СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Строение тела человека: внешнее и внутреннее""

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Строение тела человека: внешнее и внутреннее""»

Окружающий мир.

2-й класс.

Тема урока: Строение тела человека: внешнее и внутреннее.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Урок построен в ТРКМ.

Цель: формировать первоначальные представления детей о «внешнем» и «внутреннем строении тела человека, научить определять на своем теле места расположения внутренних органов.

Формировать:

Регулятивные УУД: - обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем; определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; высказывать свою версию; находить и исправлять ошибки самостоятельно; в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев; соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его, планировать деятельность с помощью учителя.

Познавательные УУД:

- умение ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; извлекать информацию, представленную в разных формах; сравнивать по заданным основаниям объекты.

Личностные УУД:

- умение определять и высказывать самые простые , общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве.

Коммуникативные УУД:

- умение совместно договариваться о правилах и следовать им; оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других, работать в паре, группе.

Основные понятия: Строение тела человека: внешнее и внутреннее.





Принципы воспитания:

• создание положительного эмоционального подъёма;

• воспитание через взаимодействие.

Принципы обучения:

• принцип наглядности;

• принцип доступности;

• принцип целостности;

• принцип деятельности;

• принцип психологической комфортности.

Методы обучения и воспитания

Методы воспитания

1. Методы формирования соц. опыта:

• педагогическое требование.

• создание ситуации успеха.

Методы обучения

1. По источнику получения знаний:

• словесные: беседа, объяснение, работа с книгой;

• наглядные: демонстрация, иллюстрация;

• практические: самостоятельная работа, упражнение.

2. По уровню включения в продуктивную деятельность:

• частично-поисковый.

3. Методы организации учебно-познавательной деятельности:

• словесные: беседа, объяснение, повторение.

• методы самостоятельной работы.

4. Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности

  • создание ситуации успеха, поощрение

  • Ресурсы: А.А.Плешаков. Окружающий мир. 2 класс. Ч. 2 с. 4-7.

  • Карточки-задания.

  • Презентация к уроку.

  • Макет человека.

  • Организация пространства: Фронтальная работа, индивидуальная работа, парная, групповая работа



Структура урока:

  1. Мотивация к учебной деятельности

  2. Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы

  3. Решение проблемы

  4. Первичное закрепление

  5. Физминутка

  6. Организация самостоятельной работы

  7. Информация о домашнем задании

  8. Рефлексия учебной деятельности























































I. Мотивация к учебной деятельности

(1 мин.).

_ Здравствуйте! - ты скажешь человеку.

Здравствуйте! – улыбнется он в ответ.

И, наверно, не пойдет в аптеку.

И здоровым будет много лет.

-Ребята, к нам на урок пришли гости, давайте пожелаем им здоровья, повернемся и скажем «Здравствуйте!»

- У нас урок окружающего мира.

-Я желаю, чтобы на уроке вы понимали друг друга…..

(СЛАЙДЫ)

II. Актуализация знаний ( 2мин)

- Сегодня мы начинаем работу по 2-й части учебника. Откройте учебник с.3 прочитайте тему?

- О чем будет идти речь ?

Как связаны здоровье и безопасность?

А что значит слово «здоровье»?

(ответы детей)

- Вот какое определение дано в «Толковом словаре».

Чтение учителем определения из Толкового словаря.

- Хотели бы вы узнать побольше о своем здоровье?

-Я хочу….

-Вы готовы к новым открытиям?

III. Формулирование темы урока, постановка задач

( 5 мин.).

– Наш урок можно назвать «Про тебя самого». Именно так называется книга писателя Алексея Дорохова. Советую обязательно прочитать ее.

– Прочитайте девиз нашего урока.

СЛАЙД№

(«Лучший способ изучить что-либо – это открыть самому».)

- Сегодня у нас необычный урок. Мы с вами будем проводить исследования и будем немного исследователями.



-Давайте узнаем тему нашего урока, отгадав загадку.

На земле он всех умней,

Потому и всех сильней.

-Предположите, о ком мы будем говорить на уроке?

-И так, сегодня мы с вами начинаем изучать самого себя, т е. … - человека.

  • Погружение в тему урока.

«Высокие, низкие, далекие, близкие,

Гиганты, гномы, малыши,

Слабыши и крепыши…

Все вроде разные на вид,

Но почему- вопрос:

У каждого руки, и ноги, и рот,

Два уха, два глаза и нос?»

