СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Сравнительная характеристика Андрея Гавриловича Дубровского и Кирилы Петровича Троекурова. Подготовка к сочинению по роману А.С. Пушкина "Дубровский". 6 класс"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока литературы в 6 классе "Сравнительная характеристика Андрея Гавриловича Дубровского и Кирилы Петровича Троекурова. Подготовка к сочинению".

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Сравнительная характеристика Андрея Гавриловича Дубровского и Кирилы Петровича Троекурова. Подготовка к сочинению по роману А.С. Пушкина "Дубровский". 6 класс"»

Сравнительная характеристика Андрея Гавриловича Дубровского и Кирилы Петровича Троекурова. Подготовка к сочинению по роману А.С. Пушкина «Дубровский» (6 класс)



Цели урока:

  • расширение знаний о романе А.С. Пушкина «Дубровский» и его героях; о понятии «сравнительная характеристика»;

  • развитие умений самостоятельно мыслить, делать выводы из прочитанного, формулировать собственные суждения и подкреплять их примерами из текста;

  • воспитание чувства дружбы, великодушия, благородства; интереса к русскому слову и русской культуре.

Оборудование урока: презентация «Сравнительная характеристика Андрея Гавриловича Дубровского и Кирилы Петровича Троекурова. Подготовка к сочинению по роману А.С. Пушкина «Дубровский», электронная доска, иллюстрации к отдельным эпизодам романа «Дубровский».

Методические приёмы: беседа; коллективное составления примерного плана сочинения; сообщения учащихся по отдельным аспектам темы; словарная работа; анализ эпизодов произведения.



Ход урока



  1. Организационный момент



  1. Приветствие учащихся. Формулирование темы урока.



  1. Определение задач урока:



  • определить особенности сравнительной характеристики как жанра сочинения;

  • составить примерный план сочинения и отработать отдельные его позиции;

  • подобрать и проанализировать ключевые эпизоды романа, соответствующие заявленной теме;

  • сформулировать позицию автора по отношению к героям романа и аргументировать свои выводы примерами из текста.



  1. Актуализация опорных знаний



  1. Беседа с учащимися:



  • Каков смысл понятия «сравнительная характеристика»?

  • Отличительные особенности сравнительной характеристики по сравнению с другими видами сочинения?

  • Как вы понимаете термин «антитеза»?

2. Выводы из беседы:

  • Сравнительная характеристика - это один из видов рассуждения, при котором сравниваются персонажи художественного произведения, явления, понятия.



  • Выполнять сравнение желательно по определённому плану, например:





1. Сравнивать надо по одним и тем же существенным признакам.

2. Сравнение ведётся параллельно, а не последовательно, так как при последовательном сравнении получается две темы, а не одна.

3. Если в сравниваемых объектах много общего, то начинать следует со сходства.

4. При сравнительной характеристике используются сопоставления и противопоставления; вскрываются причины, объясняющие черты сходства или различия, связанные с индивидуальными качествами персонажей, с разными условиями формирования их характеров.





  1. Разработка темы предстоящего сочинения.



  1. Коллективная работа над примерным планом сочинения.



  1. Примерный план сочинения.



I. Описание жизни провинциальных дворян – одна из тем романа А.С. Пушкина «Дубровский».

II. Сравнительная характеристика старшего Дубровского и Троекурова:

1. Общее, объединяющее начало (ровесники; одно сословие; похожее воспитание; служили и вышли в отставку; женились по любви и овдовели; некоторые черты характера – нетерпеливы и решительны).

2. Основной принцип сопоставления – антитеза (противопоставление).

3. Положение в обществе и наличие богатства.

4. Состояние имения каждого помещика.

5. Основные черты характера.

6. Как решают дела?

7. Увлечения, забавы, занятия.

8. Отношение к дружбе и друзьям.

9. Как относятся герои к своим детям?

10. Отношение к крепостным.

III. Как относится автор к старшему Дубровскому и Троекурову?



3. Обсуждение отдельных аспектов темы сочинения по составленному плану



  • Положение в обществе Дубровского-старшего и Троекурова



Дубровский - обедневший дворянин, не имеет положения в обществе.

Троекуров – богат, имеет большой вес и влияние в обществе.



  • Как каждый из помещиков решает свои дела?



Дубровский надеется на закон и пытается добиться справедливого решения суда.

Троекуров прибегает к подлогу и взяткам.



  • Каково их отношение к дружбе и друзьям?



Дубровский ценит в дружбе равноправие и взаимоуважение.

Троекуров не умеет дружить: стремится к превосходству, любит лесть, низкопоклонство.



  • Основные черты характера А.Г. Дубровского и К.П. Троекурова



Дубровский: великодушный, благородный, верный принципам чести и достоинства, понимающий, сочувствующий, справедливый, смелый, самостоятельный, гордый.

Троекуров: надменный, своенравный, эгоистичный, самолюбивый, жестокий, самонадеянный.



  • Как они относятся к крепостным крестьянам?



Дубровский: с пониманием, знает по именам, не вызывает страха и неприязни.

Троекуров: строго, высокомерно, жестоко, нетерпимо. Вызывает чувство страха и неприязни.



  • Их отношение к своим детям.



Дубровский: любит сына, потакает ему, не отчитывает за большие расходы, прощает, стремится понять и оправдать.

Троекуров: самолюбив, не терпит самостоятельности, не считается с чужим мнением, поступает по-своему.



4. Анализ ключевых эпизодов романа в соответствии с темой сочинения



  • Случай на псарне.

  • Письмо Дубровского.

  • Поведение в суде.

  • Желание Троекурова отобрать родовое имение Дубровских.

  • В «медвежьей» комнате.

  • Троекуров подыскивает жениха дочери.

5. Работа с иллюстрациями отдельных эпизодов романа:

  • Троекуров и Дубровский на псарне.

  • Приезд сына к умирающему отцу.

  • Похороны Дубровского-старшего.

  • История с запиской.



6. Позиция автора по отношению к героям.

  • Отношение автора к Андрею Гавриловичу Дубровскому: с сочувствием, с симпатией, с пониманием.

  • Отношение автора к Кириле Петровичу Троекурову: осуждение, неприязнь.



  1. Рефлексия:



  • Что нового узнали о романе и его героях?

  • В чём заключается своеобразие сравнительной характеристики?

  • Какой основной приём лежит в основе сопоставления образов Дубровского-старшего и Троекурова?



  1. Домашнее задание:



1) подготовиться к классному сочинению: откорректировать коллективно составленный план сочинения или составить свой; подобрать из текста цитатный материал; продумать варианты вступления и заключения;

2) перечитать некоторые эпизоды романа «Дубровский» в соответствии с темой сочинения (по необходимости).