Технология проведения урока (этапы) | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Используемые методы, формы, приемы |
I. Мотивация к учебной деятельности (3 мин) Цели: - актуализация требования к ученику со стороны учебной деятельности (надо); - создание условий для возникновения у учеников потребности включения в учебную деятельность (хочу); - установить тематические рамки (могу); - | 1. Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности. Добрый день! Для всех закон, а не желание – Приходим в класс без опоздания! Лишь только прозвенит звонок – Начинается урок! Сегодня необычный урок, мы совершим путешествие в сказочный, волшебный лес! Итак, наше путешествие начинается, на нашем пути тропинка, волшебная! Для нашего здоровья полезная! Аккуратно не торопясь идем по тропинке, проходим за свои рабочие места. - Обратите внимание на плакат с правилами посадки за партой, - Отлично! Покажите мне свои умные глазки, ровные спинки. Спина прямая, дыхание ровное. Закройте глаза… 2. Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. Устанавливает тематические рамки. -Откройте глаза- наше путешествие начинается, мы в лесу. ИЛЛЮСТРАЦИЯ НА ДОСКЕ - Какое настроение у Вас, когда вы видите этот красивый лес, посмотрите кажется подует ветерок, и листья вот вот зашелестят. Даже запах нам напоминает о свежести этого леса (аромолампа- можжевельник, хвоя). Надеюсь отличное, хорошее настроение. Давайте постараемся сохранить наше настроение на весь урок. Добрым товарищем в путешествие по лесу, будет Старичок Лесовичок, он тоже приготовил Вам вопросы и интересные задания. | Проговаривают стихотворение – правила поведения на уроке, объяснять, для чего нужно выполнять эти правила. Проходят по массажным коврикам– для стимуляции активных точек стоп. Дети контролируют осанку за партой. Санация помещений от болезнетворных бактерий и вирусов, повышение умственной и деловой активности. | Фронтальный Объяснение, рассказ. Иллюстративный. |
II. Проверка выполнения домашнего задания. (4 мин) Цель: - выявление уровеня усвоения материала по пройденной теме. | 1. Фронтальный опрос. Итак, прежде чем продолжить путешествие по лесу, давайте проверим домашнее задание - О чем мы говорили на прошлом уроке? (о правильном питании) - Какие привычки правильного питания Вы знаете? - А зачем придерживаться правильного питания? Молодцы, посмотрите Старичок Лесовичок появился, показался, он очень доволен Вашими ответами. | Учащиеся отвечают на поставленные вопросы | Фронтальный, ндивидуальный Беседа. Иллюстративный |
III. Актуализация знаний (5 мин) Цели: - актуализация знаний учащихся по теме; - выявление места и причины затруднения - мотивация (надо- хочу- могу) | Пальчиковая гимнастика Спина прямая, дыхание ровное. СЛАЙД 1. - Старичок Лесовичок принес Вам волшебные шарики- ПомнИте , покатайте, загадку мою отгадайте! Мотивация учебной деятельности СЛАЙД 2 Однажды один художник решил нарисовать лес. «Что такое лес?» - рассуждал художник. «Лес - это, прежде всего деревья». СЛАЙД 3 Художник взял кисточку, мольберт, краски, холст и начал рисовать деревья: березы и ели, дубы и сосны, осины и лиственницу. И деревья у него получились настолько красивые, что, казалось, вот-вот подует ветерок, и листья на деревьях зашевелятся. А в углу картины художник нарисовал маленького человечка с большой бородой – Старичка - Лесовичка. Повесил художник картину на стену, полюбовался на нее и уехал куда-то. А когда вернулся, не поверил своим глазам. СЛАЙД 4 Вместо зеленых елочек и кудрявых березок одни лишь сухие стволы. - Что случилось? - удивился художник. - Почему мой лес засох? - Какой же это лес? - вдруг услышал художник. - Это не лес, а одни лишь деревья. Посмотрел он в угол картинки и понял, что это Старичок- Лесовичок разговаривает с ним. - Разве может быть лес без кустов, травы и цветов? - продолжал он. -Не может, - согласился художник и принялся за новую картину. Он опять нарисовал деревья, и они получились еще лучше, потому что рядом были такие же красивые кустарники, а на земле - среди зеленой