(дети пытаются ответить на вопрос из стихотворения С.Михалкова)

- Чем похожи люди друг на друга?(формой своего тела, строением)

-Знаете ли вы чего состоит человек?

- Посмотрите на себя внимательно, и скажите, какие части тела вы можете назвать?

Прием «Корзина идей» ( на доске рисунок корзины)

На доске учитель прикрепляет (пишет) слова и картинки: голова, руки, ноги, сердце и т.д.

- Что мы сейчас называли? (части тела)

-А какие это части , если мы их видим? (внешние)

-Есть органы, которые мы видим, то значит, какие еще есть органы…? (которые не видим)

-Где они находятся? (внутри нас)

Как они могут называться? (внутренние)

На доске:

СТРОЕНИЕ ТЕЛА ЧЕЛОВЕКА

ВНЕШНЕЕ ВНУТРЕННЕЕ

- Вот мы и подошли к теме урока. Кто сможет ее сформулировать?

Давайте уточним тему урока. Откройте учебник на с. 4.и прочитайте.

«Строение тела человека» .

-На какие вопросы нам предстоит ответить в течение урока?

Задачи урока:

-Из каких частей состоит тело человека?

-Что значит внешнее и внутреннее строение человека?

-Как называются внутренние органы и где они расположены?

-Нужны ли нам знания о строении своего тела?


IV. Открытие нового знания (25 мин.).


  1. Внешнее строение человека. 4 мин.

-Что из перечисленного вами можно отнести к внешнему строению человека? ( учитель расставляет карточки)

-Но, прежде чем отвечать, давайте поиграем в игру « Угадай, назови».

СЛАЙД

Проблемный вопрос

- Как назвать по-другому руки и ноги? (верхние конечности, нижние конечности)

- Как одним словом назвать грудь, живот и спину? (туловище)

(показать части тела на ученике)

  1. Работа на карточках.

- выделить внешние части тела

-взаимопроверка









2.САМООЦЕНКА( лист самооценки)

- Поставьте знак «+» там, где вы согласны



V. Физминутка «Пингвин»

- Молодцы, хорошо поработали и отдохнули.



2.Внутреннее строение 20 мин.

- А хотите, ребята, узнать какой же все-таки человек? Что скрывается под его кожей?

(Учитель обращается к записи на доске.)

-Что вы уже знаете о внутреннем строении человека?

1. Стр.5 учебник ( работа в паре)

-Рассмотрите внутренние органы и обратите внимание где они расположены.

- Чья пара уже может назвать внутренние органы человека? ( показать картинки: легкое, печень, мозг, желудок…)

Молодцы!

-Ребята, все что находится внутри человека принято называть органами.

Орган – это часть организма, которая имеет определенное строение и выполняет определенную работу.

Более подробно о внутренних органах нам может рассказать наш учебник с.6-7.

Приём «Инсерт»

- Прочитайте текст и поставьте значки на полях

(" V " - уже знал;

" + " - новое;

" - " - думал иначе;

" ? " - не понял, есть вопросы


Прочитайте текст и придумайте вопросы к нему. Задайте их друг другу.

Оцените ответы фишками-рисунками внутренних органов.


1.Мозг.

(дети читают вслух материал учебника, задают вопросы, получают фишки)

(рассказ учителя)

- Действительно мозг управляет работой всего организма. Вы смотрите вокруг и видите предметы, людей. Вы читаете, пишите. Вы без труда вспомните, где были вчера, и представите себе зоопарк, который посетили прошлым летом. Вы решаете примеры или задачу. Всё это происходит как бы само собой. Но это не так. Вашими мыслями, движениями, чувствами управляет мозг – важнейший орган тела. Головной мозг-главный командный пункт организма. Что бы человек не делал, всем управляет мозг.

 Вес мозга у человека увеличивается, начиная с рождения и до 23—25 лет, когда заканчивается рост тела человека. Быстрее увеличивается вес мозга у ребенка в первые годы жизни. Мозг взрослого человека весит от 1кг500 г до 2 килограммов.

2. Лёгкие.

- Головной мозг заведует всеми мыслями и чувствами человека. Управляет работой главных внутренних органов. Именно он следит за тем, мы дышим.

