Сравнительная характеристика Андрея Гавриловича Дубровского и Кирилы Петровича Троекурова. Подготовка к сочинению по роману А.С. Пушкина «Дубровский» (6 класс)
Цели урока:
расширение знаний о романе А.С. Пушкина «Дубровский» и его героях; о понятии «сравнительная характеристика»;
развитие умений самостоятельно мыслить, делать выводы из прочитанного, формулировать собственные суждения и подкреплять их примерами из текста;
воспитание чувства дружбы, великодушия, благородства; интереса к русскому слову и русской культуре.
Оборудование урока: презентация «Сравнительная характеристика Андрея Гавриловича Дубровского и Кирилы Петровича Троекурова. Подготовка к сочинению по роману А.С. Пушкина «Дубровский», электронная доска, иллюстрации к отдельным эпизодам романа «Дубровский».
Методические приёмы: беседа; коллективное составления примерного плана сочинения; сообщения учащихся по отдельным аспектам темы; словарная работа; анализ эпизодов произведения.
Ход урока
Организационный момент
Приветствие учащихся. Формулирование темы урока.
Определение задач урока:
определить особенности сравнительной характеристики как жанра сочинения;
составить примерный план сочинения и отработать отдельные его позиции;
подобрать и проанализировать ключевые эпизоды романа, соответствующие заявленной теме;
сформулировать позицию автора по отношению к героям романа и аргументировать свои выводы примерами из текста.
Актуализация опорных знаний
Беседа с учащимися:
Каков смысл понятия «сравнительная характеристика»?
Отличительные особенности сравнительной характеристики по сравнению с другими видами сочинения?
Как вы понимаете термин «антитеза»?
2. Выводы из беседы:
Сравнительная характеристика - это один из видов рассуждения, при котором сравниваются персонажи художественного произведения, явления, понятия.
Выполнять сравнение желательно по определённому плану, например:
1. Сравнивать надо по одним и тем же существенным признакам.
2. Сравнение ведётся параллельно, а не последовательно, так как при последовательном сравнении получается две темы, а не одна.
3. Если в сравниваемых объектах много общего, то начинать следует со сходства.
4. При сравнительной характеристике используются сопоставления и противопоставления; вскрываются причины, объясняющие черты сходства или различия, связанные с индивидуальными качествами персонажей, с разными условиями формирования их характеров.
Разработка темы предстоящего сочинения.
Коллективная работа над примерным планом сочинения.
Примерный план сочинения.
I. Описание жизни провинциальных дворян – одна из тем романа А.С. Пушкина «Дубровский».
II. Сравнительная характеристика старшего Дубровского и Троекурова:
1. Общее, объединяющее начало (ровесники; одно сословие; похожее воспитание; служили и вышли в отставку; женились по любви и овдовели; некоторые черты характера – нетерпеливы и решительны).
2. Основной принцип сопоставления – антитеза (противопоставление).
3. Положение в обществе и наличие богатства.
4. Состояние имения каждого помещика.
5. Основные черты характера.
6. Как решают дела?
7. Увлечения, забавы, занятия.
8. Отношение к дружбе и друзьям.
9. Как относятся герои к своим детям?
10. Отношение к крепостным.
III. Как относится автор к старшему Дубровскому и Троекурову?
3. Обсуждение отдельных аспектов темы сочинения по составленному плану
Дубровский - обедневший дворянин, не имеет положения в обществе.
Троекуров – богат, имеет большой вес и влияние в обществе.
Дубровский надеется на закон и пытается добиться справедливого решения суда.
Троекуров прибегает к подлогу и взяткам.
Дубровский ценит в дружбе равноправие и взаимоуважение.
Троекуров не умеет дружить: стремится к превосходству, любит лесть, низкопоклонство.
Дубровский: великодушный, благородный, верный принципам чести и достоинства, понимающий, сочувствующий, справедливый, смелый, самостоятельный, гордый.
Троекуров: надменный, своенравный, эгоистичный, самолюбивый, жестокий, самонадеянный.
Дубровский: с пониманием, знает по именам, не вызывает страха и неприязни.
Троекуров: строго, высокомерно, жестоко, нетерпимо. Вызывает чувство страха и неприязни.
Дубровский: любит сына, потакает ему, не отчитывает за большие расходы, прощает, стремится понять и оправдать.
Троекуров: самолюбив, не терпит самостоятельности, не считается с чужим мнением, поступает по-своему.
4. Анализ ключевых эпизодов романа в соответствии с темой сочинения
Случай на псарне.
Письмо Дубровского.
Поведение в суде.
Желание Троекурова отобрать родовое имение Дубровских.
В «медвежьей» комнате.
Троекуров подыскивает жениха дочери.
5. Работа с иллюстрациями отдельных эпизодов романа:
Троекуров и Дубровский на псарне.
Приезд сына к умирающему отцу.
Похороны Дубровского-старшего.
История с запиской.
6. Позиция автора по отношению к героям.
Отношение автора к Андрею Гавриловичу Дубровскому: с сочувствием, с симпатией, с пониманием.
Отношение автора к Кириле Петровичу Троекурову: осуждение, неприязнь.
Рефлексия:
Что нового узнали о романе и его героях?
В чём заключается своеобразие сравнительной характеристики?
Какой основной приём лежит в основе сопоставления образов Дубровского-старшего и Троекурова?
Домашнее задание:
1) подготовиться к классному сочинению: откорректировать коллективно составленный план сочинения или составить свой; подобрать из текста цитатный материал; продумать варианты вступления и заключения;
2) перечитать некоторые эпизоды романа «Дубровский» в соответствии с темой сочинения (по необходимости).