Конспект урока по литературному чтению
Тема: Н. Носов. «Витя Малеев в школе и дома».
Цели: 1) познакомить учащихся с творчеством Н. Носова; начать знакомство с содержанием пьесы «Витя Малеев в школе и дома»;
2) развивать речь, память, творческие способности учащихся;
3) воспитывать нравственные качества.
Оборудование: выставка творческих работ учащихся, портрет Н.Н. Носова,
выставка книг Н.Носова.
Ход урока
I. Организационный момент урока.
Сообщение темы урока.
«Мир - театр, люди - актеры». Но сначала давайте сделаем небольшую разминку. ч1/
II. Динамическое чтение.
1. Жужжащее чтение (птичий базар)
2. Чтение чистоговорок.
Са-са-са - в лесу бегает лиса,
Со-со-со - у Вити колесо,
Ос-ос-ос - на поляне много ос,
Су-су-су - было холодно в лесу,
Усь-усь-усь - на лугу пасется гусь.
3. Чтение скороговорок. ***
Ах вы, сени, сени, Везет на горку Саня
Вышел в сени сонный Сеня, За собою сани.
И в сенях споткнулся Сеня, Ехал с горки Саня
И кувырк через ступени. А на Сане сани.
*** ***
Было весело на горке Слышит смех честного люда,
Сане, Соне и Егорке, Трусит с горки съехать Люда.
А Маруся не каталась –
В снег упасть она боялась.
III. Проверка домашнего задания.
1. Пересказ пьесы учащимися.
2. Выставка творческих работ учащихся.
(несколько учеников рассказывают придуманное ими продолжение)
IV. Актуализация знаний.
- Ребята, объясните название раздела, который мы изучаем?
-Над произведением какого жанра мы начали работать? (пьесы)
- Можете ли вы объяснить смысл слова «пьеса»?
- Правильно, пьеса - это любое драматическое произведение, предназначенное для театра - трагедия, комедия, драма, водевиль.
- Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с пьесами. Но сначала вспомните, из какого произведения следующие строки: «Мы с Мишкой ре шили бороться за красное
знамя... Наш огород был недалеко от реки. Мы измерили землю рулеткой, наметили
участки и вбили колышки с номерами. («Огородники»).
- Кто автор произведения? (Н.Носов)
- Какое еще произведение этого автора вы читали на уроке в этом учебном году? («Клякса»)
- А как вы думаете, почему сейчас мы вспомнили о Н.Носове?
- Правильно, потому что повесть, которую мы будем читать сегодня на уроке написал Н.Носов и называется «Витя Малеев в школе и дома».
- Что характерно для произведений Н.Носова?
- Кто является главным героем его произведений?
- Носов всегда писал для детей и о детях. Но читали и читают его люди всех
возрастов. Он в совершенстве постиг психологию того чудесного, странного, милого
человеческого существа, которое называется «мальчик». Уже не дитя, но еще и не
юноша. А именно мальчик. Мальчики Носова несут в себе такие черты, как
принципиальность, взволнованность, одухотворенность, вечное стремление к новому, привычку изобретать.
- Давайте послушаем это произведение.
V. Первичное восприятие текста.
Чтение текста учителем.
Беседа по прочитанному.
- Какое настроение сложилось у вас после прочтения этого текста?
- Кто является главным героем повести?
- Понравился ли вам этот герой? Чем?
- Что бы вы ему посоветовали?
- Кто был близким другом Кости Шишкина?
- Каким мальчиком был Витя?
- Почему он оказался втянут в эту историю?
- Как Вите нужно было поступить с самого начала?
- Давайте еще раз прочитаем о каждом из них.
VI. Повторное чтение о каждом из героев.
VII. Словесное «рисование».
- «Нарисуйте» словами каждого из главных героев, используя слова из текста.
(2-3 ученика рассказывают, а остальные учащиеся дополняют).
VIII. Работа над содержанием текста.
1. Подготовка к чтению по ролям (работа в парах).
- Сейчас, работая в парах, подготовьте чтение по ролям наиболее понравившегося отрывка.
2. Чтение по ролям нескольких групп.
- Какой группе наиболее удачно удалось с помощью интонации и голоса передать характеры всех героев повести?
3. Деление текста на части и озаглавливание.
- Ребята, а на сколько частей можно разделить эту главу повести? (на три).
а) Работа над 1-й частью.
- Как можно озаглавить эту часть? (Шишкин болен)
- Кто навестил Шишкина в тот день? А кто навещал его каждый день?
- Был ли Шишкин рад приходу ребят? Почему? Каким голосом Костя разговаривал с ребятами?
- Какой диагноз, по словам Шишкина, был поставлен ему доктором?
-Как ребята подбадривали больного?
б) Работа над 2-й частью.
- Как можно озаглавить эту часть?
-Кто раскрыл секрет Шишкина?
- Как это случилось?
-Как ребята отнеслись к обману Шишкина?
-Как он пытался объяснить свой обман?
в) Работа над 3-й частью.
-Озаглавьте эту часть.
- О чем говорится в этой части?
- Как Костя объяснил свои прогулы?
- Как ученики относились к своей учительнице?
- Какие слова текста подтверждают это?
- Какое обещание дал Костя Шишкин?
- С какой просьбой обратился Костя к учительнице?
- Как она отреагировала на эту просьбу?
IX. Работа с иллюстрациями учебника.
- Какой момент изображен на рисунке?
X. Подведение итогов урока.
- Чему учит этот отрывок из повести Носова?
XI. Домашнее задание.