).
в) измените все знаки, кроме одного, разложите на множители, сделайте вывод
г)измените только два знака, разложите на множители, сделайте вывод
Самостоятельная работа творческого характера с самопроверкой:
Вместо коэффициентов многочлена ax3+bx2+cx+d запишите числа: 3,5,6,10 так, чтобы полученный многочлен можно было разложить на множители.
Ответ: Всего можно составить 8 таких многочленов:
3x3+5x2+6x+10
5x3+3x2+10x+6
6x3+3x2+10x+5
10x3+5x2+6x+3
3x3+6x2+5x+10
5x3=10x2+3x+6
6x3+10x2+3x+5
10x3+6x2+5x+3
Итог урока: Где используется способ группировки?
Что нового узнали на уроке?
С каким настроением уходите с урока?
Оцените свою работу на уроке (оценка за самостоятельную работу, оценка за исследование многочлена, оценка за творческое задание)
Выставление оценок.
Домашнее задание: №717(б), №718(в), п.30