травы - множество ярких цветов. СЛАЙД 5 -Вот теперь хорошо, - похвалил сам себя художник. - Вот теперь у меня получился настоящий лес. Но прошло немного времени, а деревья опять стали чахнуть. СЛАЙД 6 -Это потому, что в твоем лесу нет насекомых, - сказал Лесовичок. СЛАЙД 7 Художник взял кисти, и на цветных листьях появились яркие разноцветные бабочки и жучки. Нарисуй птиц- сказал Лесовичок, - потому, что настоящий лес не может быть без птиц. СЛАЙД 8 Художник не стал спорить. Он нарисовал новую картину, а на ветках деревьев появились веселые птицы. Когда он собирался положить кисти, Лесовичок сказал: - Мне нравится этот лес! И я не хочу, чтобы он погиб... Нарисуй зверей! Художник окончил работу, когда было темно. Вот теперь это настоящий лес, теперь он будет жить, потому что здесь есть все: и деревья, и травы, и грибы, и цветы, и животные. Но утром проснувшись, он ужаснулся! СЛАЙД 9 Опять были голые стволы деревьев, голая земля! Смотрел, художник, смотрел, ничего не увидел… И вдруг почувствовал запах… откуда он ?! ВЫКЛ ЭКРАН | Выполнение пальчиковой разминки. (нормализация мышечного тонуса, активизация межполушарного взаимодействия, синхронизация работы обоих полушарий мозга) Дети контролируют осанку за партой. Слушают информацию, соотносят речь учителя с изображением на экране. гомализация мышечныного нак. ителя с изображением на экранежений, ответов нв рактичеОтветы детей (дым, газ, плохой запах) | Фронтальный Индивидуальный Рассказ, беседа. Демонстрационный. Работа с тренажером. |
Аутомануальный комплекс, массаж (2 мин) - А вы чувствуете плохой запах? Давайте избавимся от неприятного ощущения. Разогреть ладони энергичным потиранием. Указательными пальцами осуществлять вкручивающие движения по часовой и против часовой стрелке – 6-8 раз в каждую сторону. Точка на лбу между бровями. По краям крыльев носа. В среднюю линию между нижней губой и верхним краем подбородка. В височной ямке (парные). В области козелка (парные). Чуть выше роста волос под основанием черепа. аботоспособности на уроках.ах? й!учебник, значит пора поработать по учебнику. активности. | Обучающиеся выполняют упражнение (эффективный и легко выполнимый способ поддержки своей работоспособности на уроках) | |
| Сообщение темы и цели урока. - Как вы думаете, о чем будем говорить на уроке? - Как же сохранить природу и своё здоровье? Сегодня, ребята, мы попробуем ответить на этот вопрос. Тема нашего урока -«Окружающая среда и здоровье человека». Спина прямая, дыхание ровное. | Ответы детей - О природе окружающей нас, об окружающей среде. Контроль за осанкой | |
III. Изучение нового материала. (10 мин) Цели: - в коммуникативной форме обдумывание проекта учебных действий, выбирают способ, строят план достижения цели - уточнение общего характера нового знания и фиксация преодоления возникшего затруднения | Первичное усвоение новых знаний Когда то очень давно человек жил в природе, у него не было ничего , ни машин, ни фабрик, ни заводов, человек полностью зависел от природы, и было небо чистое, и вода синяя, и лес зеленым. - Как Вы думаете, чем питался в то время человек? - Что служило домом человеку? - Во что одевался? Правильно, нашел ягоды, грибы и пообедал, жилище- были пещеры, одежда- шкуры животных. Но постепенно многое изменилось, человек стал жить в каменных домах, еду покупать в супермаркетах, в красивых коробочках, баночках и обертках. Стал шить красивую одежду, а для этого построил фабрики. Людям стало казаться, что они уже не зависят от природы. Люди стали строить все больше заводов, городов, уничтожать леса, высушивать болота, и показалось человеку, что он всемогущ! - Как Вы думаете разве это так? Что происходит с окружающее йсредой в следствии деятельности человека? Прошло время и люди поняли, что же они натворили… Покорение природы привело к загрязнению воздуха, и воды, гибели лесов, исчезновению многих животных… Люди стали понимать, что они губят природу… Люди болеть стали чаще, болезни теперь труднее излечиваются, появляются новые, ранее неизвестные. Погубив природу- люди