- Попробуйте на минутку закрыть рот, зажать нос и перестать дышать.

- Вы практически сразу почувствовали, что долго так не выдержать.

- Почему?

- Наши клетки взбунтовались, оставшись без кислорода. Они как бы кричат: «Сейчас же пришлите нам кислород! Иначе мы все погибнем!»

- Чем же мы дышим? (легкими)

(дети читают вслух материал учебника, задают вопросы, получают фишки)


Опыт:

- У каждого из нас два лёгких – правое и левое. Лёгкие похожи на две губки. При выдохе они выпускают из себя воздух и уменьшаются в размере, когда делаем вдох лёгкие наполняются воздухом и расширяются.


- В какой части тела расположены лёгкие? (в груди) муляж

 Взрослый человек делает примерно 23 000 вдохов  (и выдохов) в день.

Че­ло­век дышит при­мер­но 15-20 раз в ми­ну­ту, но если че­ло­век под­вер­га­ет­ся ка­кой-то фи­зи­че­ской на­груз­ке (бежит или под­ни­ма­ет­ся по лест­ни­це), то он дышит чаще.

Ды­шать нужно через нос, по­то­му что в носу вды­ха­е­мый воз­дух очи­ща­ет­ся и со­гре­ва­ет­ся.



Сейчас все чаще и чаще обращаются за помощью к дыхательным гимнастикам с целью излечения от разных недугов. Существует дыхательная гимнастика по методу Стрельниковой, которая утверждала: «Люди плохо дышат, говорят, кричат и поют потому, что болеют, а болеют потому, что не умеют правильно дышать. Научите их этому – и болезнь отступит».

(Обучать детей данному упражнению можно, играя в «Любопытную Варвару».)

Любопытная Варвара

Смотрит влево, смотрит вправо.

Чем же пахнет – не понять,

Нужно носиком вдыхать.

Вдох-вдох-вдох-вдох.

Гарью пахнет – ох-ох!



3.Сердце.

-Положите руку к груди. Прислушайтесь. Слышите: тук-тук, тук-тук.

- Что это? (сердце)

- Сердце – это мускул, сильный и самый важный из всех. Приказывать мы ему не можем, это «непослушный» мускул. Но зато очень трудолюбивый. Он работает как неутомимый насос. Сто тысяч раз за день он делает свое «тук-тук» и ни разу за всю жизнь не передохнет.

- Где оно находится?(в груди в левой части)

- Может ли человек прожить без сердца? (нет)

- А почему говорят «бессердечный человек»? Объясните, приведите пример.

 (дети читают материал учебника, задают друг другу вопросы, получают фишки)


4.Желудок.

- Представьте себе, что вы пришли домой. Пора обедать, а мама подаёт вам на тарелке кусок сырого мяса и две сырые картофелины. Станете вы есть такой обед?

- Точно так же и нашему организму нужна по-особому обработанная пища. Всё, что попало в рот: и котлета, и каша, и хлеб, и конфета - должно перевариться и впитаться в кровь. Этим занимаются органы «внутренней кухни».

- Главное отделение «внутренней кухни» - это желудок. 

(дети читают материал учебника, задают вопросы, получают фишки)


Опыт ( учитель)

Желудок напоминает мешок. Без еды он как спущенный воздушный шарик. Дунешь в шарик – он чуть надуется. Так и желудок: когда в него попадает пища, он растягивается. Чем больше пищи мы съедаем, тем сильнее растягивается наш желудок. Но больше 2-3 литров еды в него поместиться не может.

-Где находится желудок? (в верхней части живота, под рёбрами. муляж

П

итаться надо правильно, чтобы как можно дольше сохранить здоровым наш желудок. Посмотрите на «пирамиду питания» здорового человека.

СЛАЙД


5.Кишечник.

- Желудок проталкивает полупереваренную пищу дальше в кишечник?

(дети читают материал учебника


Опыт:

Кишечник тянется почти на 8 метров.(показ. верёвка длиной 8 метров)

- Где расположен кишечник? муляж


6. Печень.

