СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Стили речи"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Стили речи"»


1.Организационный момент.

Учитель: «Сегодня у нас особенный урок. Мы с вами, ребята, будем изучать строение текста, цель его написания, а самое главное, будем учиться создавать собственные тексты, принадлежащие к определённому стилю речи».

2.Повторение изученного.

Учитель: «На уроке мы повторим то, что знаем об особенностях некоторых стилей,

узнаем характерные особенности стиля, с которым ещё знакомы мало. Итак, мы знаем,

что, с точки зрения стилистики, речь делится на два больших раздела. Какие?»

Ученик: «Речь делится на разговорную и книжную».

Учитель: «В каких речевых ситуациях используется разговорная речь?»

Ученик: «Разговорная речь используется в непринуждённой беседе со знакомыми

людьми, обычно в домашней, неофициальной обстановке».

Учитель: «В каких речевых ситуациях используется книжная речь?»

Ученики: « Задача речи – сообщение».

Учитель: «Художественную речь используют, если нужно нарисовать словами,

изобразить картину, передать читателю свои чувства. А какую задачу речи в этой

ситуации ставит перед собой автор?»

Ученики: «Задача речи – воздействие».

3.Работа с индивидуальным раздаточным материалом.

Текст №1.

Метель – перенос снега ветром в слоях, близких к земной поверхности. Различают

позёмок, низовую и общую метель. Позёмок и низовая метель представляют собой

явления подъёма снега ветром со снежного покрова, происходящие без выпадения снега

из облаков. Позёмок наблюдается при малых скоростях ветра (до 5 м/сек), когда

большинство снежинок поднимается всего на несколько сантиметров. Низовая метель

наблюдается при больших скоростях ветра, когда снежинки поднимаются до 2 м и выше,

вследствие чего видимость атмосферная ухудшается, снижаясь иногда до 100 м и менее.

Низовая метель и позёмок вызывают лишь перераспределение ранее выпавшего снега.

Общая, или верхняя, метель представляет собой выпадение снега при достаточном

сильном (обычно свыше 10 м/сек) ветре и сопровождается значительным увеличением

снежного покрова во всём районе, охваченном метелью. При сильном ветре и низкой

температуре воздуха метель носит название буран.

Текст №2.

Дорога была Владимиру знакома, а езды всего двадцать минут. Но он выехал за

околицу в поле, как поднялся ветер и сделалась такая метель, что он ничего не взвидел. В

одну минуту дорогу занесло; окрестность исчезла во мгле мутной и желтоватой, сквозь

которую летели белые хлопья снегу; небо слилося с землёю. Лошадь ступала наудачу и

поминутно то взъезжала на сугроб, то проваливалась

в яму; сани поминутно

опрокидывались.

Прошло ещё около десяти минут; рощи всё было не видать. Владимир ехал полем,

пересечённым глубокими оврагами. Метель не утихала, небо не прояснялось. Лошадь

начинала уставать, а с него пот катился градом, несмотря на то, что он поминутно был по

пояс в снегу.

Он поехал вправо. Лошадь его чуть ступала. Уже более часа был он в дороге. Но он

ехал, ехал, а полю не было конца. Всё сугробы, да овраги; поминутно сани

опрокидывались, поминутно он их подымал. Время шло.

Учитель: « Перед вами два небольших текста. Прочитайте. Определите, какая это речь

– разговорная или книжная?»

Ученики: «Эти тексты принадлежат к книжной речи ».

Учитель: «Тексты одинаковые или всё-таки разные?»

Ученики: « Разные».

Примечание: ответы учеников на этом этапе урока могут быть абсолютно разными и

не совпадать с предполагаемым ответом.

Учитель: «Как Вы считаете, чем отличаются эти два вида книжной речи? Попробуем

разобраться. Внимание – на экран!»

4 Работа с таблицей, выведенной на экран.

Примечание: записи в таблице появляются путём нажатия «мышки» в процессе

обсуждения.

Послушайте стихотворение  и определите, в чём заключается его основная тема?

Нужно ясно понимать,
Что задача не простая.
Мысль словами выражать -
Суть стилистики такая.
Диссертация, беседа,
Речь, статья или роман?
Заявление на соседа,
Что устроил балаган.
В языке во всём система.
Не к чему же нам гадать,
Чтоб не мучила дилемма, -
Нужно стили речи знать!

Сформулируйте теперь тему урока.

Запишите в тетради дату, тему.

ΙIΙ. Актуализация знаний.

1.         Словарная работа.

Ребята, а слово стиль однозначное или многозначное ?

Я просила к этому уроку поработать вас с толковым словарём и этимологическим.

Что вы узнали об истории этого слова?

    Слово стиль происходит от греческого stilos и означает «палочка». В древности и в средние века писали стержнем из дерева, кости, металла.

     Один конец стержня был заострен, им и писали на сырых глиняных плитках, бересте, на вощеных дощечках; другой - -в виде лопаточки, им , повернув стержень- «стиль»,стирали написанное. Таким образом,  автор совершенствовал свое сочинение. Отсюда выражение «часто перевертывай стиль», т.е. исправляй, перерабатывай свое произведение.

Что можете рассказать о лексическом значении слова?


В словаре С.И. Ожегова дается такое толкование слова стиль:

1)  Характерный вид, разновидность чего-нибудь, выражающаяся  в каких-нибудь особенных признаках, свойствах художественного оформления. Например: русский национальный стиль. Стиль одежды. Архитектурный стиль.

2) Метод, совокупность приемов какой-нибудь работы, деятельности, поведения. Например: стиль в работе. Стиль плавания. Этот поступок совершенно в его стиле(он всегда так поступает).

