Урок Источники света. Распространение света
Цели урока:
Образовательные: познакомить учащихся с естественными и искусственными источниками света, объяснить закон прямолинейного распространения света, рассмотреть природу солнечных и лунных затмений, закрепить умение построения хода лучей при образования тени и полутени;
Воспитательные: формировать познавательный интерес; воспитывать умение уважительно относиться к мнению одноклассников;
Развивающие: развивать внимание, воображение, наблюдательность, логическое и критическое мышление.
План урока
Организационный момент
Изучение нового материала
1. Оптика, как наука о свете.
2. Понятие о световом пучке. Световой луч. Закон прямолинейного
распространения света.
3. Образование тени и полутени. Солнечное и лунное затмения.
Закрепление пройденного материала
Домашнее задание: § 63, упр. 44,
§ 64 (самостоятельное изучение)
Итог урока
Ход урока
Организационный момент
Изучение нового материала
В начале урока, чтобы заинтересовать детей, по классу можно пустить «солнечного зайчика».
? Что такое «солнечный зайчик»?
Отв.: «солнечный зайчик» это лучи света отраженные от зеркала.
Вот сегодня на уроке мы с вами и поговорим о свете, узнаем что собой представляет свет, каковы основные законы распространения света.
Итак, тема урока "Свет. Источники света. Распространение света".
Свет очень важен для каждого человека. Благодаря свету мы ориентируемся в пространстве, видим окружающий нас мир. Свет воспринимается органом зрения – глазом. Чтобы понять значение света в жизни человека, я предлагаю провести минутный эксперимент: закройте на одну минуту глаза и представьте себе «жизнь во тьме»!
Но свет – не только средство получения информации о действительности, но и инструмент ее исследования. Благодаря свету были сделаны величайшие научные открытия. Например, в астрономии установлены законы движения планет и звезд, их химический состав, в биологии – строение клетки живых организмов. Без света невозможен такой процесс, как фотосинтез, с помощью света в фотоэлементе преобразуется энергия излучения в электрическую энергию, что имеет практическое применение в солнечных батареях.
Что же такое свет?
Из нашей повседневной жизни мы знаем, что падая на тела, свет вызывает их нагревание, т.е. он передает им энергию.
Давайте вспомним виды передачи энергии, которые мы с вами изучили (теплопроводность, конвекция, излучение).
Каким из перечисленных способом передается энергия при освещении тела? (Излучением.)
Итак, свет – это излучение, воспринимаемое глазом человека (или видимое излучение).
Природа света достаточно сложна. Изучать образование света мы будем в старших классах. А сейчас можно сказать следующее: свет образуется в результате процессов, происходящих внутри атомов.
Раздел науки, посвященный изучению света, называют оптикой.
Само слово «оптика» переводится на русский язык, как «зримый», «зрительный».
Оптика - это раздел физики, изучающий световые явления.
Раздел, который мы изучаем в 8 классе, – это геометрическая оптика.
В ее основе лежат примерно те же законы, которые используются в геометрии.
Оптическое излучение создается источниками света. Одни из них сами излучают свет – это Солнце, звезды, пламя, раскаленные тела (например, нить электрической лампы), электрический разряд. Многие тела, от которых исходит свет, не излучают его сами, а только отражают падающий на них от других источников свет. Таковы все предметы, освещаемые солнцем. К источникам отраженного света относится водная поверхность океанов, морей, озер, рек, поверхность растительного, снегового, облачного покровов, песчаная поверхность пустынь.
Источники света, которые нас окружают, - тела, непосредственно излучающее свет, имеет достаточно большие размеры. Такие источники называют протяженными источниками света.
Чтобы изучать световые явления, требуется небольшой источник света - точечный источник света.
Точечный источник света – такой источник света, размерами которого можно пренебречь по сравнению с расстоянием, на которое распространяется свет от него.
Центральным понятиями геометрической оптики является понятия светового пучка и луча. Причём эти понятия нельзя отождествлять. Пучок света можно наблюдать, а луч только чертить на бумаге.
Световой пучок – это цилиндрический или конический каналы, внутри которых распространяется свет.
Луч (световой луч) - это линию, вдоль которой распространяется световая энергия.
Геометрическая оптика базируется на трёх законах:
1. закон прямолинейного распространения света;
2. закон отражения света;
3. закон преломления света
Закон прямолинейного распространения света ( сформулировал Евклид 300 лет до н.э.) :
Свет в однородной прозрачной среде распространяется прямолинейно.
