Конспект урока биологии 8 класс
по теме «Транспортные системы организма»
Тип урока – изучение нового материала
Методы обучения: информационо-рецептивный, проблемного изложения материала, частично-поисковый.
Форма организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, парная, дифференцированно-групповая.
Предметный результаты обучения: знать общие строение и функции органов кровеносной и лимфатической систем, их взаимосвязь,
-различать на рисунках органы кровеносной и лимфатической систем.
Метапредметные результаты обучения:
- познавательные: владеть навыками смыслового чтения при работе с основным тестом и иллюстрациями, уметь выделять значимые функциональные связи между частями целого, строить опорные схемы и логическую цепочку рассуждений.
-регулятивные- контролировать и оценивать результаты деятельности, вносить корректировать в их выполнение,
-коммуникативные- полно и точно выражать мысли, аргументировать собственную точку зрения, вступать в диалог, эффективно работать в паре и группе при решении учебной задачи.
Личностный результат обучения:
проявлять познавательный интерес, направленный на изучение организма человека, в том числе в деятельности с использованием ИКТ- средств.
Оборудование:
Компьютер, мультимедиа проектор
Учебник биологии: Колесов Д. В., Маш Р. Д., Беляев И. Н.. Биология. Человек
I. Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте, встаньте ровно, расправьте плечи и улыбнитесь друг другу. Садитесь.
II. Актуализация изученного материала.
Учитель: Сегодня на уроке у нас много гостей. Я немного волнуюсь, сердце то замирает, то учащенно бьется. А у вас? Наверное, выброс адреналина и что происходит в моем организме?
Ученик: Адреналин – гормон, выделяемый надпочечниками, регулирует частоту сердечных сокращений. От надпочечников он кровью переносится к сердцу и изменяет частоту его сокращения.
Учитель: Какую функцию в этом процессе выполняет кровь?
Ученик: Транспортную, она транспортирует кровь к сердечной мышце.
Учитель: Что еще может транспортировать кровь?
Ученик: Кровь транспортирует кислород, питательные вещества, воду, соли, гормоны и выводит продукты распада.
Учитель: Молодцы! А сейчас определим тему сегодняшнего урока.
Посмотрите на фрагмент карты нашей страны ( сл 1)
- Что на ней изображено и? (Реки)
-Каково назначение крупных рек?(перевозят грузы)
- Как одним словом это назвать? ( транспорт)
система занимаются доставкой веществ внутрь организма и по организму человека. Поэтому их называют ещё транспортными системами. Но говорить мы будем на уроке о кровеносной системе в рамках темы «Кровообращение» и менее вам известной лимфатической системе, которая также занимается транспортом веществ в организме.
Как вы думаете, что сегодня на уроке мы можем узнать?
Давайте попробуем поставить цели нашего урока:
познакомиться с понятиями «кровообращение» и «лимфообращение»,
выяснить, как изменялась кровеносная система в типе Хордовые,
изучить строение органов кровеносной и лимфатической систем в связи с их функцией,
На столах перед вами лежат листы самооценки. Проставьте оценочный знак + или – в колонку «начало урока».
Лист самооценки
Вопрос | Начало урока | Конец урока |
1. Знаете ли вы , что такое кровообращение? | | |
2. Как изменялась в ходе эволюции кровеносная система позвоночных животных? | | |
3. Знаете ли вы как движется кровь в организме человека? | | |
4. Можете ли вы рассказать о функциях артерий, вен, капилляров, лимфатических сосудов? | | |
5. Знаете ли вы строение и функции лимфатической системы? | | |
6. Понравился ли вам наш урок? | ---------------- | |
7. Пригодятся ли вам знания, полученные на уроке? | ---------------- | |
Отложите листы самооценки. К ним мы вернемся в конце урока при подведении итогов.
III. Изучение нового материала.
Различают транспортные системы организма слайд 2
Кровеносная система Лимфатическая система
Прежде чем приступить к изучению нового материала, давайте вспомним то:
как изменялось строение кровеносной системы в ряду позвоночных животных: рыбы – земноводные – рептилии – птицы – млекопитающие, используя знания полученные при изучении раздела «Животные»
Ученик: 1. один круг кровообращения. Сл3
замкнутая кровеносная система
двухкамерное сердце (предсердие и желудочек)
Учитель: Класс: Земноводные.
Ученик: 1. два круга кровообращения.