3) Совокупность приемов использования средств языка для выражения тех или иных идей, мыслей в различных условиях речевой практики. Например: стиль художественной литературы. Научный стиль

IV. Первичное усвоение новых знаний.

Какое определение подходит для нашего урока?

 

 

Стили речи - это приемы и средства языка для выражения мыслей в зависимости от цели высказывания.

А что такое цель высказывания?                                      -разговор друзей

                                                                                             -объяснение нового материала

                                                                                             -ответ на уроке

                                                                                             -пересказ художественного произведения

                                                                                             -написание  сочинения или изложения

Вывод: для каждой цели высказывания существуют разные стили речи.

Постановка учебной задачи

В зависимости от устной или письменной речевой ситуации мы можем разделить стили речи на два основных стиля. Каких? (Разговорный и книжный)

Вы видите схему «Стили речи», которую мы будем заполнять на протяжении всего урока.

Название стиля речи

Где употребляется данный стиль

С какой целью употребляется данный стиль речи

Особые слова, которые присущи только этому стилю речи

Разговорный стиль

в жизни

люди делятся своими мыслями и чувствами

разговорная лексика, эмоциональная речь

Научный

В науке, в школе

научные статьи, тексты в учебниках

Термины, определения

Художественный

Используется в произведениях художественной литературы

 

 

Воздействие на душу читателя, его мысли, его переживания.

Слова в прямом и переносном значении.

 

Наблюдение (с. 10 учебника).

Чтение текстов, ответы на вопросы:





Работа с текстами (читает учитель)

Разговорный стиль

 

 

Поделиться впечатленьем
Если с другом захочу,
То ему, без промедленья,
По мобиле позвоню:
«Ну, привет!..Я тут скучаю.
Приходи-ка на чаёк!

Поболтать с тобой мечтаю.
Дивный нынче вечерок!
Нет, не болен,- просто скука!
Если хочешь, то хандра!
Мне молчать - ох, это мука!
Сплетен хватит до утра!»

Определите стиль речи (разговорный стиль).

Где употребляется данный стиль?

С какой целью употребляется данный стиль речи?

Особые слова, которые присущи только этому стилю речи…

Заполняют таблицу.

Учитель: Разговорный стиль используется в повседневной жизни: люди делятся с окружающими своими мыслями и чувствами, обмениваются информацией по бытовым вопросам. Например, это может быть телефонный звонок, дружеская беседа, письма. В непринуждённой обстановке мы используем разговорную и просторечную лексику (чаёк, поболтать, мобила). Для этого стиля характерны эмоциональность, образность («Сплетен хватит до утра!» - это гипербола).

В основном разговорный стиль – это устная речь, но мы можем общаться при помощи писем, в современном мире мы всё чаще посылаем электронные письма, но любое письмо должно быть грамотно написано

Пришло письмишко мне.

Гляжу - из лагеря, от Мишки.

«ЗДЕСЬ ЧЮДНЫЙ ЛУК И Я  ЛИЖУ», -

написано в письмишке.

«Лук лижет?! Что за чудеса?

Наверно, шутит, плут…»

Читаю дальше:

«ЗДЕСЬ ЛИСА,

КРАСИВЫЙ ДЛИННЫЙ ПРУТ.

НА ДНЯХ В ЛЕСУ НАШЕЛ Я ГРУСТЬ

И ОЧЕНЬ БЫЛ ДОВОЛЕН…»

Нет, нет, не шутит он! Боюсь,

мой друг серьезно болен.

Вернется — надо полечить:

заставить правила учить.

 

Почему автор стихотворения Шибаев назвал стихотворение «Грустные вести», а письмо «письмишко».  Найдите слова с ошибками, запишите правильно эти слова, объясните

Чудный,  луг, лежу, леса, пруд, груздь

 

2.         Научный стиль

Стиль логичный, объективный,
В нём – прямое слов значенье.
Применять нам эффективно
В описании явленья.

Можем мы всегда узнать
Стиль сухой, немного скучный.
«Термин!» - стоит лишь сказать, -
Перед нами стиль -..

 Ученики: Научный!

Заполняют таблицу. Запишите предложение.   Стиль – это сложившаяся система речевых средств.

- Может ли это предложение использоваться в научном тексте?  (в учебнике по русскому языку)

 - Назовите слова, которые относятся к научным терминам.   

- Выполните синтаксический разбор предложения.

  1. Художественный стиль—это стиль поэтов и писателей, которые так же, как и художники, только с помощью слов, а не с помощью красок, рисуют в нашем воображении целые картины, перенося нас в таинственные страны и необитаемые острова. Только истинные мастера слова смогут помочь нам услышать шум океана или дуновение ласкового ветерка. Мы почувствуем на себе тепло ласковых лучиков солнца даже в самую морозную ночь. Мы услышим, как перешёптываются цветы или басом говорят вековые дубы в сумрачных лесах. Сила слова—необъятна. Мы плачем вместе с главными героями книг и радуемся их успехам как своим. Мы проживаем с ними целую жизнь, не желая расставаться с ними на последних страницах романов и повестей.  Художественный стиль самый богатый и насыщенный словами переносного значения. Мы никогда не перепутаем этот стиль ни с каким другим, ведь на страницах художников слова—этот мир оживает.

 

Физкультминутка. Под руководством учителя учащиеся выполняют небольшой (4-5) комплекс физических упражнений и упражнения для глаз.

VI. Первичное закрепление.   

1.       Работа с текстами.

(Ответ. Задача автора (точнее, героя) первого текста — рассказать о своей судьбе; задача второго — описать дуб; третьего — передать научные знания. Стиль первого отрывка разговорный, второго — художественный, третьего — научный.)

 



6