IV.Аналитическая работа над текстом произведения Цель этапа: организовать работу с текстом, беседу по произведению, его анализ | Дети показывают сценку. Автор-Куликова Елизавета, лесной царь-Лопаткин Артем, отец-Суворова Виолетта, сын-Козлова Дарья. ЛЕСНОЙ ЦАРЬ Автор - Кто скачет, кто мчится под хладною мглой? Ездок запоздалый, с ним сын молодой. К отцу, весь издрогнув, малютка приник; Обняв, его держит и греет старик. Отец-«Дитя, что ко мне ты так робко прильнул?» Сын-«Родимый, лесной царь в глаза мне сверкнул: Он в темной короне, с густой бородой». Отец-«О нет, то белеет туман над водой». Лесной царь-«Дитя, оглянись, младенец, ко мне; Веселого много в моей стороне: Цветы бирюзовые, жемчужны струи; Из золота слиты чертоги мои». Сын-«Родимый, лесной царь со мной говорит: Он золото, перлы и радость сулит». Отец-«О нет, мой младенец, ослышался ты: То ветер, проснувшись, колыхнул листы». Лесной царь-«Ко мне, мой младенец: в дуброве моей Узнаешь прекрасных моих дочерей: При месяце будут играть и летать, Играя, летая, тебя усыплять». Сын-«Родимый, лесной царь созвал дочерей: Мне, вижу, кивают из темных ветвей». Отец-«О нет, все спокойно в ночной глубине: То ветлы седые стоят в стороне». Лесной царь-«Дитя, я пленился твоей красотой: Неволей иль волей, а будешь ты мой». Сын-«Родимый, лесной царь нас хочет догнать; Уж вот он: мне душно, мне тяжко дышать». Автор-Ездок оробелый не скачет, летит; Младенец тоскует, младенец кричит; Ездок погоняет, ездок доскакал… В -Какому типу относится баллада? - Какие у вас впечатления? Нарастающая тревога обрывается в конце пустотой. Баллада «Лесной царь» написана в трагических тонах. В.Г. Белинский говорил: «В балладе… главное не событие, а ощущение, которое она возбуждает, дума, на которую она наводит читателя». - Назовите персонажей этой баллады (слайд 4). - Когда, в какое время суток происходит действие в балладе?(слайд 5) - Как связано это с поверьями о таинственных хозяевах леса? (слайд 6) - Как построена баллада? - Как вы думаете, зачем здесь нужен монолог Лесного царя? - Сколько раз мальчик сообщает отцу о Лесном царе? - Где в балладе мы еще встречаемся с числом 3? - Охарактеризуйте Лесного царя. Почему он преследует всадника? - Почему отец не мог спасти сына? - В какой последовательности действует Лесной царь? - Сравните главного героя баллады с образом лешего из русских народных поверий (слайд 7). - Какими художественными средствами создается в этой балладе ощущение страха? -Видит ли Лесного царя отец? -Каково эмоциональное состояние ребёнка и отца? Давайте посмотрим, как отец отвечает на испуганные крики сына: «О нет, то белеет туман над водой». «О нет, мой младенец, ослышался ты: То ветер, проснувшись, колыхнул листы». «О нет, все спокойно в ночной глубине: То ветлы седые стоят в стороне». Какой художественный приём использован в диалоге отца и сына? -Но можно ли говорить о полном спокойствии и безразличии отца? - Почему лесного царя видит только ребенок? Вывод: Баллада «Лесной царь» построена на репликах трех действующих лиц — отца, его сына и самого лесного царя. Отец — уверенный, сильный, реальный, согревающий. Сын — сомневающийся, верящий отцу, надеющийся на его защиту. Лесной царь — таинственная сила, которая для отца выглядит туманом, для мальчика — «в темной короне с густой бородой», отец слышит только, как «ветер, проснувшись, колыхнул листы», мальчик —. шепот лесного царя, отец видит, как «ветлы седые стоят в стороне», мальчик — «лесной царь созвал дочерей». Ребенок не может себе представить, что отец ничего не видит и не слышит, он все время просит подтверждения, чтобы отец дал ему правильный и вразумительный ответ. Для ребенка все, что происходит, — жизнь. Для отца все, чего боится его сын, нереально. Лесной царь для отца — болезненная выдумка ребенка, для сына — видимое, ощутимое, тревожное и пугающее существо. В балладе лесной царь — это сила, которой не может противостоять человек. Он забирает себе мальчика, как бы быстро отец ни гнал своего коня. Страшный детский сон или бред обратился явью. Может быть, мальчик умер от страха перед выбором или от силы любви? Трудно сказать. | - «Страшная», так как присутствует фантастический герой – Лесной царь. -Ночь, ужас, буря, страх переданы фантастически и зловеще. -Ездок, его сын, Лесной царь. - Вечером – об этом говорят слова «под хладною мглой». - Сумерки, ночь – время нечистой силы, когда она творит свои недобрые дела, и лучше человеку не попадаться ей на пути). -Первая и последняя строфы – рассказ о происходящих событиях, причем в первой есть элемент пейзажного зачина: «Кто скачет, кто мчится под хладною мглой?» Остальные строфы – явный диалог отца с сыном, из которого мы узнаем, что произошло. 