Привести примеры, подтверждающие прямолинейность распространения света:
1.) Образование прямого следа в ясном небе от реактивного самолёта.
2.) Образование тени от дерева .
3.) Постоянство расположения Полярной звезды на небосводе в течении ночи.
Прямолинейность распространения света подтверждается образованием тени.
Так, если взять точечный источник света (Точечный источник света – это источник света, размеры которого малы по сравнению с расстоянием до экрана.) экран и между ними поместить предмет, то на экране появится тёмное изображение очертаний предмета – тень.
Тень – область пространства, в которую не попадает свет от источника.
Если же источник будет не точечный (протяженный), то на экране вокруг тени образуется ещё и полутень.
П
олутень - область пространства, в которую попадает свет от части источника света.
Образованием тени и полутени объясняются солнечные и лунные затмения. При солнечном затмении полная тень от Луны падает на Землю. Из этого места Земли Солнца не видно. Когда Луна, вращаясь вокруг Земли, попадает в её тень, то эта тень отбрасывается на Луну и наблюдается лунное затмение.
Лунное затмение
С
олнечное затмение
Закрепление изученного материала
№1.Как проверить, что три далеко друг от друга столба стоят вдоль одной прямой? На чём основан предложенный вами способ?
Л. №1517 В солнечный день длина тени на земле от ёлочки высотой 1,8 м равна 90 см, а от берёзы - 10 м. Какова высота берёзы?
Замечание: введем следующие обозначения
h- высота ели, l- длина тени от ели
H -высота берёзы, L -длина тени от берёзы
Дано: h=1,8 м l=90 см L =10м | СИ 0,9м | Решение: Согласно условию задачи выполним чертеж: Рассмотрим ΔАВС и ΔА1В1С1. ΔАВС подобен ΔА1В1С1: (угол падения солнечного света) (деревья растут перпендикулярно поверхности земли) Из подобия ΔАВС и ΔА1В1С1, следует , Перейдем от геометрических величин к физическим: АВ=H, А1В1=h, АС=L, А1С1= l , =˃, , . Ответ: 20м. |
H-?м |
Л. №1518 (самостоятельное решение)
1. Вертикально поставленная палка высотой 1,5 м отбрасывает при солнечном освещении тень длиной 2 м. В то же время заводская труба отбрасывает тень в 50 м. Какова высота заводской трубы?
2. Под каким углом к горизонту находится Солнце, если тень от предмета равна высоте предмета?
3. Тень от низко летящего вдоль дороги самолета покрывает дорогу на 2/3 ее ширины. Каков размах крыльев самолета, если ширина дороги равна 18,6 м?
1. Вертикально поставленная палка высотой 1,5 м отбрасывает при солнечном освещении тень длиной 2 м. В то же время заводская труба отбрасывает тень в 50 м. Какова высота заводской трубы?
2. Под каким углом к горизонту находится Солнце, если тень от предмета равна высоте предмета?
3. Тень от низко летящего вдоль дороги самолета покрывает дорогу на 2/3 ее ширины. Каков размах крыльев самолета, если ширина дороги равна 18,6 м?
1. Вертикально поставленная палка высотой 1,5 м отбрасывает при солнечном освещении тень длиной 2 м. В то же время заводская труба отбрасывает тень в 50 м. Какова высота заводской трубы?
2. Под каким углом к горизонту находится Солнце, если тень от предмета равна высоте предмета?
3. Тень от низко летящего вдоль дороги самолета покрывает дорогу на 2/3 ее ширины. Каков размах крыльев самолета, если ширина дороги равна 18,6 м?
1. Вертикально поставленная палка высотой 1,5 м отбрасывает при солнечном освещении тень длиной 2 м. В то же время заводская труба отбрасывает тень в 50 м. Какова высота заводской трубы?
2. Под каким углом к горизонту находится Солнце, если тень от предмета равна высоте предмета?
3. Тень от низко летящего вдоль дороги самолета покрывает дорогу на 2/3 ее ширины. Каков размах крыльев самолета, если ширина дороги равна 18,6 м?
1. Вертикально поставленная палка высотой 1,5 м отбрасывает при солнечном освещении тень длиной 2 м. В то же время заводская труба отбрасывает тень в 50 м. Какова высота заводской трубы?
2. Под каким углом к горизонту находится Солнце, если тень от предмета равна высоте предмета?
3. Тень от низко летящего вдоль дороги самолета покрывает дорогу на 2/3 ее ширины. Каков размах крыльев самолета, если ширина дороги равна 18,6 м?
Образование тени и полутени |
Лунное затмение С олнечное затмение |