-На этом можно было бы закончить разговор о «Внутренней кухни» организма. Однако, мы ещё не упомянули о необыкновенной соседке желудка – печени

(дети читают материал учебника, задают вопросы, получают фишки)

- Печень находится с правой стороны от желудка в верхней части живота. (возврат к муляжу

В ки­шеч­ни­ке пища про­дол­жа­ет пе­ре­ва­ри­вать­ся, и по­мо­га­ет ей в этом пе­чень. Она вы­де­ля­ет осо­бую жид­кость – желчь, ко­то­рая спо­соб­ству­ет пе­ре­ва­ри­ва­нию. Че­ло­век не может жить без пе­че­ни. На то есть несколь­ко при­чин:

1. В пе­че­ни есть запас ве­ществ, ко­то­ры­ми ор­га­низм поль­зу­ет­ся, когда го­ло­да­ет.

2. В пе­че­ни уни­что­жа­ют­ся все мик­ро­бы, ко­то­рые по­па­да­ют в кровь.

3. Пе­чень обез­вре­жи­ва­ет яды и вред­ные от­хо­ды.

4. Если че­ло­век по­те­ря­ет много крови, то пе­чень из своих за­па­сов от­даст пол-лит­ра.

5. Если во­круг тебя хо­лод­ный воз­дух, то пе­чень ста­нет внут­рен­ней печ­кой тво­е­му ор­га­низ­му. Ведь слово «пе­чень» про­ис­хо­дит от слова «печь».

Весит пе­чень около 2 кг.



IV.Первичное закрепление.

( 3 мин)


-Сейчас мы проверим как хорошо вы поняли внутреннее строение человека.

  1. СЛАЙД ИД

Самостоятельная работа.

Выбери правильный ответ. Букву правильного ответа вставь в таблицу.



Тест (документ –камера)


1.Что не относится к внешнему строению тела человека?

А) голова М) лёгкие Г) туловище

2. Этот орган размером немногим больше кулака непрерывно сжимается и разжимается, гонит кровь в сосуды.

А) лёгкие Н) желудок Л) сердце

3. Этот орган заведует нашими мыслями и чувствами, следит за работой главных внутренних органов – сердца и лёгких. За это его называют «командным пунктом» организма.

О) мозг Б) печень В) кишечник

4. В этом органе выделяется кислый сок, который способен переварить большую часть пищи. Этот орган называют главным отделением «внутренней кухни».

А) кишечник Д) желудок В) печень

5. Этот орган похож на две розовые губки. С помощью него человек дышит.

Ц) лёгкие А) мозг Б) сердце

6. Этот орган похож на длинный извилистый «коридор». Пища в нём окончательно переваривается и впитывается в кровь.

А) желудок Б) печень О) кишечник

7. Этот орган помогает переваривать пищу в кишечнике.

Ж) желудок Е) печень И) туловище



-Если расставить буквы по- другому, то получится слово. Какое?

Слово МОЛОДЕЦ



IV.Применение нового знания. 4 мин

Итак, мы рассмотрели строение тела человека.?

  1. Сценка: «Больной»

  2. Игра « Собери пазл»

( за хорошие ответы учитель давал детям картинки частей тела человека. Дети по команде учителя выходят и составляют пазл.)







1. «Командный пункт» тела человека.

2. «Дыхательный аппарат» похожий на две губки.

3. Неутомимый мотор, заставляющий кровь обегать все тело

4. Главное отделение внутренней кухни человека..

5. «Извилистый коридор», в котором переваривается пища.



V. Рефлексия учебной деятельности 2мин.

– Какая была тема урока ?

-Как вы думаете, пригодятся ли вам полученные знания в жизни?

- Для чего же нам необходимо знать строение нашего тела?



-Чью работу на уроке вы бы хотели особо отметить?

-Кому вы хотели бы сказать «спасибо» ?

САМООЦЕНКА

- А сейчас оцените свою работу на уроке.

-Какую оценку вы бы поставили себе за урок?



VI. Домашнее задание

(1 мин.).

1.Напишем СИНКВЕЙН про один из органов.

Мозг
Здоровый, главный.
Думает, работает, заботится.
Очень важен для человека.
Командир
.

VII. Итог урока. 1мин

-Наш урок хочется закончить такими словами:

-Одному мудрецу задали вопрос: «Что для человека важнее - богатство или слава?» Он ответил: «Ни то ни другое, а здоровье. Здоровый нищий счастливее больного, но богатого короля».

-Прислушайтесь к словам мудреца и твёрдо запомните, что надёжнее всех о своём здоровье можете позаботиться только вы сами.