СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока"Транспортная система человека"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока"Транспортная система человека"»

Конспект урока биологии 8 класс

по теме «Транспортные системы организма»



Тип урока – изучение нового материала

Методы обучения: информационо-рецептивный, проблемного изложения материала, частично-поисковый.

Форма организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, парная, дифференцированно-групповая.


Предметный результаты обучения: знать общие строение и функции органов кровеносной и лимфатической систем, их взаимосвязь,

-различать на рисунках органы кровеносной и лимфатической систем.


Метапредметные результаты обучения:

- познавательные: владеть навыками смыслового чтения при работе с основным тестом и иллюстрациями, уметь выделять значимые функциональные связи между частями целого, строить опорные схемы и логическую цепочку рассуждений.

-регулятивные- контролировать и оценивать результаты деятельности, вносить корректировать в их выполнение,

-коммуникативные- полно и точно выражать мысли, аргументировать собственную точку зрения, вступать в диалог, эффективно работать в паре и группе при решении учебной задачи.


Личностный результат обучения:

проявлять познавательный интерес, направленный на изучение организма человека, в том числе в деятельности с использованием ИКТ- средств.


Оборудование:

    • Компьютер, мультимедиа проектор

    • Учебник биологии: Колесов Д. В., Маш Р. Д., Беляев И. Н.. Биология. Человек



I. Организационный момент.


Учитель: Здравствуйте, встаньте ровно, расправьте плечи и улыбнитесь друг другу. Садитесь.


II. Актуализация изученного материала.


Учитель: Сегодня на уроке у нас много гостей. Я немного волнуюсь, сердце то замирает, то учащенно бьется. А у вас? Наверное, выброс адреналина и что происходит в моем организме?


Ученик: Адреналин – гормон, выделяемый надпочечниками, регулирует частоту сердечных сокращений. От надпочечников он кровью переносится к сердцу и изменяет частоту его сокращения.


Учитель: Какую функцию в этом процессе выполняет кровь?


Ученик: Транспортную, она транспортирует кровь к сердечной мышце.


Учитель: Что еще может транспортировать кровь?


Ученик: Кровь транспортирует кислород, питательные вещества, воду, соли, гормоны и выводит продукты распада.


Учитель: Молодцы! А сейчас определим тему сегодняшнего урока.

Посмотрите на фрагмент карты нашей страны ( сл 1)

- Что на ней изображено и? (Реки)

-Каково назначение крупных рек?(перевозят грузы)

- Как одним словом это назвать? ( транспорт)


система занимаются доставкой веществ внутрь организма и по организму человека. Поэтому их называют ещё транспортными системами. Но говорить мы будем на уроке о кровеносной системе в рамках темы «Кровообращение» и менее вам известной лимфатической системе, которая также занимается транспортом веществ в организме.

Как вы думаете, что сегодня на уроке мы можем узнать?

Давайте попробуем поставить цели нашего урока:

  • познакомиться с понятиями «кровообращение» и «лимфообращение»,

  • выяснить, как изменялась кровеносная система в типе Хордовые,

  • изучить строение органов кровеносной и лимфатической систем в связи с их функцией,

На столах перед вами лежат листы самооценки. Проставьте оценочный знак + или – в колонку «начало урока».

Лист самооценки

Вопрос

Начало урока

Конец урока

1. Знаете ли вы , что такое кровообращение?



2. Как изменялась в ходе эволюции кровеносная система позвоночных животных?



3. Знаете ли вы как движется кровь в организме человека?



4. Можете ли вы рассказать о функциях артерий, вен, капилляров, лимфатических сосудов?



5. Знаете ли вы строение и функции лимфатической системы?



6. Понравился ли вам наш урок?

----------------


7. Пригодятся ли вам знания, полученные на уроке?

----------------



Отложите листы самооценки. К ним мы вернемся в конце урока при подведении итогов.

III. Изучение нового материала.



Различают транспортные системы организма слайд 2


Кровеносная система Лимфатическая система




Прежде чем приступить к изучению нового материала, давайте вспомним то:

как изменялось строение кровеносной системы в ряду позвоночных животных: рыбы – земноводные – рептилии – птицы – млекопитающие, используя знания полученные при изучении раздела «Животные»

Ученик: 1. один круг кровообращения. Сл3

  1. замкнутая кровеносная система

  2. двухкамерное сердце (предсердие и желудочек)

Учитель: Класс: Земноводные.