погибнуть сами… - Природа кричит нам: Помогите! Как Вы думаете, как мы можем помочь природе?, чем мы можем помочь? Думали люди как же сохранить, как сберечь нашу природ, наше с вами здоровье появилась наука – но, прежде чем узнать как она называется, давайте вспомним, что же такое ПРИРОДА? | Прослушивание рассказа Ответы детей, опираясь на изображение презентации Рассматривание коробочек, баночек (пластик, картон и т д) Контроль за осанкой Предположение детей, опираясь на презентацию Предположение детей, опираясь на презентацию | Фронтальный, индивидуальный Рассказ, беседа. Демонстративный. Практический. |
Физкультминутка. (2 минуты) На поляне дуб зелёный, потянулся к небу кроной. Он на ветках среди леса щедро жёлуди развесил. А внизу грибы растут, их так много нынче тут! Не ленись и не стесняйся, за грибами наклоняйся! Вот лягушка поскакала, здесь воды ей, видно, мало. И квакушка бодро скачет прямо к пруду, не иначе. Ну, а мы пройдём немного. Поднимаем выше ногу! Походили, порезвились, и на травку опустились! | (Потягивания — руки вверх.) (Потягивания — руки в стороны.) (Наклоны вперёд.) (Прыжки на месте.) (Ходьба на месте.) По массажным дорожкам проходят к сухому бассейну Парами «ныряют» в сухой бассейн, точечное давление шариков по всему телу. Массаж тонизирует мышцы и снимает напряжение. | |
| - Старичок Лесовичок спрятал в нашем бассейне рисунки- карточки природы, найдите, посмотрите, скажите! Работать- нырять будете в парах. Найди свою пару, начинайте! | Находят карточки, читают, называют предметы живой и не живой природы | Фронтальный, индивидуальный, групповой |
| -Так что же такое ПРИРОДА? - Природа - это солнце, звезды, воздух, вода... Это деревья, птицы, звери, бабочки...И человек - это тоже часть природы. Но природа - это не беспорядочный набор живых и неживых предметов и явлений. Природа - это единый дом, в котором все нужны друг другу: от огромного Солнца до самой маленькой мошки. И человек - это тоже часть природы. Знакомство с новым словом - А вот новое слово, которое приготовил для нас Старичок Лесовичек- ЭКОЛОГИЯ - это наука о законах жизни природы. В переводе с греческого языка это слово означает "экос" - дом, "логос" - наука. То есть экология - наука о доме. Главный закон экологии - все связано со всем. Природе нужны зайчики и волки, ядовитые грибы и съедобные, красивые бабочки и кусачие комары | Крепят карточки на доску, проходя обратно к партам по массажным дорожкам. Читают новое слово. Учаться произносить. Вырабатывают навык произношения, использования слова в устной речи. | Рассказ, объяснение, беседа. Иллюстративный. Практический. Работа в парах. |
Гимнастика для глаз (2 минуты) Пожалуйста встаньте. Зажмурьте глаза, откройте Найдите глазами в классе: - синий цветок (на правой стене под потолком) - красный гриб мухомор (на левой стене под потолком) - желтое солнышко (на правой стене под потолком) - зеленый листик (на левой стене под потолком) - посмотрите на наш тренажер, проследите за движущейся точкой. Поморгали глазами, зажмурили, открыли, сели за парты. | Дети стоя поворачивая голову ищут называемый предмет (методика сенсорно-координаторных упражнений «четыре угла», снижение психической утомляемости, снижение избыточной нервной возбудимости, снижение агрессии) Стоя глазами следят за яркой точкой по цветовому офтальмотренажеру для глаз (методика зрительно-координационных упражнений) | |
IV. Обобщение полученных знаний. (10 мин) Цель: - выявление границ применения нового знания, тренировка использования изученного материала - организовать усвоение учениками темы, рассуждение по теме, высказывание своего мнения. Учить делать выводы. | Первичная проверка понимания новых знаний СЛАЙД 10 СЛАЙД 11 Старичок Лесовичок держит в руках учебник, значит пора поработать по учебнику. Откройте учебник на странице 108. - Рассмотри рисунок. - Нравиться Вам такая природа? Посмотрите, Старичок Лесовичок очень сердитый! - Давайте найдем на рисунке примеры загрязнения окружающей среды? - Промышленные предприятия, которые выбрасывают в