СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока. Тема: Н. Носов. «Витя Малеев в школе и дома».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема " Н. Носов. "Витя Малеев в школе и дома".

Цель: Познакомить учащихся с творчеством Н. Носова.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока. Тема: Н. Носов. «Витя Малеев в школе и дома».»

Конспект урока по литературному чтению

Тема: Н. Носов. «Витя Малеев в школе и дома».

Цели: 1) познакомить учащихся с творчеством Н. Носова; начать знакомство с содержанием пьесы «Витя Малеев в школе и дома»;

2) развивать речь, память, творческие способности учащихся;

3) воспитывать нравственные качества.

Оборудование: выставка творческих работ учащихся, портрет Н.Н. Носова,

выставка книг Н.Носова.

Ход урока

I. Организационный момент урока.

Сообщение темы урока.

  • Ребята, сегодня на уроке мы с вами продолжим путешествие по разделу

«Мир - театр, люди - актеры». Но сначала давайте сделаем небольшую разминку. ч1/

II. Динамическое чтение.

1. Жужжащее чтение (птичий базар)

2. Чтение чистоговорок.

Са-са-са - в лесу бегает лиса,

Со-со-со - у Вити колесо,

Ос-ос-ос - на поляне много ос,

Су-су-су - было холодно в лесу,

Усь-усь-усь - на лугу пасется гусь.

3. Чтение скороговорок. ***

Ах вы, сени, сени, Везет на горку Саня

Вышел в сени сонный Сеня, За собою сани.

И в сенях споткнулся Сеня, Ехал с горки Саня

И кувырк через ступени. А на Сане сани.

*** ***

Было весело на горке Слышит смех честного люда,

Сане, Соне и Егорке, Трусит с горки съехать Люда.

А Маруся не каталась –

В снег упасть она боялась.


III. Проверка домашнего задания.

1. Пересказ пьесы учащимися.

2. Выставка творческих работ учащихся.

(несколько учеников рассказывают придуманное ими продолжение)

IV. Актуализация знаний.

- Ребята, объясните название раздела, который мы изучаем?

-Над произведением какого жанра мы начали работать? (пьесы)

- Можете ли вы объяснить смысл слова «пьеса»?

- Правильно, пьеса - это любое драматическое произведение, предназначенное для театра - трагедия, комедия, драма, водевиль.

- Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с пьесами. Но сначала вспомните, из какого произведения следующие строки: «Мы с Мишкой ре шили бороться за красное

знамя... Наш огород был недалеко от реки. Мы измерили землю рулеткой, наметили

участки и вбили колышки с номерами. («Огородники»).

- Кто автор произведения? (Н.Носов)

- Какое еще произведение этого автора вы читали на уроке в этом учебном году? («Клякса»)

- А как вы думаете, почему сейчас мы вспомнили о Н.Носове?

- Правильно, потому что повесть, которую мы будем читать сегодня на уроке написал Н.Носов и называется «Витя Малеев в школе и дома».

- Что характерно для произведений Н.Носова?

- Кто является главным героем его произведений?

- Носов всегда писал для детей и о детях. Но читали и читают его люди всех

возрастов. Он в совершенстве постиг психологию того чудесного, странного, милого

человеческого существа, которое называется «мальчик». Уже не дитя, но еще и не

юноша. А именно мальчик. Мальчики Носова несут в себе такие черты, как

принципиальность, взволнованность, одухотворенность, вечное стремление к новому, привычку изобретать.

- Давайте послушаем это произведение.

V. Первичное восприятие текста.

    1. Чтение текста учителем.

    2. Беседа по прочитанному.

- Какое настроение сложилось у вас после прочтения этого текста?

- Кто является главным героем повести?

- Понравился ли вам этот герой? Чем?

- Что бы вы ему посоветовали?

- Кто был близким другом Кости Шишкина?

- Каким мальчиком был Витя?

- Почему он оказался втянут в эту историю?

- Как Вите нужно было поступить с самого начала?

- Давайте еще раз прочитаем о каждом из них.

VI. Повторное чтение о каждом из героев.

VII. Словесное «рисование».

- «Нарисуйте» словами каждого из главных героев, используя слова из текста.

(2-3 ученика рассказывают, а остальные учащиеся дополняют).

VIII. Работа над содержанием текста.

1. Подготовка к чтению по ролям (работа в парах).

- Сейчас, работая в парах, подготовьте чтение по ролям наиболее понравившегося отрывка.

2. Чтение по ролям нескольких групп.

- Какой группе наиболее удачно удалось с помощью интонации и голоса передать характеры всех героев повести?

3. Деление текста на части и озаглавливание.

- Ребята, а на сколько частей можно разделить эту главу повести? (на три).

а) Работа над 1-й частью.

- Как можно озаглавить эту часть? (Шишкин болен)

- Кто навестил Шишкина в тот день? А кто навещал его каждый день?

- Был ли Шишкин рад приходу ребят? Почему? Каким голосом Костя разговаривал с ребятами?

- Какой диагноз, по словам Шишкина, был поставлен ему доктором?

-Как ребята подбадривали больного?

б) Работа над 2-й частью.

- Как можно озаглавить эту часть?

-Кто раскрыл секрет Шишкина?

- Как это случилось?

-Как ребята отнеслись к обману Шишкина?

-Как он пытался объяснить свой обман?

в) Работа над 3-й частью.

-Озаглавьте эту часть.

- О чем говорится в этой части?

- Как Костя объяснил свои прогулы?

- Как ученики относились к своей учительнице?

- Какие слова текста подтверждают это?

- Какое обещание дал Костя Шишкин?

- С какой просьбой обратился Костя к учительнице?

- Как она отреагировала на эту просьбу?

IX. Работа с иллюстрациями учебника.

- Какой момент изображен на рисунке?

X. Подведение итогов урока.

- Чему учит этот отрывок из повести Носова?

XI. Домашнее задание.