1.Организационный момент.
Учитель: «Сегодня у нас особенный урок. Мы с вами, ребята, будем изучать строение текста, цель его написания, а самое главное, будем учиться создавать собственные тексты, принадлежащие к определённому стилю речи».
2.Повторение изученного.
Учитель: «На уроке мы повторим то, что знаем об особенностях некоторых стилей,
узнаем характерные особенности стиля, с которым ещё знакомы мало. Итак, мы знаем,
что, с точки зрения стилистики, речь делится на два больших раздела. Какие?»
Ученик: «Речь делится на разговорную и книжную».
Учитель: «В каких речевых ситуациях используется разговорная речь?»
Ученик: «Разговорная речь используется в непринуждённой беседе со знакомыми
людьми, обычно в домашней, неофициальной обстановке».
Учитель: «В каких речевых ситуациях используется книжная речь?»
Ученики: « Задача речи – сообщение».
Учитель: «Художественную речь используют, если нужно нарисовать словами,
изобразить картину, передать читателю свои чувства. А какую задачу речи в этой
ситуации ставит перед собой автор?»
Ученики: «Задача речи – воздействие».
3.Работа с индивидуальным раздаточным материалом.
Текст №1.
Метель – перенос снега ветром в слоях, близких к земной поверхности. Различают
позёмок, низовую и общую метель. Позёмок и низовая метель представляют собой
явления подъёма снега ветром со снежного покрова, происходящие без выпадения снега
из облаков. Позёмок наблюдается при малых скоростях ветра (до 5 м/сек), когда
большинство снежинок поднимается всего на несколько сантиметров. Низовая метель
наблюдается при больших скоростях ветра, когда снежинки поднимаются до 2 м и выше,
вследствие чего видимость атмосферная ухудшается, снижаясь иногда до 100 м и менее.
Низовая метель и позёмок вызывают лишь перераспределение ранее выпавшего снега.
Общая, или верхняя, метель представляет собой выпадение снега при достаточном
сильном (обычно свыше 10 м/сек) ветре и сопровождается значительным увеличением
снежного покрова во всём районе, охваченном метелью. При сильном ветре и низкой
температуре воздуха метель носит название буран.
Текст №2.
Дорога была Владимиру знакома, а езды всего двадцать минут. Но он выехал за
околицу в поле, как поднялся ветер и сделалась такая метель, что он ничего не взвидел. В
одну минуту дорогу занесло; окрестность исчезла во мгле мутной и желтоватой, сквозь
которую летели белые хлопья снегу; небо слилося с землёю. Лошадь ступала наудачу и
поминутно то взъезжала на сугроб, то проваливалась
в яму; сани поминутно
опрокидывались.
Прошло ещё около десяти минут; рощи всё было не видать. Владимир ехал полем,
пересечённым глубокими оврагами. Метель не утихала, небо не прояснялось. Лошадь
начинала уставать, а с него пот катился градом, несмотря на то, что он поминутно был по
пояс в снегу.
Он поехал вправо. Лошадь его чуть ступала. Уже более часа был он в дороге. Но он
ехал, ехал, а полю не было конца. Всё сугробы, да овраги; поминутно сани
опрокидывались, поминутно он их подымал. Время шло.
Учитель: « Перед вами два небольших текста. Прочитайте. Определите, какая это речь
– разговорная или книжная?»
Ученики: «Эти тексты принадлежат к книжной речи ».
Учитель: «Тексты одинаковые или всё-таки разные?»
Ученики: « Разные».
Примечание: ответы учеников на этом этапе урока могут быть абсолютно разными и
не совпадать с предполагаемым ответом.
Учитель: «Как Вы считаете, чем отличаются эти два вида книжной речи? Попробуем
разобраться. Внимание – на экран!»
4 Работа с таблицей, выведенной на экран.
Примечание: записи в таблице появляются путём нажатия «мышки» в процессе
обсуждения.
Послушайте стихотворение и определите, в чём заключается его основная тема?
Нужно ясно понимать,
Что задача не простая.
Мысль словами выражать -
Суть стилистики такая.
Диссертация, беседа,
Речь, статья или роман?
Заявление на соседа,
Что устроил балаган.
В языке во всём система.
Не к чему же нам гадать,
Чтоб не мучила дилемма, -
Нужно стили речи знать!
Сформулируйте теперь тему урока.
Запишите в тетради дату, тему.
ΙIΙ. Актуализация знаний.
1. Словарная работа.
Ребята, а слово стиль однозначное или многозначное ?
Я просила к этому уроку поработать вас с толковым словарём и этимологическим.
Что вы узнали об истории этого слова?
Слово стиль происходит от греческого stilos и означает «палочка». В древности и в средние века писали стержнем из дерева, кости, металла.
Один конец стержня был заострен, им и писали на сырых глиняных плитках, бересте, на вощеных дощечках; другой - -в виде лопаточки, им , повернув стержень- «стиль»,стирали написанное. Таким образом, автор совершенствовал свое сочинение. Отсюда выражение «часто перевертывай стиль», т.е. исправляй, перерабатывай свое произведение.
Что можете рассказать о лексическом значении слова?
В словаре С.И. Ожегова дается такое толкование слова стиль:
1) Характерный вид, разновидность чего-нибудь, выражающаяся в каких-нибудь особенных признаках, свойствах художественного оформления. Например: русский национальный стиль. Стиль одежды. Архитектурный стиль.
2) Метод, совокупность приемов какой-нибудь работы, деятельности, поведения. Например: стиль в работе. Стиль плавания. Этот поступок совершенно в его стиле(он всегда так поступает).
