СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока технологии в 5с классе по теме «Понятие о машине и механизме»

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока технологии в 5с классе по теме «Понятие о машине и механизме»»

Конспект урока технологии в 5с классе по теме «Понятие о машине и механизме»

Цель урока: Ознакомление с ролью машины в техническом прогрессе; формирование знаний о типах машин и механизмах, их устройстве.

Задачи урока: 

Образовательная: познакомить с классами машин, устройством механизмов; с понятиями машина, механизм, деталь, соединение; познакомить с принципом преобразования вращательного и поступательного движения: научиться работать с информацией, находить нужную информацию по теме урока; формирование технологических умений.


Развивающая: способствовать развитию внимания, пространственного воображения, творческого мышления, любознательности

Воспитательнаяспособствовать воспитанию самостоятельности, трудолюбия, сплоченности, ответственности, прививать интерес к предмету: «Технология»;

Организационная структура урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Планируемые УУД

1.Организационный

(этап мотивации). Цели этапа Подготовка учащихся к работе на уроке:

выработка на личностно-значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований

Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку.


- Здравствуйте, ребята. Проверьте свои рабочие места.

- Прочитайте пословицу и объясните, как вы её понимаете: (на доске)

Дерево ценят по плодам, а человека — по делам.

Сегодня в конце урока мы и постараемся оценить вою работу по делам.

Проверка рабочего пространства. Подготовка к работе.

Объясняют смысл пословицы

Регулятивные: определяют цель, проблему в учебной деятельности.

Личностные: осознают свои интересы; понимают значение знаний для человека

Формирование ценностного отношения к предмету

2.Актуализация опорных знаний и умений. Активизация мыслительных операций (анализ, обобщение, классификация и т.д.) и познавательных процессов (внимание, память).

Активизирует знания учащихся. С помощью слайда презентации подводит учащихся к постановке целей и задач урока.

Слайд 2

Анаграмма: АМИШАН (прочитайте слова)

ЗМЕМХАНИ

(машина, механизм)

-  Какие машины имеются у вас дома?

– Какие машины вы знаете?

(Слайды 3-5 с иллюстрациями различных машин)

Внимательно слушают учителя

Рассматривают иллюстрации








Метапредметные результаты:

Планирование учебного сотрудничества, умение выражать свои мысли


Предметные результаты

Анализ объектов с целью выделения признаков


3.Постановка учебной проблемы. Обеспечение мотивации для принятия цели учебно-познавательной деятельности творческого характера учащимися

Создает проблемную ситуацию.

(у каждого ученика карточка со словами: знаю, хочу узнать, узнал)

- Напишите на карточке в графе "ЗНАЮ" - что такое машина, механизм? (письменные ответы учащихся), а в графе "ХОЧУ УЗНАТЬ" - что хотите узнать?


- У кого-то нет ответа? Почему?

(я не знаю, что такое механизм)

- Что написали в графе "ХОЧУ УЗНАТЬ"? (ответы учащихся)

- Что же мы знаем о машинах и механизмах? (ответы учащихся)

- Задание было одинаковое, а ответы у вас получились разные или нет ответа. Почему? (проблемная ситуация)

- Сформулируйте проблему. (Мы не знаем, что такое машины и механизмы)

- Как вы думаете, о чём мы будем сегодня говорить? (о машинах и механизмах)

Слайд 6

Тема "Машины и механизмы"

- Какие возникают вопросы?

(Что такое машины и механизмы? Из чего они состоят? и т.д.)

- А для чего нам это нужно знать?

(ответы учащихся)


Письменно отвечают на вопросы

Зачитывают свои ответы

Высказывают предположения

Формулируют проблемную ситуацию и тему урока

Высказывают своё мнение в ответах на заданные вопросы учителя.

Формулируют вопросы


Метапредметные результаты

Целеполагание

Постановка вопросов

Предметные результаты

Самостоятельное формулирование цели

Формулирование проблемы


















Формирование ценностного отношения к предмету

4.Формулирование учебной проблемы, планирование действий.

Создание условий для формулировки цели урока и постановки учебных задач

Помогает в целеполагании и планировании с помощью подводящего диалога


А какую цель урока поставим?

(Узнать, что такое машины и механизмы?)

- Чтобы узнать, что такое машины и механизмы, какие задачи поставим? (ответы учащихся)

Слайд 7:

Я вам предлагаю построить урок по этому плану.

Но, пункты плана рассыпались, давайте попробуем их собрать.

План (предлагаемый) :

Разъемные и неразъемные соединения.

Что такое машина, механизм?

Типовые детали машин и типовые соединения.

Классификация машин.

Кинематическая схема.


Слайд 8

План (составленный совместно)

  1. Что такое машина, механизм?

  2. Классификация машин.

  3. Типовые детали машин и типовые соединения.

  4. Кинематическая схема.

  5. Разъемные и неразъемные соединения.


- Какие ещё новые понятия вы можете назвать, глядя на план? ( деталь, соединение, кинематическая схема)


Учащиеся формулируют цель урока, предлагают задачи урока

Планируют работу на уроке

Регулятивные: планирование, прогнозирование

Моделирование, выдвижение гипотез,

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поисках информации

5.Открытие нового знания

Организует работу учащихся по решению проблемной ситуации. Побуждает учащихся к теоретическому объяснению фактов. Организует работу по взаимооцениванию.

