Тема урока: Страны мира
Урок географии в 7 классе
УМК Полярная звезда
Цели урока:
• сформировать знания о многообразии стран мира и их различиях по ряду признаков;
• установить, какие бывают типы государственного устройства стран и каких стран больше на политической карте мира;
• формировать представление о хозяйстве (экономике) страны и этапах его развития;
• выяснить: 1) какие существуют страны по уровню своего экономического развития; 2) какие страны лидируют в мире по объёму своей экономики; 3) как страны зависят друг от друга.
Планируемые результаты обучения:
Предметные: формирование представлений и теоретических знаний о многообразии стран мира и их различиях, о типах государственного устройства стран мира, о хозяйстве (экономике) стран и этапах его развития, уровне экономического развития стран и их взаимосвязях.
Метапредметные: формирование умений работать с разными источниками информации — политической картой мира, картой, схемой и диаграммами; развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности на основе анализа политической карты мира и других источников географической информации: схемы, диаграмм и карты параграфа; строить логическое рассуждение и делать выводы.
Личностные: развитие познавательных потребностей и мотивации к обучению на основе анализа политической карты мира, других источников географической информации; формирование целостного мировоззрения, учитывающего многообразие современного мира.
Основное содержание: многообразие стран мира, республика, монархия, хозяйство (экономика), этапы развития экономики, экономически развитые страны мира, взаимозависимость стран.
Деятельность обучающихся: работать с текстом и иллюстрациями параграфа и презентации к уроку; анализировать политическую карту мира, схему «Некоторые критерии классификации стран», диаграммы «Экономическая мощь стран» и «Структура хозяйства некоторых стран», карту «Транспортировка нефти между странами»; планировать последовательность и способ действий при анализе иллюстративно-картографического материала; оценивать свои действия и действия одноклассников, делать выводы.
Ценностный компонент урока: многообразие стран мира — величайшая ценность человечества.
Оборудование: политическая карта мира, ноутбуки.
Тип урока: изучение нового материала.
Ход урока
I. Проверка знаний (5 минут)
Проверка и обсуждение заполненных таблиц (2 варианта). Обучающиеся по очереди зачитывают заполненные таблицы. Остальные ученики принимают участие в обсуждении, делают замечания, уточнения.
II. Изучение нового материала
1) Отличия стран мира друг от друга
Вступительное слово учителя. В мире насчитывается более 200 стран (256) и все они очень разные (3 слайд).
Есть большие и маленькие, «богатые и бедные», густо заселённые и слабозаселённые, и ещё много и много признаков для различий стран можно привести в качестве примера.
А что такое страна? (слайд 4,5)
Классификация стран (слайд 6).
Страны мира по размеру территории (слайд 7,8).
Страны мира по численности населения (слайд 9).
Страны мира по географическому положению. Работа с физической картой мира на странице 252-253 учебника (слайд 10, 11).
Самостоятельная работа. Учащиеся переносят схему в тетрадь, приводят примеры стран при помощи Политической карты мира (3 минуты). Проверка
2) Республики и монархии (слайды 12-16)
На Земле до сих пор существуют страны, которыми управляют монархи - короли, султаны, герцоги, императоры. Таких стран осталось немного, чаще государствами управляют президент или парламент, избранные народом страны.
Разгадайте анаграммы и определите, какие бывают формы правления стран, назовите примеры государств.
По государственному правлению страны мира делятся на... |
нармохии ...................... | лирескипуб ....................... |
Примеры |
кобривелитания................... пояния................................... панияис................................. довскаясау вияара.............. гибелья................................. | сиярос.................................. ШАС..................................... цияфран.............................. суэвенела............................ мангерия............................ лиятаи................................. тайки................................... |
3) Хозяйство-Экономика
Найти соответствие между этапом развития экономики и ведущей деятельностью:
промышленность аграрная экономика
услуги индустриальная экономика
сельское хозяйство постиндустриальная экономика
4) Различие стран по уровню экономического развития
(записать в тетрадь) Главным показателем богатства страны является общая стоимость товаров и услуг, произведённых в стране за год (работа с рисунком 17 с. 26). Школьники анализируют диаграмму «Экономическая мощь стран (по стоимости произведённых товаров и услуг)» и называют самые экономически развитые страны мира (слайд 18, 19)
Анализ диаграммы «Структура хозяйства некоторых стран» (рис. 18 на с. 27 учебника) должен подвести обучающихся к выводу о том, что в структуре экономики высокоразвитых стран большую долю занимает сфера услуг, а в структуре экономики слаборазвитых стран — сельское хозяйство (слайд 20).
5) Выводы (слайд 21).
III. Закрепление материала
Работа с электронным приложением к учебнику. Тренажёр к теме «Страны мира»
Домашнее задание:
1) изучить § 7 и конспект;
2) задание 7 (таблица) выполнить в тетради с привлечением дополнительных источников информации, в т.ч. Интернет (10 стан мира)