СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока «Стану буйства я жизни живым отголоском…» (основные мотивы и особенности лирики А. Фета) 10 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока «Стану буйства я жизни живым отголоском…» (основные мотивы и особенности лирики А. Фета)

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока «Стану буйства я жизни живым отголоском…» (основные мотивы и особенности лирики А. Фета) 10 класс»

Дата: 11.12.2018

Класс: 10

Тема: «Стану буйства я жизни живым отголоском…» (основные мотивы и особенности лирики А. Фета)

Цели урока:

Обучающая: совершенствование умений анализа и интерпретации поэтического литературного произведения; выявление особенностей художественного мира А.А.Фета, выразительных средств, придающих музыкальность стихотворениям; анализ изобразительных приёмов, связанных с созданием импрессионистических образов природы в лирике Фета;
Воспитательная:  формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры; формирование духовно-нравственных качеств личности: позитивного отношения к жизни и любви к родной природе.
Развивающая: развитие культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции; образного и аналитического мышления, литературно-творческих способностей, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся.

Задачи:

  • приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений;

  • овладение способами выразительного чтения вслух художественных текстов, в том числе и чтения наизусть;

  • овладение навыками свободного владения монологической и диалогической речью;

  • формирование умений развернутого ответа на вопрос;

  • Формирование УУД:

Личностных УУД: познавательного интереса, способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Регулятивных УУД: умения определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативных УУД: слушать и понимать речь других; развивать устную и письменную речь, оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.

Познавательных УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; сравнивать, находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.

достижение планируемых результатов:

предметных:

  • владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;

  • владение умением анализировать поэтический текст;

  • формирование представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского языка;

  •  способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать своё отношение к ним в развёрнутых аргументированных высказываниях;

  • владение навыками анализа художественных произведений с учётом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;

метапредметных :

  • умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности;

  • владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

  • готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации,

  • умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий;

  • владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;

  •  владение навыками познавательной рефлексии.

личностных:

  • формирование российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства гордости за свой край, свою Родину;

  •  формирование основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами; готовности и способности к самостоятельной, творческой деятельности;

  •  формирование навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в образовательной деятельности;

  • формирование эстетического отношения к миру.



 Оборудование урока:

  • портрет А.А.Фета;

  • компьютерная презентация;

  • видеоролик с записью стихотворения А.Фета «Ещё майская ночь…»;

  • картины импрессионистов (Мане, Дега, Ренуара, Писсарро);

  • карточки для индивидуальной работы «Черты импрессионизма»;

  • таблица «Особенности лирики А.А.Фета»;

  • романс А.Е.Варламова на слова Фета «На заре ты её не буди» (видеоролик);

  • учебник «Литература. 9 класс. История твоей литературы. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. и др. М.: 2014;

  • краски, кисточки, бумага, карандаши, клей-карандаш, открытки с видами природы, ножницы (для рефлексии).




Шепнуть о том, пред чем язык немеет,

Усилить бой бестрепетных сердец…

А.А.Фет



Сценарный план урока



  1. ЭТАП МОТИВАЦИИ.

1. ИНСЦЕНИРОВКА

РЕДАКЦИЯ ЖУРНАЛА «СОВРЕМЕННИК» 1863г.

  • Добролюбов Н.А.

  • Писарев Д.И.

  • Зайцев Б.К.

  • Чернышевский Н.Г.

  • Салтыков-Щедрин М.Е.

Сидят за столом, ведут беседу:

С-Щ: - Господа, слышали о вышедшем недавно из печати собрании сочинений господина Фета? Каково ваше мнение о его поэзии?



Д: - Ну что ж, г. Фет очень верно выражает неопределенные впечатления природы, и однако ж отсюда вовсе не следует, чтобы его стихи имели большое значение в русской литературе.



П: - Да его стихи вообще ни на что не годны, кроме как оклеивания комнат под обои и для завертывания сальных свечей, сыра и рыбы”, только тогда они будут приносить долго пользы.



З: - Он в стихах придерживается “гусиного миросозерцания”; такое занятие, как выдумывать такие стихи, ничем не отличается от перебирания пальцами, которому с наслаждением предаются многие купчихи.



Ч: - Есть у него пьесы очень миленькие, но все они такого содержания, что их могла бы написать лошадь, если б выучилась писать стихи.



Д: - Когда-то его хвалили. Правда, это было давно. Теперь, пожалуй, только любители помнят десяток его стихов.



С-Щ: - А я думаю, что в семье второстепенных русских поэтов г-ну Фету, бесспорно, принадлежит одно из первых мест.



  1. ЭТАП АКТУАЛИЗАЦИИ ЗНАНИЙ.

- Подобные высказывания можно было встретить до недавнего времени и в учебниках литературы для школ, до 1994 г. творчество Фета, Тютчева не изучалось в школе или о них упоминали как о второстепенных поэтах.

- С чем же было связано такое отношение к поэзии А.А.Фета? Давайте попробуем разобраться.

- Вспомните, в чем видели назначение поэзии А.С. Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Н.А.Некрасов?

(«Глаголом жги сердца людей…», «Звучал как колокол на башне вечевой во дни торжеств и бед народных…», «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан…»)

- А Фет? Каковы были его взгляды на искусство? Пролить на это свет помогут воспоминания самого поэта.

  1. РАБОТА С УЧЕБНИКОМ:

Прочитаем выдержки из воспоминаний А.А.Фета.

- Из воспоминаний Фета узнаем: В одном многочисленном собрании в Москве, в январе 1858 г., где предметом шумных обсуждений были пути решения “крестьянского вопроса”, к Фету подошел редактор модного тогда журнала “Русский вестник” М. Катков и восторженно призвал:

- Вот если бы вашим поэтическим пером иллюстрировать это событие!

“Я, - вспоминал Фет, - не отвечал ни слова, не чувствуя в себе никаких сил иллюстрировать какие бы то ни было события. Я никогда не мог понять, чтобы искусство интересовалось чем-либо, помимо красоты”.

  1. СЛОВА УЧИТЕЛЯ:

- Что вы можете сказать о взглядах Фета на назначение поэзии?

ОБОБЩЕНИЕ:

- Фет в поэзии никогда открыто не заявлял своей гражданской позиции, не написал ни одного “тенденциозного стихотворения”. Он был приверженцем теории «чистого искусства», т.е. искусства ради искусства, а такие взгляды подвергались острым нападкам во времена обострения социальных противоречий.

III. ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ

1. ОБРАЩЕНИЕ К ЭПИГРАФУ:

- Какова же была цель Фета как поэта?

- Чьи стихи напоминают строки, взятые в качестве эпиграфа? (Пушкина)

- Сравните взгляды Пушкина и Фета. А так ли они были далеки друг от друга?

2. ОБОБЩЕНИЕ УЧИТЕЛЯ:

- Запрятанная в кладовой души мысль Фета, может быть, и состояла в том, чтобы самим чувственно-прекрасным ликом гармонического мира возбудить к нему порыв и таким путём повести человека в царство истины и красоты.

И сейчас, когда мы возвращаемся к осознанию приоритета общечеловеческих ценностей, верным нашим помощником в этом может стать творческое наследие А. Фета, который постоянно повторял в своем творчестве, что

Целый мир от красоты,
От велика и до мала.

  1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕЛИ УРОКА:

- Какова же цель нашего урока? Что же мы должны понять? На какие вопросы должны найти ответы?

- Восстановить справедливость, показать, что Фет – поэт далеко не второстепенный, а один из самых красивых русских поэтов, что это не просто большой поэт, а поэт великий, поэт гениальный. Сегодня мы постараемся понять, что особенного есть в поэзии Фета, в чем заключается своеобразие неповторимого стиля поэта.

5. ЗАПИСЬ ТЕМЫ И ЭПИГРАФА В ТЕТРАДЬ.

IV. ЭТАП УСВОЕНИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ И СПОСОБНОСТЕЙ.

РАБОТА ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИРИКИ

1. СЛОВО УЧИТЕЛЯ:

- Как поэт «чистого искусства» Фет считал, что вечными темами поэзии могут быть только темы природы и любви.

- Ребята, обратимся к пейзажной лирике поэта, чтобы почувствовать её красоту и неповторимость.

2.ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА В ГРУППАХ

-Сейчас вы будете работать в группах.

1 группа работает со стих-м «Ещё весны душистой нега…»

2 группа работает со стих-м « Ещё майская ночь»

- Нас толах у вас лежат таблицы, вы должны провести свои наблюдения, ответить на вопросы и сделать выводы об особенностях лирики Фета. (На работу отводится 5 мин.)

Таблица «Основные особенности лирики А.А.Фета»


Вопросы


Примеры из текста


Особенности лирики

- Каким настроением проникнуты стихи ?




-Какие моменты жизни природы, малейшие перемены запечатлел поэт?




- Какие детали помогают автору передать состояние природы?




- Какие краски использованы, чтобы нарисовать картину?




-Какие звуки природы мы слышим, читая стихи? Как эти звуки передаются?




- С помощью каких художественных средств автору удаётся создать ощущение, что природа одухотворена, живёт?




- Как связаны природа и человек?




4. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ РАБОТЫ В ГРУППАХ

- Выступают по одному представителю от группы. Обобщаем. Особенности лирики записываются в тетрадь (выведены на экране в презентации).

  • Радость, светлая восторженность

  • Передача мимолётных изменений в природе, переходных состояний

  • Внимание к деталям, «прописанность»

  • Необычайная живописность, красочность стихов, преобладание светлых, жизнерадостных оттенков

  • Природа наполнена звуками.

  • Использование приёма звукописи

  • Метафоричность, образность, природа одухотворена

  • Природа – это средство выражения человеческой души

  • Слияние человека и природы

V. ЭТАП ЗАКРЕПЛЕНИЯ ЗНАНИЙ И СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЙ.

- Фет писал:

Лишь у тебя, поэт, крылатый слова звук
Хватает на лету и закрепляет вдруг
И тёмный бред души, и трав неясный запах…

- В этих строчках определена ещё одна из особенностей поэзии Фета. Как вы уже отметили, для Фета обращение к природе – средство выражения человеческой души. Иногда невозможно определить, о чём стихотворение Фета. О природе? О любви? В гармоничном сочетании своём лирика Фета даёт и природу, и воспринимающую её душу. Душа и мир у Фета неразграничимы. Чувства лирического героя оказываются родственными жизни природы, которая вносит в них красоту и гармонию и является источником счастья. Как в стихотворении «Это утро…»

Вы дома читали стихотворение «ЭТО УТРО, РАДОСТЬ ЭТА»

2. БЕСЕДА ПО ВОПРОСАМ:

- Ребята, какие из отличительных особенностей лирики Фета вы увидели в этом стихотворении?

- Обратите внимание на необычность формы. Что необычного вы отметили? Проанализируйте синтаксис и морфологию этого стихотворения (текст - одно предложение, нет глаголов).

- Такое решение было ново. Запишем ещё одну особенность лирики в тетрадь: новаторство поэтического языка.

3.РЕАЛИЗАЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

СЛОВО УЧИТЕЛЯ:

- Как вы убедились, главное для Фета – изображение «мгновения», каждого мига быстротекущей жизни и чувств, впечатлений от увиденного, поразившего. Такой стиль в искусстве называют импрессионизмом.

- Я хочу вам показать репродукции картин Клода Моне. Клод Моне - французский живописец, который является основателем импрессионизма. Посмотрите на репродукции, на этих трех картинах можно проследить технику письма импрессионистов («Кувшинки», «Вдохновение», «Поле маков»). Если вы подойдете к картине слишком близко, то вам будет сложно различить, что на ней нарисовано. Техника такого письма основана на штрихах, отдельных мазках, точках, пятнах. Поэтому вам будет казаться, что это какие-то мазки и пятна, не складывающиеся в целостную картину, но если вы немного отстранитесь, то увидите, что эти мазки и точки создают монолитное полотно, на котором четко выделяются предметы, детали и т. д. На этом же приеме основана техника импрессионистского письма в поэзии. Импрессионизм в поэзии – это изображение предметов не в их целостности, а в мгновенных, случайных снимках памяти; предмет не изображается, а фиксируется обрывками, и как будто не складывается в цельную картину.