3) Совокупность приемов использования средств языка для выражения тех или иных идей, мыслей в различных условиях речевой практики. Например: стиль художественной литературы. Научный стиль
IV. Первичное усвоение новых знаний.
Какое определение подходит для нашего урока? |
Стили речи - это приемы и средства языка для выражения мыслей в зависимости от цели высказывания.
А что такое цель высказывания? -разговор друзей
-объяснение нового материала
-ответ на уроке
-пересказ художественного произведения
-написание сочинения или изложения
Вывод: для каждой цели высказывания существуют разные стили речи.
Постановка учебной задачи
В зависимости от устной или письменной речевой ситуации мы можем разделить стили речи на два основных стиля. Каких? (Разговорный и книжный)
Вы видите схему «Стили речи», которую мы будем заполнять на протяжении всего урока.
Название стиля речи | Где употребляется данный стиль | С какой целью употребляется данный стиль речи | Особые слова, которые присущи только этому стилю речи |
Разговорный стиль | в жизни | люди делятся своими мыслями и чувствами | разговорная лексика, эмоциональная речь |
Научный | В науке, в школе | научные статьи, тексты в учебниках | Термины, определения |
Художественный | Используется в произведениях художественной литературы | Воздействие на душу читателя, его мысли, его переживания. | Слова в прямом и переносном значении. |
Наблюдение (с. 10 учебника).
Чтение текстов, ответы на вопросы:
Работа с текстами (читает учитель)
Поделиться впечатленьем
Если с другом захочу,
То ему, без промедленья,
По мобиле позвоню:
«Ну, привет!..Я тут скучаю.
Приходи-ка на чаёк!
Поболтать с тобой мечтаю.
Дивный нынче вечерок!
Нет, не болен,- просто скука!
Если хочешь, то хандра!
Мне молчать - ох, это мука!
Сплетен хватит до утра!»
Определите стиль речи (разговорный стиль).
Где употребляется данный стиль?
С какой целью употребляется данный стиль речи?
Особые слова, которые присущи только этому стилю речи…
Заполняют таблицу.
Учитель: Разговорный стиль используется в повседневной жизни: люди делятся с окружающими своими мыслями и чувствами, обмениваются информацией по бытовым вопросам. Например, это может быть телефонный звонок, дружеская беседа, письма. В непринуждённой обстановке мы используем разговорную и просторечную лексику (чаёк, поболтать, мобила). Для этого стиля характерны эмоциональность, образность («Сплетен хватит до утра!» - это гипербола).
В основном разговорный стиль – это устная речь, но мы можем общаться при помощи писем, в современном мире мы всё чаще посылаем электронные письма, но любое письмо должно быть грамотно написано
Пришло письмишко мне.
Гляжу - из лагеря, от Мишки.
«ЗДЕСЬ ЧЮДНЫЙ ЛУК И Я ЛИЖУ», -
написано в письмишке.
«Лук лижет?! Что за чудеса?
Наверно, шутит, плут…»
Читаю дальше:
«ЗДЕСЬ ЛИСА,
КРАСИВЫЙ ДЛИННЫЙ ПРУТ.
НА ДНЯХ В ЛЕСУ НАШЕЛ Я ГРУСТЬ
И ОЧЕНЬ БЫЛ ДОВОЛЕН…»
Нет, нет, не шутит он! Боюсь,
мой друг серьезно болен.
Вернется — надо полечить:
заставить правила учить.
Почему автор стихотворения Шибаев назвал стихотворение «Грустные вести», а письмо «письмишко». Найдите слова с ошибками, запишите правильно эти слова, объясните
Чудный, луг, лежу, леса, пруд, груздь
2. Научный стиль
Стиль логичный, объективный,
В нём – прямое слов значенье.
Применять нам эффективно
В описании явленья.
Можем мы всегда узнать
Стиль сухой, немного скучный.
«Термин!» - стоит лишь сказать, -
Перед нами стиль -..
Ученики: Научный!
Заполняют таблицу. Запишите предложение. Стиль – это сложившаяся система речевых средств.
- Может ли это предложение использоваться в научном тексте? (в учебнике по русскому языку)
- Назовите слова, которые относятся к научным терминам.
- Выполните синтаксический разбор предложения.
Художественный стиль—это стиль поэтов и писателей, которые так же, как и художники, только с помощью слов, а не с помощью красок, рисуют в нашем воображении целые картины, перенося нас в таинственные страны и необитаемые острова. Только истинные мастера слова смогут помочь нам услышать шум океана или дуновение ласкового ветерка. Мы почувствуем на себе тепло ласковых лучиков солнца даже в самую морозную ночь. Мы услышим, как перешёптываются цветы или басом говорят вековые дубы в сумрачных лесах. Сила слова—необъятна. Мы плачем вместе с главными героями книг и радуемся их успехам как своим. Мы проживаем с ними целую жизнь, не желая расставаться с ними на последних страницах романов и повестей. Художественный стиль самый богатый и насыщенный словами переносного значения. Мы никогда не перепутаем этот стиль ни с каким другим, ведь на страницах художников слова—этот мир оживает.
Физкультминутка. Под руководством учителя учащиеся выполняют небольшой (4-5) комплекс физических упражнений и упражнения для глаз.
VI. Первичное закрепление.
1. Работа с текстами.
(Ответ. Задача автора (точнее, героя) первого текста — рассказать о своей судьбе; задача второго — описать дуб; третьего — передать научные знания. Стиль первого отрывка разговорный, второго — художественный, третьего — научный.)
6