СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока: "Тематические группы слов"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока: "Тематические группы слов"»

Тематические группы слов

  • Тип урока: изучение нового материала

  • Цели деятельности учителя: развивать логическое мышление детей при классификации слов на основе лексического значения; активизировать словарный запас учащихся и обогащать его словами разных тематических групп.

  • Планируемые результаты:

  • ·        Предметные: учить классифицировать слова по тематическим группам, дополнять группы собственными словами; способствовать развитию речи учащихся.

  • ·        Личностные: проявлять интерес к предмету; воспитывать внимание, аккуратность, бережное отношение к языку.

Этап урока.

Методы и приемы

Время, мин.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Орг. момент

Мотивационный

Словесный: слово учителя

09:20-09:21

- Прозвенел уже звонок-
Значит, начался урок.
Сели все за парты дружно -
Нам теперь работать нужно! 

Эмоционально настраиваются на работу

Приветствуют учителя

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества

2. Постановка учебной задачи

Метод: словесно-практический

Прием: словарный диктант; учебный диалог

09:21-09:28

Откройте свои тетради. Запишите число. Сегодня 17 февраля. Посередине тетради пишем словарный диктант. Сегодня слова у доски пишет первый ряд. Р1, начинай

Аллея, арбуз, вдруг, весело, герой, город, горох, группа, дежурный, декабрь

Хорошо, сейчас посмотрите на доску. Прочитайте, что записано на ней.

    ?                                ?                                 ?

Весна                     пенал                         окунь

Осень                     ручка                          карп

Лето                       ластик                        щука

Зима                   карандаш                     ерш

Р1, прочитай вслух первый столбик слов. Р2, прочитай второй столбик. Р3, прочитай последний столбик.

-О чем хочется спросить, глядя на эти столбики? (ответы детей)

-Кто уже догадался, о чем мы будем с вами сегодня говорить? (о каких-то группах слов)

-Давайте поставим цели урока. Сравните свои цели и цели на слайде. Здесь есть лишняя цель. Посмотрите внимательно и найдите лишнюю цель.

Молодцы! Давайте начнем достигать только правильных целей!

Записывают дату в тетрадь

Выполняют словарный диктант

Читают слова на доске

Анализируют столбики

Ставят цели урока

Анализируют цели и находят лишнюю

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу

Коммуникативные: учитывают мнение одноклассников

Познавательные: осознанно строят речевое высказывание

Коммуникативные: участвуют в учебном диалоге

Регулятивные: целеполагание

Метод: словесный

Прием: учебный диалог

09:28-09:30

Посмотрите еще раз на слова, которые записаны на доске. Подумайте, какие слова вы бы написали над каждым столбиком вместо вопросительного знака? (Слова-обобщения: времена года, школьные принадлежности, рыбы)

- Можно ли продолжить эти ряды слов? (в первом столбике уже нельзя, так как записаны все времена года, а в остальных можно)

Выдвигают предположения

Рассуждают вместе с учителем

Коммуникативные: составляют высказывания в устной форме, высказывают и обосновывают свою точку зрения

3. Решение частных задач

Метод: Словесно-практический; словесно- наглядный

Прием: учебный диалог; рассматривание иллюстраций; классификация по признакам

09:30-09:45

Итак, ребята, сегодня мы с вами будем говорить не о простых группах слов. Откройте учебники на странице 39. Давайте прочитаем, что нам говорит профессор Самоваров. Р1, прочитай, пожалуйста.

В языке слова можно объединять в группы по разным признакам, например по определённым темам: люди, растения, животные, машины, космос.

-Как объединяют слова в группы? (по разным признакам, например по определенным темам)

- Посмотрите на рисунки под текстом. Рассмотрите их внимательно. Давайте назовем все предметы. Р1, как называется первый предмет…

Хорошо, а по каким группам мы с вами можем распределить эти слова? (машины, птицы, звери)

Запишите в тетради слова в три столбика. 1 столбик – машины, 2 столбик – птицы, 3 столбик – звери. Запишите по три слова в каждый столбик.

А сейчас составьте интересное предложение с любым словом из любого столбика.

Хорошо, молодцы, у вас получились очень интересные предложения.

Найдите упражнение № 53 на странице 40. Р1, прочитай задание.