Ученик: 1. два круга кровообращения.

  1. трехкамерное сердце (два предсердия и желудочек)

Учитель: Класс: Пресмыкающиеся

Ученик: 1. два круга кровообращения.

  1. трехкамерное сердце (два предсердия и желудочек, но с перегородкой неполной)

Учитель: Класс: Птицы и Млекопитающие

Ученик: 1. два круга кровообращения.

2. четырехкамерное сердце

Учитель: Какой вывод мы можем сделать из всего сказанного. Как шла эволюция кровеносной системы позвоночных? Сл 4

Ученик: Эволюция кровеносной системы шла по пути усложнения сердца и разделения венозной и артериальной крови и привела к теплокровности.

Учитель: Человек относится к классу?

Учащиеся: Млекопитающих.

Учитель: Кровеносная система человека и млекопитающих имеют сходство в строении.

- рассмотрите рисунок

- назовите органы кровеносной системы сл 5

Ученик: сосуды и сердце (артерии, вены) Заполните схему 1

Учитель: Правильно! Сердце – главный орган кровеносной системы. Состоит из двух предсердий и двух желудочков. Левая и правая половина не сообщаются. Где расположено сердце? Слово «сердце» происходит от слова «середина». Оно находится за грудной клеткой между левым и правым легким и лишь слегка смещено влево. Размеры сердца примерно равны размерам кулака. Сердце ритмически сокращается и расслабляется.



Система органов кровообращения состоит из сердца и кровеносных сосудов: артерий, вен и капилляров. Вытолкнутая сердцем кровь попадает в артерии. Самая крупная артерия - аорта. Она разветвляется на артерии, несущие кровь к различным органам верхней и нижней части тела человека. Артерии многократно ветвятся на более мелкие сосуды и образуют кровеносные капилляры, в которых происходит обмен веществами между кровью и тканями организма.

Капилляры, в свою очередь, сливаются в вены - сосуды, по которым кровь возвращается к сердцу. Мелкие вены собираются в более крупные: нижнюю и верхнюю полые вены. Многие вены располагаются неглубоко под кожей и поэтому хорошо видны на теле в виде синих жилок.


Учащиеся задают вопрос: Почему так много разных сосудов у человека?

Учитель предлагает им ответить на этот вопрос самим.

Уч-ся отвечают: Разные сосуды выполняют разные функции.

Учитель: Правильно! существующие сосуды в организме человека выполняют разные задачи или функции. И строение сосудов зависит от выполняемой ими функции. Рассмотрим строение функции сосудов.

Дифференцированная –групповая работа с текстом учебник и рис 62 по изучению кровеносных сосудов по след плану сл 6

1 группа- изучает строение артерий

2 группа – изучает строение вен

3 группа – изучает строение капилляров

Предполагаемый ответ:

Сосуды

Строение стенки сосуда

Функции сосуда

Артерии

Много мышечных клеток, эластичны, способны выдержать давление крови

Кровь течет от сердца

Вены

Содержат мало мышечных и эластических элементов, менее упруги, но более растяжимы

Кровь течет к сердцу

Капилляры

Один слой плоских клеток, в мембране имеются многочисленные мельчайшие отверстия

Происходит обмен жидкостями, питательными веществами, газами между кровью и тканями

Физкультминутка.

Учитель: О какой транспортной системе мы забыли.

Ученик: Это лимфатическая система.

Просмотр видеофильма

Учитель: Какое значение имеет лимфатическая система?

Ученик: Здесь происходит очищение лимфы от микроорганизмов, твердых частиц, отмерших клеток.

Учитель: Запишите схему в тетради.


Лимфатическая система


лимфатические капилляры лимфатические сосуды узлы

Закрепление:

Учитель: Засучите рукав левой руки до локтя и рассмотрите тыльную сторону предплечья. Что мы наблюдаем?

Учащиеся: Кровеносные сосуды.

Учитель: Как вы думаете, какие?

Учащиеся: Вены.

Учитель: Предложите опыт, который это доказывает.

Учащиеся: 1. Если перетянуть ….

2. По принципу исключения …

Учитель: Да, верно это вены. А где же расположены артерии? И почему?

Ученик: Глубоко в мышцах…

Возьмите листы самооценки. Проставьте оценочный знак + или – в колонке «конец урока».

Учитель: Закончите фразы

Подведем итог сегодняшнего урока. Все молодцы. Оценки получили ...


Домашнее задание.п 20. заполнить таблицу