атмосферу десятки тысяч тонн вредных веществ, выбрасывают в реки вредные отходы. Люди. Которые бросают мусор куда попало. - Человек может своими поступками, как сберечь природу нашей земли, так и погубить ее. - Как происходит загрязнение окружающей среды? - Как все эти факторы загрязненной окружающей среды влияют на наше здоровье? Первичное закрепление новых знаний На нашей карусели- карточки с заданием. Снимаем, рассматриваем, и объясняем что изображено. Работать вы будете в парах- одна карточка на двоих. Цепь загрязнения. - Загрязнение атмосферы Кислотные дожди Загрязнение почвы Загрязнение растений Продукты питания Болезни человека (Ядовитый дым загрязняет воздух, выпадают кислотные дожди, почва впитывает влагу, растения и животные питаются загрязненной травой, кормами. И в результате вредные вещества попадают в продукты питания). - И не трудно догадаться, кто же пострадает? (Человек) Можно ли при этом оставаться здоровым? - Что нужно делать человеку, чтобы уберечь своё здоровье? -Гулять где больше зелени -Не играть там, где много машин -Не стоять рядом с курящими людьми -Разводить цветы и сажать деревья -Правильно питаться -Заниматься спортом | Работа с учебником, рассматривание иллюстраций. Ответы детей, с опорой на иллюстрацию. Ответы детей, с опорой на иллюстрацию. Дети подходят к сенсорной крестовине В.Ф Базарного (создает повышенную эффективность зрительного восприятия, способствует развитию речемоторной функции детей. Предупреждает развитие рефлекса склонённой головы), снимают карточку, обсуждают, выстраивают цепь. Делают вывод- здоровье человека зависит от окружающей среды. | Фронтальный Индивидуальный Беседа, работа с учебником, работа по иллюстрации учебника. Иллюстративный. Практический. |
V. Рефлексия учебной деятельности на уроке (2 мин) Цели: - фиксация нового содержания, изученного на уроке - самооценка учениками собственной учебной деятельности. | Подведение итога урока. - О чем мы сегодня говорили на уроке? - Что нового узнали? - Какими знаниями, полученными на уроке, вы хотели бы поделиться со своими друзьями? СЛАЙД 13 Посмотрите на наш лес, на нашу природу! Старичок Лесовичок очень доволен- если все люди будут относится хорошо к окружающему их миру природы, к окружающей среде, то Земля будет кормить человека еще много-много веков, и здоровье человека будет крепким! СЛАЙД 14 Оценивание работы учащихся на уроке. - Оцените свои достижения на уроке. Если все было понятно, поднимите зеленую сигнальную карточку. Молодцы, я с Вами согласна, прослушайте оценки за урок. Задавание на дом. Запишите в дневниках, стр 109, нарисовать экологический знак- один на двоих, объяснить значение на следующем уроке. Наш урок путешествие закончилось, можно покинуть, так же по тропинке наш лес. | Отвечают на вопросы учителя. Определяют возможность применения полученных знаний в повседневной жизни, отвечают на вопросы. Самооценка работы на уроке. Прослушивание задания на дом, запись в дневники. Проходят по массажным коврикам– для стимуляции активных точек стоп. | Фронтальный Беседа. Иллюстративный. Практический. Работа в парах. |
Величковский Б.Т., Кирпичев В.Н., Суравегина И.Т. Здоровье человека и окружающая среда. – М.: Новая школа, 1997.
Коробкин В.И., Передельский Л.В. Экология. 12-е изд., доп. и перераб. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 602 с.
Мансурова О.Ю. Здоровье человека и окружающая среда. - М.: Издательство Электив, 2007. – 112 с.
Новиков Ю. В.Экология, окружающая среда и человек. 3-е изд., испр. и доп. - М.: Издательство: ФАИР-ПРЕСС, 2005. - 736 с.
Семёнова И. Учусь быть здоровым, или как стать Неболейкой. – М.: Педагогика-Пресс, 1992.
Соковня – Семёнова И.И. Основы здорового образа жизни и первая медицинская помощь. -М.: Академия, 1998.
Экология. Под ред. Тягунова Г.В., Ярошенко Ю.Г. 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Логос, 2005. - 504 с.
Виды и масштабы негативного воздействия человека и промышленности на природную среду // Природопользование: Учебник / Под ред. Э.А. Арустамова. – М., 2008. – С.80-87.