Прочитайте слова. Распределите слова в три группы: люди, машины, космос. Запишите их

Луна, грузовик, строитель, Юпитер, комета, ракета, дворник, звезды, Солнце, сапожник, учитель, самолет, компьютер

-Назовите слова, к которым можно поставить вопрос что? (Луна, грузовик, Юпитер, комета, ракета, звезды, Солнце, самолет, компьютер )

-Почему среди названий слов есть те, которые написаны с заглавной буквы? (Юпитер – название планеты, Солнце – название звезды)

- Назовите слова, к которым поставим вопрос кто? (Строитель, дворник, сапожник, учитель)

Итак, сейчас ваша задача распределить эти слова по группам: люди, машины, космос. Запишите их в тетради.

Составьте предложение с одним словом из данных. Молодцы!

Сейчас послушайте меня внимательно. Я быстро назову шесть слов. Вам нужно из первых букв новое слово.

Радость, армия, корона, еда, трон, апельсин

Ракета

-Какое слово у вас получилось? (ракета)

- Что означает слово ракета? (слово имеет несколько значений.1) применяемый для фейерверков и сигнализации снаряд с гильзой. 2) беспилотный летательный аппарат с реактивным двигателем. 3) быстроходное речное пассажирское судно на подводных крыльях)

-Напишите новое слово в тетради, поставьте ударение, подчеркните безударную гласную.

-А какой может быть ракета? (быстрая, космическая, сигнальная, боевая)

- Составьте предложение со словом ракета.

Молодцы!

Читают текст по теме урока

Рассуждают

Анализируют рисунки

Записывают слова по столбикам в тетрадь

Устно составляют предложения

Читают задание про себя и вслух

Рассуждают вместе с учителем

Выполняют упражнение в тетради

Составляют устно предложение

Анализируют слова и составляют новое слово

Выдвигают предположения

Записывают слово в тетрадь

Устно составляют предложение

Коммуникативные: участвуют в учебном диалоге

Познавательные: осознанно строят речевое высказывание

Познавательные: анализ

Коммуникативные: составляют высказывания в устной форме, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Коммуникативные: участвуют в учебном диалоге

Познавательные: осознанно строят речевое высказывание

Коммуникативные: участвуют в учебном диалоге

Познавательные: осознанно строят речевое высказывание

Физминутка

09:45-09:47

Мы хорошо потрудились, нам нужно размяться и отдохнуть! Физминутка!

Выполняют физ. упражнения

Личностные: смена вида деятельности

3. Решение частных задач

Метод: словесно-практический

Прием: учебный диалог; выполнение лексического теста

09:47

09:55

Давайте еще раз повторим, как можно объединять слова? (по разным признакам, по определенным темам)

Посмотрите на слайд. Вы видите группу слов. Но среди них есть лишнее слово. Найдите его и объясните свой выбор.

Друг, враг, товарищ

Зима, весна, грибы

Круг, овал, доска

Дождь, мороз, врач

Мальчик, замок, юноша

Июнь, июль, ноябрь

Хорошо, молодцы, вы справились с этим сложным заданием. А сейчас я предлагаю вам проверить ваши знания и выполнить тест. Тест состоит из 3 заданий(см. прил.)

На выполнение теста у вас 3 минутки.

Итак, обменяйтесь работами с соседом по парте. На слайде вы видите правильные ответы. Если у вашего соседа все правильно, на полях поставьте +

С последних парт передайте мне. Спасибо!

Повторяют пройденный материал

Анализируют слова на слайде и находят лишнее слово

Слушают установку к выполнению теста

Выполняют тест

Взаимопроверка

Регулятивные: осмысливают уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров

Познавательные: анализ

Познавательные: выдвижение гипотез и их обоснование

4. Итог урока. Рефлексия.

09:55-10:00

А наш урок подходит к концу. Давайте подведем итоги нашего урока. Какие цели мы с вами определили в начале урока?

Какая тема урока была сегодня?

Как можно объединять слова?

Кто сегодня доволен своей работой на уроке?

Откройте дневники и запишите домашнее задание: стр. 40 в учебнике, № 54

Спасибо вам за урок! ВЫ сегодня очень активно и продуктивно поработали!

Подводят итоги совместно с учителем

Оценивают свою работу на уроке

Записывают домашнее задание

Прощаются

Регулятивные: контроль своих действий на уроке