трехкамерное сердце (два предсердия и желудочек)
Учитель: Класс: Пресмыкающиеся
Ученик: 1. два круга кровообращения.
трехкамерное сердце (два предсердия и желудочек, но с перегородкой неполной)
Учитель: Класс: Птицы и Млекопитающие
Ученик: 1. два круга кровообращения.
2. четырехкамерное сердце
Учитель: Какой вывод мы можем сделать из всего сказанного. Как шла эволюция кровеносной системы позвоночных? Сл 4
Ученик: Эволюция кровеносной системы шла по пути усложнения сердца и разделения венозной и артериальной крови и привела к теплокровности.
Учитель: Человек относится к классу?
Учащиеся: Млекопитающих.
Учитель: Кровеносная система человека и млекопитающих имеют сходство в строении.
- рассмотрите рисунок
- назовите органы кровеносной системы сл 5
Ученик: сосуды и сердце (артерии, вены) Заполните схему 1
Учитель: Правильно! Сердце – главный орган кровеносной системы. Состоит из двух предсердий и двух желудочков. Левая и правая половина не сообщаются. Где расположено сердце? Слово «сердце» происходит от слова «середина». Оно находится за грудной клеткой между левым и правым легким и лишь слегка смещено влево. Размеры сердца примерно равны размерам кулака. Сердце ритмически сокращается и расслабляется.
Система органов кровообращения состоит из сердца и кровеносных сосудов: артерий, вен и капилляров. Вытолкнутая сердцем кровь попадает в артерии. Самая крупная артерия - аорта. Она разветвляется на артерии, несущие кровь к различным органам верхней и нижней части тела человека. Артерии многократно ветвятся на более мелкие сосуды и образуют кровеносные капилляры, в которых происходит обмен веществами между кровью и тканями организма.
Капилляры, в свою очередь, сливаются в вены - сосуды, по которым кровь возвращается к сердцу. Мелкие вены собираются в более крупные: нижнюю и верхнюю полые вены. Многие вены располагаются неглубоко под кожей и поэтому хорошо видны на теле в виде синих жилок.
Учащиеся задают вопрос: Почему так много разных сосудов у человека?
Учитель предлагает им ответить на этот вопрос самим.
Уч-ся отвечают: Разные сосуды выполняют разные функции.
Учитель: Правильно! существующие сосуды в организме человека выполняют разные задачи или функции. И строение сосудов зависит от выполняемой ими функции. Рассмотрим строение функции сосудов.
Дифференцированная –групповая работа с текстом учебник и рис 62 по изучению кровеносных сосудов по след плану сл 6
1 группа- изучает строение артерий
2 группа – изучает строение вен
3 группа – изучает строение капилляров
Предполагаемый ответ:
Сосуды | Строение стенки сосуда | Функции сосуда |
Артерии | Много мышечных клеток, эластичны, способны выдержать давление крови | Кровь течет от сердца |
Вены | Содержат мало мышечных и эластических элементов, менее упруги, но более растяжимы | Кровь течет к сердцу |
Капилляры | Один слой плоских клеток, в мембране имеются многочисленные мельчайшие отверстия | Происходит обмен жидкостями, питательными веществами, газами между кровью и тканями |
Физкультминутка.
Учитель: О какой транспортной системе мы забыли.
Ученик: Это лимфатическая система.
Просмотр видеофильма
Учитель: Какое значение имеет лимфатическая система?
Ученик: Здесь происходит очищение лимфы от микроорганизмов, твердых частиц, отмерших клеток.
Учитель: Запишите схему в тетради.
Лимфатическая система
лимфатические капилляры лимфатические сосуды узлы
Закрепление:
Учитель: Засучите рукав левой руки до локтя и рассмотрите тыльную сторону предплечья. Что мы наблюдаем?
Учащиеся: Кровеносные сосуды.
Учитель: Как вы думаете, какие?
Учащиеся: Вены.
Учитель: Предложите опыт, который это доказывает.
Учащиеся: 1. Если перетянуть ….
2. По принципу исключения …
Учитель: Да, верно это вены. А где же расположены артерии? И почему?
Ученик: Глубоко в мышцах…
Возьмите листы самооценки. Проставьте оценочный знак + или – в колонке «конец урока».
Учитель: Закончите фразы
Подведем итог сегодняшнего урока. Все молодцы. Оценки получили ...
Домашнее задание.п 20. заполнить таблицу