- Давайте обратимся к тексту стихотворения «Это утро, радость эта». Поэт называет предметы окружающего мира, детали, не давая никаких характеристик, а только фиксируя свой взгляд на этих деталях. Но эти внешне не связанные между собой явления окружающего мира создают целостную картину.

- Давайте запишем ещё одну особенность лирики Фета: черты импрессионизма.

Прием «Шифровщик»

Я предлагаю вам внимательно рассмотреть иллюстрации и назвать стихотворения, зашифрованные в них.

4. АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЙ «Я ПРИШЁЛ К ТЕБЕ С ПРИВЕТОМ» И « ШЕПОТ. РОБКОЕ ДЫХАНЬЕ…»

Выполните анализ стихотворений по схеме (раздать схемы)

Чтение 1-й ученицей наизусть стихотворения «Я пришёл к тебе с приветом…» (1843г.) 

Я пришел к тебе с приветом,
Рассказать, что солнце встало,
Что оно горячим светом
По листам затрепетало;

Рассказать, что лес проснулся,
Весь проснулся, веткой каждой,
Каждой птицей встрепенулся
И весенней полон жаждой;

Рассказать, что с той же страстью,
Как вчера, пришел я снова,
Что душа все так же счастью
И тебе служить готова;

Рассказать, что отовсюду
На меня весельем веет,
Что не знаю сам, что буду
Петь - но только песня зреет.

Проверка работы 1-й группы:

- Утро – время пробуждения природы, время пробуждения чувства. В стихотворении много движения, бодрости, динамики. За счёт чего это создаётся? (Обилие глаголов: пришёл, рассказать, встало, затрепетало, проснулся, встрепенулся, служить готова, петь, зреет)

- Особую экспрессию придают повторы (Анафора – рассказать, другие повторяющиеся слова: лес проснулся – весь проснулся; каждой веткой – каждой птицей; союзы что…что…что…)

- Какие художественные приёмы видите вы в этом стихотворении? (олицетворения, эпитеты)

- Используя приём олицетворения, Фет одушевляет природу. Она у него живёт: «лес проснулся, встрепенулся, полон жажды», «солнце встало, затрепетало». Пробуждение природы радостно, оно пробуждает и в человеке светлые чувства.

- В финале стихотворения любовь и радость выливаются в песню, которая становится высшим воплощением этих чувств. Стихотворение является своеобразным поэтическим манифестом Фета. В нём три образа: природа,любовь и песня тесно связаны между собой. Они образуют фетовскую гармонию мира.

- Именно в музыкальной лирике сделаны Фетом художественные открытия, в ней заключена новаторская сущность его лиризма. Она проявилась наиболее ярко в 1840-1850-е годы. Стихотворение «Шёпот, робкое дыханье…»написано в 1850 году и напечатано в №2 журнала «Москвитянин». Оно стало новым поэтическим словом как для русской литературы, так и для самого Фета.

Чтение стихотворения 2-й ученицей наизусть:

Шепот, робкое дыханье.
          Трели соловья,
Серебро и колыханье
          Сонного ручья.

Свет ночной, ночные тени,
          Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
          Милого лица,

В дымных тучках пурпур розы,
          Отблеск янтаря,
И лобзания, и слезы,
          И заря, заря!..

Проверка работы 2-й группы:

- Как вы думаете, о чём это стихотворение? Нарисуйте картину, которую вы видите.

- В чём параллелизм стихотворения? (Мир природы и мир человека)

- Какие особенности стихотворения вы заметили: морфологические (нет глаголов), синтаксические (только назывные предложения)?

