Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Слайд №1 Титул СССР в 1930 гг | Вводное слово учителя В прошедшем 2015 году наше государство и мировая общественность отметила 70-летие со дня завершения Великой Отечественной и Второй мировой войн. И на протяжении всего послевоенного периода не смолкают споры о том, мог ли весь мир избежать трагедии, унесшей 57 млн. человеческих жизней? Задание №1 Выскажите свою точку зрения по проблеме Мог ли мир избежать Второй мировой войны? | Высказать точку зрения по проблеме Мог ли мир избежать Второй мировой войны |
Слайд №2 контур СССР и цитата Гитлера | Точка зрения учителя По моему мнению, были два фактора, подталкивающие мир к войне В предвоенный период СССР был единственной страной, вставшей на путь построения социализма. Естественно капиталистический Запад должен был задушить новое государство Германия, униженная итогами Первой мировой войны мечтала взять реванш за поражение. | созерцание |
Слайд №3 ПОБЛЕМА УРОКА | Слово учителя Исходя из этих объективных факторов, ясно, что война была неизбежной. Возникает вопрос: была ли наша страна готова к войне? Чтобы дать ответ на этот вопрос я предлагаю вам определить проблему для обсуждения СССР накануне войны: удачи И просчеты в развитии СССР накануне войны: удачи ИЛИ просчеты в развитии | Определить проблему урока |
Слайд №4 Таблица | Я предлагаю разделиться на две группы. Одна часть уч-ся будет фиксировать удачи, а другая просчеты в развитии СССР (в форме таблицы) | Подготовится к заполнению таблицы |
Слайд №5 Индустриализация | Главной задачей экономического развития СССР было проведение индустриализации. Хотя партия большевиков и стремилась построить абсолютно новую модель общества, но она шла по пути, к которому призывал С.Ю.Витте еще в начале 20 века. Задание №2 Назовите цель, особенности, источники, итоги индустриализации в СССР | Реставрация знаний Назовите цель и главный итог индустриализации в СССР |
Слайд №6 Удачи и просчеты индустриализации (тест) | Задание №3 (решение теста) Определите, что относится к удачам и просчетам в проведении индустриализации Создание предприятий тяжелой, оборонной и энергетической промышленности Экспорт продукции тяжелой промышленности Перекачка средств из легкой промышленности в тяжелую Продажа за границу хлеба, полученного в процессе коллективизации Развитие профессионального образования Ликвидация безработицы Использование труда заключенных | Решение теста «+» 1256 «-» 347 |
Слайд №7 | Слово учителя Второе направление экономической политики партии большевиков: коллективизация. Задание №4 Назовите цели проведения коллективизации | Реставрация знаний Назвать цели проведения коллективизации |
Слайд №8 Плакаты о коллективизации (1930 гг) | Я предлагаю вам проанализировать два типа политического плаката, посвященного процессу коллективизации. Первая группа плакатов создана в 1930-е гг Задание №5: Определите по содержанию плакатов методы проведения коллективизации | Анализ политических плакатов 1930-х гг |
Слайд №9,10 Современный плакат | Вторая группа – плакаты современности Задание №6: Определите смысл сюжета | Анализ политических плакатов современности |
Слайд №11 Цена победы | Цена победы В конце 1930-х гг СССР занял 2-е место в мире по объему промышленного производства Более 2 млн крестьян были отправлены в ссылку СССР достиг экономической независимости от Запада В 1932-1933 гг от голода умерло 5-7 млн. человек | |
Слайд №12 Решение теста | Задание №7 Определите факторы оказавшие негативное влияние на военное и послевоенное развитие страны. Аргументируйте свою точку зрения Ликвидация слоя зажиточных крестьян Уничтожение частного сектора в сельском хозяйстве Потеря экономических стимулов к труду в сельском хозяйстве Коллективизация стала источником для проведения индустриализации Рост числа «обиженных» Советской властью | Решение теста «-» 135 |
Слайд №13,14,15 Идеология страны Музыкальная пауза | Слушание песни «Широка страна моя родная» | Слушание песни |
Слайд № 16 -17 | Удивительно, насколько все было близко в СССР – невероятный патриотизм одной части населения, восхищение вождем и горе тех, кто остался без дома и родственников в результате раскулачивания. | |
Слайд №18,19 Репрессии в Красной Армии | Репрессии в стране коснулись не только кулаков и середняков. В 30-е гг была обезглавлена Красная Армия. Задание №8 Как вы считаете, каким образом могла повлиять репрессии в армии на развитие событий в первые месяцы Великой Отечественной войны? | Высказать предположение о роли репрессий в армии |
Слайд №20,21 Карта ГУЛАГа | Задание №9 Перед вами карта СССР с определенными условными обозначениями. Выскажите предположение о смысле этих обозначений | Высказать предположение о содержании карты |
Слайд №22 Плакат и цитата Черчилля | Задание №10 О каком событии идет речь в высказывании У.Черчилля? Только тоталитарный деспотизм в обеих странах мог решиться на такой противоестественный акт. Оба осознавали, что это могло быть только временной мерой, продиктованной обстоятельствами. Антагонизм между двумя империями и системами был смертельным. У. Черчилль | Высказать предположение о событии. Изображенном на плакате |
Слайд №23 Решение теста | Что из названного стало причиной окончательного отказа руководства СССР летом 1939 г. от продолжения политики создания системы коллективной безопасности в Европе? заключение франко-германского соглашения о противодействии распространению коммунистической идеологии отказ Германии от планов нападения на Польшу заключение СССР и США союза против Японии, приоритетность дальневосточного направления внешней политики для СССР срыв переговоров с Англией и Францией о совместной защите стран Восточной и Центральной Европы | Решение теста |
Слайд №24 Анализ цитат | Разнообразие взглядов на Пакт о ненападении между СССР и Германией | Анализ цитат |
Слайд №25 Парад в Бресте | Следствием каких событий стал данный факт? | |
Слайды №27-30 | Развитие страны в 1939-1940 гг | |
Слайд №31 | Проблема урока: СССР накануне войны: удачи И просчеты в развитии Сделайте вывод о готовности СССР к войне с Германией | Подвести итог урока |
Музыкальное произведение | Несмотря на все проблемы, существовавшие в обществе, граждане страны были готовы к войне П-ня «Если завтра война…» | |