Работа в группах: (повторяют правила работы в группах)

1 группа: Найдите определение каждому понятию в словаре и запишите в графе "УЗНАЛ"

2 группа: Прочитать информацию из интернета о классификации машин и составить кластер

(Примерный ответ: Виды машин



Энергетические

Рабочие

Информационные


Технологические

Транспортные

Транспортирующие

Электродвигатель

Двигатель внутреннего сгорания.

Реактивный двигатель

Строгальный, сверлильный, шлифовальный станок

Самолеты. Автомобили. Электровозы. Теплоходы

Конвейер.

Эскалатор.

Лифт

Счетные и вычислительные машины. ЭВМ. Компьютер. Видеокамера. Магнитофон.

3 группа: прочитать информацию в учебнике о видах механизмов и сделать записи в тетради.

(Примерный ответ:

- Винтовой механизм (преобразование вращательного движения в прямолинейное).

- Кривошипно –шатунный (преобразование возвратно – поступательного движения во вращательное)

- Эксентриковый (преобразование вращательного движения в прямолинейное).

- Кулачковый (преобразование вращательного движения в возвратно – поступательное))


4 группа: узнать о типовых деталях машин и видах соединения из информации, предоставленной учителем в раздаточном материале. Подготовить рассказ.


Каждая группа работает 5-7 минут и готовит представителей от группы для выступления.


Когда группы выступают, остальные учащиеся записывают то, что узнали в графе "УЗНАЛ" и выясняем, получили ли они ответ на свои вопросы.

- Оцените работу группы.


(Учитель обращается к плану)

- Какой пункт плана остался неизученным?

(кинематическая схема)


Рассказ учителя о кинематической схеме и демонстрация плаката

Формулируют определение.

Работают с учебником, интернет -источником, словарём

Записывают определение в тетради, составляют схему, готовят выступление


Слушают сообщения одноклассников

Заполняют таблицу

Слушают учителя

Выполняют записи в тетради

Познавательные: усваивают информацию в разных формах;

Регулятивные: определяют средство для выполнения задания; оценивают работу учащихся (взаимооценка)

Коммуникативные: составляют устное и письменное предложения для решения учебной задачи; формулируют, аргументируют и отстаивают свое мнение; учатся осмысливать предложенную информацию

Личностные: адекватно выражают свои эмоции; аргументируют своё мнение

6. Первичная проверка понимания. Первичное закрепление. Установление правильности и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов

Организует беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний:

- Чем отличается машина от механизма?

- Из чего состоит механизм?

- Какие виды соединений вы узнали?

- Что такое кинематическая схема?


Организует работу по первичному закреплению.

Слайд 9:

Предлагает выполнить задания на выбор:

- тест по теме урока (на листах)

- кроссворд (на карточках)

Проверка по образцу.

Слайды 10,11

Самооценка: нарисуйте шкалу успешности

Отвечают на вопросы учителя






Работают по заданию

Личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию, формирование и развитие интереса к технологии

Формирование ценностного отношения к предмету


Регулятивные: формирование умений сравнивать результат деятельности с образцом и оценить свою деятельность

7. Применение новых знаний. Обеспечение усвоение новые знаний и способов действий на уровне применения в изменённой ситуации.

Предлагает задания.

Работа в парах. Каждая пара получает карточку с заданием. Время на подготовку – 4 мин.

Слайд 12:

1. Как вы думаете, в обозримом будущем машины могут заменить труд человека? Приведите примеры и дайте объяснение.

2. Зачем созданы и создаются механизмы? Можно ли роликовые коньки и скейтборд отнести к механизмам?

3. В каких механизмах вращательное движение винта преобразуется в поступательное?

4. Каковы главные функции машин?

5. Перечислите профессии, представители которых управляют и обслуживают машины.

Ответы учащихся.

Оцените работу в парах (словесная взаимооценка)

Соблюдая определённый план своих действий, выполняют работу

Познавательные: развивают индивидуальные способности, формируют устойчивый интерес к творческой деятельности; Регулятивные: планируют деятельность в учебной ситуации.

Коммуникативные: составляют устное и письменное предложения для решения учебной задачи; формулируют, аргументируют и отстаивают свое мнение; учатся осмысливать предложенную информацию

профориентация

8. Рефлексия учебной деятельности.

Анализ и оценка успешности достижения цели. Выявление качества и уровня овладения знаниями.

Обеспечивает положительную реакцию детей на деятельность одноклассников.

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке


- Какова была цель урока?

Достигнута ли цель урока?

Оцените свою работу на уроке в виде смайликов:

Слайд 13: (картинки смайлов)

Ученики рисуют смайлик на листах, которые они заполняли в течении урока.

Покажите свои оценки.


Слайд 14: Продолжите предложения:

Сегодня на уроке я узнал...

Мне было интересно...

Самым трудным было…

У меня получилось...

Этот урок помог мне…



Объясняют свой выбор композиции


Формулируют конечный результат своей работы на уроке


Оценивают свою работу









Коммуникативные: создают устное сообщение на поставленный вопрос; осознанно используют речевые средства в зависимости от ситуации

Регулятивные: умение давать оценку своей деятельности

9. Домашнее задание

Предлагает задания на выбор:

Слайд 15:

1. В графическом редакторе Paint изобразите кинематическую схему цилиндрической зубчатой передачи. Перенесите его в текстовый редактор Microsoft Wjud и подпишите его.

2. Составьте кроссворд, дайте к ним комментарии(по данной теме)

3. Найдите информацию по истории развития машин и механизмов.

Выбираю и записывают домашнее задание

Коммуникативные: Использовать информационные ресурсы для поиска информации