- Какие изобразительные средства  использует автор? (олицетворение «сонного ручья», эпитеты «робкое дыханье», «пурпур розы», «волшебные изменения», «дымные тучки», метафора «серебро ручья»)

- Особое место занимает метафора «заря». Чем, по-вашему, является эта метафора в контексте стихотворения? (Заря не только природное явление, это высшее выражение чувства, свет любви)

- Ещё одна особенность, которую мы запишем в тетрадь – музыкальность.

- П.И.Чайковский тонко подметил: «Это не просто поэт, скорее поэт-музыкант, как бы избегающий даже таких тем, которые легко поддаются выражению словом». Не потому ли многие стихи Фета положены на музыку.

- Этот же мир красоты присутствует в стихотворении «Сияла ночь. Луной был полон сад…», написанном значительно позже, в 1877 году. Оно посвящено Татьяне Андреевне Берс, сестре  Софьи Андреевны Толстой, жены Льва Николаевича Толстого.

Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали

Лучи у наших ног в гостиной без огней.

Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали,

Как и сердца у нас за песнею твоей.

Ты пела до зари, в слезах изнемогая,

Что ты одна - любовь, что нет любви иной,

И так хотелось жить, чтоб, звука не роняя,

Тебя любить, обнять и плакать над тобой.

И много лет прошло, томительных и скучных,

И вот в тиши ночной твой голос слышу вновь,

И веет, как тогда, во вздохах этих звучных,

Что ты одна - вся жизнь, что ты одна - любовь,

Что нет обид судьбы и сердца жгучей муки,

А жизни нет конца, и цели нет иной,

Как только веровать в рыдающие звуки,

Тебя любить, обнять и плакать над тобой!

- В чем сложность эмоционального состояния лирического героя этого стихотворения? Какие противоречивые чувства владеют его душой? (Поэт не рисует портрет любимой женщины, не прослеживает все изменения их взаимоотношений. Он лишь фиксирует то трепетное чувство, которое охватывает его под впечатлением пения юной девушки. Возможно, ему вспоминается другая девушка, много лет назад оставленная им. Но любовь к ней, не угасшая до сих пор, возрождается вновь, вызываемая музыкой, пением, лунным сиянием, юностью исполнительницы. )

- Выявите ключевые образы текста, проанализировав ряды существительных, прилагательных и глаголов. Как взаимосвязаны образы — смысловые доминанты? Какой поэтический смысл выявляют эти взаимосвязи? (Каждое слово стихотворения говорит читателю о знакомом и близком - и говорит прекрасными, будто неведомыми словами. Одним из ключевых образов является рояль. "Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали…" За этим образом мы видим не только сам рояль, но и слышим звуки, которые исходят из него. Замечательный фетовский образ воздействует на нас не только прямо, но и косвенно.)



VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

- Вспомните отзывы критиков, которые прозвучали в начале нашего урока. Согласны ли вы с мнением, что Фет «первый в семье второстепенных русских поэтов»?

- Скажите, нужна ли нам поэзия Фета? Обоснуйте свою точку зрения.

Таким образом, лирика Фета делает сердце чутким, а значит, обогащает наш мир, учит любить жизнь.

Мир ощущений, впечатлений, переживаний безграничен. Действительно, порой слова молчат, кажутся не такими верными, и то, что порой происходит в душе, в рамках слова вместить невозможно. Так чувствуем мы, а у поэта это чувство еще острее и тоньше:

Как мошки зарею,
Крылатые звуки толпятся;
С любимой мечтою
Не хочется сердцу расстаться.

Но цвет вдохновенья
Печален средь буднишних терний;
Былое стремленье
Далеко, как отблеск вечерний.

Но память былого
Все крадется в сердце тревожно…
О, если б без слова
Сказаться душой было можно!



VII. ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЕ ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

  1. Выучить наизусть по выбору стихотворение Фета.

  2. Письменно прокомментируйте слова Вл.Соловьёва об А.А.Фете: «Он всё сказал, что дух ему велел». Что лично вам сказали стихи Фета?