Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося | Планируемые УУД |
1.Организационный (этап мотивации). Цели этапа Подготовка учащихся к работе на уроке: выработка на личностно-значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований | Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку. - Здравствуйте, ребята. Проверьте свои рабочие места. - Прочитайте пословицу и объясните, как вы её понимаете: (на доске) Дерево ценят по плодам, а человека — по делам. Сегодня в конце урока мы и постараемся оценить вою работу по делам. | Проверка рабочего пространства. Подготовка к работе. Объясняют смысл пословицы | Регулятивные: определяют цель, проблему в учебной деятельности. Личностные: осознают свои интересы; понимают значение знаний для человека Формирование ценностного отношения к предмету |
2.Актуализация опорных знаний и умений. Активизация мыслительных операций (анализ, обобщение, классификация и т.д.) и познавательных процессов (внимание, память). | Активизирует знания учащихся. С помощью слайда презентации подводит учащихся к постановке целей и задач урока. Слайд 2 Анаграмма: АМИШАН (прочитайте слова) ЗМЕМХАНИ (машина, механизм) - Какие машины имеются у вас дома? – Какие машины вы знаете? (Слайды 3-5 с иллюстрациями различных машин) | Внимательно слушают учителя Рассматривают иллюстрации | Метапредметные результаты: Планирование учебного сотрудничества, умение выражать свои мысли Предметные результаты Анализ объектов с целью выделения признаков |
3.Постановка учебной проблемы. Обеспечение мотивации для принятия цели учебно-познавательной деятельности творческого характера учащимися | Создает проблемную ситуацию. (у каждого ученика карточка со словами: знаю, хочу узнать, узнал) - Напишите на карточке в графе "ЗНАЮ" - что такое машина, механизм? (письменные ответы учащихся), а в графе "ХОЧУ УЗНАТЬ" - что хотите узнать? - У кого-то нет ответа? Почему? (я не знаю, что такое механизм) - Что написали в графе "ХОЧУ УЗНАТЬ"? (ответы учащихся) - Что же мы знаем о машинах и механизмах? (ответы учащихся) - Задание было одинаковое, а ответы у вас получились разные или нет ответа. Почему? (проблемная ситуация) - Сформулируйте проблему. (Мы не знаем, что такое машины и механизмы) - Как вы думаете, о чём мы будем сегодня говорить? (о машинах и механизмах) Слайд 6 Тема "Машины и механизмы" - Какие возникают вопросы? (Что такое машины и механизмы? Из чего они состоят? и т.д.) - А для чего нам это нужно знать? (ответы учащихся) | Письменно отвечают на вопросы Зачитывают свои ответы Высказывают предположения Формулируют проблемную ситуацию и тему урока Высказывают своё мнение в ответах на заданные вопросы учителя. Формулируют вопросы | Метапредметные результаты Целеполагание Постановка вопросов Предметные результаты Самостоятельное формулирование цели Формулирование проблемы Формирование ценностного отношения к предмету |
4.Формулирование учебной проблемы, планирование действий. Создание условий для формулировки цели урока и постановки учебных задач | Помогает в целеполагании и планировании с помощью подводящего диалога А какую цель урока поставим? (Узнать, что такое машины и механизмы?) - Чтобы узнать, что такое машины и механизмы, какие задачи поставим? (ответы учащихся) Слайд 7: Я вам предлагаю построить урок по этому плану. Но, пункты плана рассыпались, давайте попробуем их собрать. План (предлагаемый) : Разъемные и неразъемные соединения. Что такое машина, механизм? Типовые детали машин и типовые соединения. Классификация машин. Кинематическая схема. Слайд 8 План (составленный совместно) Что такое машина, механизм? Классификация машин. Типовые детали машин и типовые соединения. Кинематическая схема. Разъемные и неразъемные соединения. - Какие ещё новые понятия вы можете назвать, глядя на план? ( деталь, соединение, кинематическая схема) | Учащиеся формулируют цель урока, предлагают задачи урока Планируют работу на уроке | Регулятивные: планирование, прогнозирование Моделирование, выдвижение гипотез, Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поисках информации |
5.Открытие нового знания | Организует работу учащихся по решению проблемной ситуации. Побуждает учащихся к теоретическому объяснению фактов. Организует работу по взаимооцениванию. Работа в группах: (повторяют правила работы в группах) 1 группа: Найдите определение каждому понятию в словаре и запишите в графе "УЗНАЛ" 2 группа: Прочитать информацию из интернета о классификации машин и составить кластер (Примерный ответ: Виды машин Энергетические | Рабочие | Информационные | | Технологические | Транспортные | Транспортирующие | Электродвигатель Двигатель внутреннего сгорания. Реактивный двигатель | Строгальный, сверлильный, шлифовальный станок | Самолеты. Автомобили. Электровозы. Теплоходы | Конвейер. Эскалатор. Лифт | Счетные и вычислительные машины. ЭВМ. Компьютер. Видеокамера. Магнитофон. | 3 группа: прочитать информацию в учебнике о видах механизмов и сделать записи в тетради. (Примерный ответ: - Винтовой механизм (преобразование вращательного движения в прямолинейное). - Кривошипно –шатунный (преобразование возвратно – поступательного движения во вращательное) - Эксентриковый (преобразование вращательного движения в прямолинейное). - Кулачковый (преобразование вращательного движения в возвратно – поступательное)) 4 группа: узнать о типовых деталях машин и видах соединения из информации, предоставленной учителем в раздаточном материале. Подготовить рассказ. Каждая группа работает 5-7 минут и готовит представителей от группы для выступления. Когда группы выступают, остальные учащиеся записывают то, что узнали в графе "УЗНАЛ" и выясняем, получили ли они ответ на свои вопросы. - Оцените работу группы. (Учитель обращается к плану) - Какой пункт плана остался неизученным? (кинематическая схема) Рассказ учителя о кинематической схеме и демонстрация плаката | Формулируют определение. Работают с учебником, интернет -источником, словарём Записывают определение в тетради, составляют схему, готовят выступление Слушают сообщения одноклассников Заполняют таблицу Слушают учителя Выполняют записи в тетради | Познавательные: усваивают информацию в разных формах; Регулятивные: определяют средство для выполнения задания; оценивают работу учащихся (взаимооценка) Коммуникативные: составляют устное и письменное предложения для решения учебной задачи; формулируют, аргументируют и отстаивают свое мнение; учатся осмысливать предложенную информацию Личностные: адекватно выражают свои эмоции; аргументируют своё мнение |
6. Первичная проверка понимания. Первичное закрепление. Установление правильности и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов | Организует беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний: - Чем отличается машина от механизма? - Из чего состоит механизм? - Какие виды соединений вы узнали? - Что такое кинематическая схема? Организует работу по первичному закреплению. Слайд 9: Предлагает выполнить задания на выбор: - тест по теме урока (на листах) - кроссворд (на карточках) Проверка по образцу. Слайды 10,11 Самооценка: нарисуйте шкалу успешности | Отвечают на вопросы учителя Работают по заданию | Личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию, формирование и развитие интереса к технологии Формирование ценностного отношения к предмету Регулятивные: формирование умений сравнивать результат деятельности с образцом и оценить свою деятельность |
7. Применение новых знаний. Обеспечение усвоение новые знаний и способов действий на уровне применения в изменённой ситуации. | Предлагает задания. Работа в парах. Каждая пара получает карточку с заданием. Время на подготовку – 4 мин. Слайд 12: 1. Как вы думаете, в обозримом будущем машины могут заменить труд человека? Приведите примеры и дайте объяснение. 2. Зачем созданы и создаются механизмы? Можно ли роликовые коньки и скейтборд отнести к механизмам? 3. В каких механизмах вращательное движение винта преобразуется в поступательное? 4. Каковы главные функции машин? 5. Перечислите профессии, представители которых управляют и обслуживают машины. Ответы учащихся. Оцените работу в парах (словесная взаимооценка) | Соблюдая определённый план своих действий, выполняют работу | Познавательные: развивают индивидуальные способности, формируют устойчивый интерес к творческой деятельности; Регулятивные: планируют деятельность в учебной ситуации. Коммуникативные: составляют устное и письменное предложения для решения учебной задачи; формулируют, аргументируют и отстаивают свое мнение; учатся осмысливать предложенную информацию профориентация |
8. Рефлексия учебной деятельности. Анализ и оценка успешности достижения цели. Выявление качества и уровня овладения знаниями. | Обеспечивает положительную реакцию детей на деятельность одноклассников. Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке - Какова была цель урока? Достигнута ли цель урока? Оцените свою работу на уроке в виде смайликов: Слайд 13: (картинки смайлов) Ученики рисуют смайлик на листах, которые они заполняли в течении урока. Покажите свои оценки. Слайд 14: Продолжите предложения: Сегодня на уроке я узнал... Мне было интересно... Самым трудным было… У меня получилось... Этот урок помог мне… | Объясняют свой выбор композиции Формулируют конечный результат своей работы на уроке Оценивают свою работу | Коммуникативные: создают устное сообщение на поставленный вопрос; осознанно используют речевые средства в зависимости от ситуации Регулятивные: умение давать оценку своей деятельности |
9. Домашнее задание | Предлагает задания на выбор: Слайд 15: 1. В графическом редакторе Paint изобразите кинематическую схему цилиндрической зубчатой передачи. Перенесите его в текстовый редактор Microsoft Wjud и подпишите его. 2. Составьте кроссворд, дайте к ним комментарии(по данной теме) 3. Найдите информацию по истории развития машин и механизмов. | Выбираю и записывают домашнее задание | Коммуникативные: Использовать информационные ресурсы для поиска информации |