3,5,7 строфы – монолог Лесного царя. -Чтобы читатель понял, что это не просто ночные страхи ребенка, а ему действительно грозит смертельная опасность. -Три раза – это является элементом фольклора, так как число 3 в фольклорных произведениях – магическое число. -Три раза встречается монолог Лесного царя. -Лесной царь злой, кровожадный, коварный. Он преследует всадника из-за того, что тот оказался ночью в его владениях, и он «пленился» красотой ребенка: «Дитя, я пленился твоей красотой; Неволей иль волей, а будешь ты мой». - Он не верил своему сыну, наверное, думая, что это обычные детские страхи, хотя и тревожился за него. - Сначала он только показывается мальчику, потом он уговаривает, завораживает его: «Он золото, перлы и радость сулит…»; затем он угрожает: «Неволей иль волей, а будешь ты мой»). - Внешне они в общем похожи ( с густой бородой). Леший из народных поверий с людьми шутит, играет, но не убивает, а Лесной царь в балладе способен на убийство, он более кровожаден и беспощаден. Использование магии – связи между реальным и ирреальным мирами Использование повторов – возрастающий страх в словах мальчика. Обращение сына к отцу: «Родимый». Выразительность текста. К концу баллады убыстряется темп. Пейзаж, усиливающий напряжение, дан в эмоциональном восприятии ребенка -Нет, взрослые менее доверчивы; они слепы) -антитеза: встревоженные, испуганные реплики сына и спокойные, безразличные, на первый взгляд, реплики отца - нет, он беспокоится о ребёнке, он хочет скрыть свой страх, чтобы не напугать его ещё больше). Как мы это можем понять? (не из реплик, но и авторской речи: «Кто скачет, кто мчится под хладною мглой?»; «Ездок оробелый не скачет, летит»; «Ездок погоняет» = спокойствие отца мнимое, здесь прослеживается антитеза между речью и действиями. - С одной стороны, это можно объяснить болезнью ребёнка, у него горячка, галлюцинации. Но в балладе можно видеть и метафорический смысл: для того, чтобы "видеть", нужна светлая и чистая душа ребенка. Именно дети способны воспринимать мир со всеми его потусторонними страхами, видеть то, что недоступно взрослому человеку. Чистая душа ребёнка наиболее восприимчива к злу. Взрослый же человек зачерствел, обленился, ему удобно не замечать зла вокруг). | Личностные: -нравственно-этическая ориентация; -интерес к творчеству автора; -любовь и уважение к своему языку; Коммуникативные: -взаимодействие с учителем и сверстниками; -соблюдение правил речевого поведения; -умение с достаточной полнотой выражать мысли. |
V. Подведение итогов и рефлексия. Цель этапа: подвести итог, оценить свою работу на уроке | У Гёте ребёнок погибает от Лесного царя. Гуманист Жуковский не мог допустить, чтобы ребёнку от прикосновений лесного царя было больно (у Гёте именно так), ему только душно. И к отцу Жуковский добрее, чем немецкий поэт. Сын умирает от страха, т.е. естественной смертью. Отцу от этого менее горестно. Жуковский в своей балладе «Лесной царь» изображает ситуацию, в которой Зло, казалось бы, побеждает Добро. Но является ли данная история противостоянием высших сил? Автор призывает читателей быть более чуткими друг к другу, не терять надежду и бороться до конца. Так делал мальчик – он пытался спастись от Лесного царя, пускай ему это и не удалось; так делал и его отец – он «летел» на коне, спрашивал ребенка, как тот себя чувствует, пытался донести до него, что повелитель леса ему только мерещится. Баллада «Лесной царь» не может оставить никого равнодушным, и этим она уникальна. Я надеюсь, вы не только ощутили, как нарастает чувство тревоги, но и поняли, что в балладе «главное всё-таки не событие, а ощущение, которое оно вызывает». В этом В.Г. Белинский прав. Жуковский вдохнул в эту балладу наш, русский дух. Марина Цветаева об этом писала так: «У Жуковского мы видим старика, величественного, «в тёмной короне, с густой бородой...». Нам от него, как от всякой царственности, вопреки всему всё - таки спокойно. У Гёте - неопределённое - неопределимое! – неизвестное». Я надеюсь, вам теперь понятно, что имел в виду Жуковский, когда называл переводчика в стихах соперником. Каждый раз, переводя стихотворения немецких или английских поэтов, Жуковский создавал своё оригинальное, неповторимое произведение. И, как мне кажется, выигрывал поединок. Наш урок подходит к концу. Мне с вами было интересно работать. Было ли интересно вам? Получили ли вы ответы на вопросы А сейчас напишите свои впечатления в книге, которая лежит у вас на столе. | | Регулятивные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности |