Конспект урока
ФИО учителя Бекташева Эльмира Изетовна
Класс 5
Предмет математика
Урок № 60
Тема урока Треугольники
Тип урока: Открытие нового знания
Планируемые результаты:
формулировать понятия о треугольнике и его видах; вычислять периметр треугольника; различать треугольники по углам и сторонам, углубить и развить представление о геометрических фигурах.
Метапредметные (познавательные, регулятивные, коммуникативные УУД):
Познавательные УУД:
формирование умений по использованию математических знаний для решения математических задач и оценки полученных результатов.
Регулятивные УУД:
формирование умений ставить личные цели деятельности, планировать свою работу, действовать по плану, оценивать полученные результаты.
Коммуникативные УУД:
формирование умений совместно с другими детьми в группе сверять полученные результаты с образцом;
формирование умений оформлять свои мысли в устной форме, умения работать в группе, в диалоге в процессе поиска решения и формулирования ответов на вопросы урока.
Оборудование: проектор и доска; треугольники, вырезанные из разноцветного картона; карточки с рисунками.
Ход урока
1.Организационно-мотивацонный момент
«Вы талантливые, дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели стремиться к их достижению…» (Ж.Ж.Руссо)
-Девочки, мальчики садитесь, пожалуйста. Проверяем готовность к уроку.
-Какое нужно настроение, чтобы урок получился удачный?
-Я желаю вам сохранить хорошее настроение на весь урок.
2.Актуализация знаний
а) Устная работа
Какие фигуры изображены на слайде? В чем их различие? В чем их сходство? Как называется эта фигура? Как называется эта фигура? Какая фигура лишняя?
3.Целеполагание
-Давайте ненадолго отправимся в путешествие
В Атлантическом океане есть место, по форме напоминающее геометрическую фигуру, о которой мы сегодня будем говорить. Это место, расположенное между Бермудскими островами, государством Пуэрто-Рико, полуостровом Флорида. Загадочность этого места заключается в том, что в нём бесследно исчезают корабли и самолёты.
-Кто догадался, какой геометрической фигуре посвятим наш урок?
- Треугольнику.
-Тема нашего урока “Треугольник”.
Действительно, говорила я о “бермудском треугольнике”. Природа “бермудского треугольника” остаётся тайной и по сей день.
-Какие перед собой цели поставите? Чему научитесь на уроке? Что будете делать для достижения цели?
-Эти цели и определяют план нашей работы на уроке.
-Ребята, где в жизни мы встречаемся с такой геометрической фигурой как треугольник?
4.Формирование новых знаний и способов действия.
-Сегодня мы будем в роли исследователей. Вот мы и займёмся выведением новых знаний.
-Делать мы это будем в парах. Давайте вспомним, как правильно работать в паре. О чем нужно помнить.
а) Исследовательская работа.
1.Отметь три точки, лежащие на одной прямой.
2.Последовательно соедини их отрезками (т.е. не прерывно, следуя один за другим)
3.Получился треугольник?
4.Отметь три точки А,В,С не лежащие на одной прямой
5.Последовательно соедини эти точки
6.Сделай вывод: Треугольник-это…
-Кто готов подняли руки! Посмотрите на слайд, такие рисунки получились? Какой вывод сделали?
Итак,
-Треугольник – это геометрическая фигура, состоящая из трёх точек, не лежащих на одной прямой, и трёх соединяющих их отрезков.
- Вместо слова “треугольник” употребляют знак
. Запишем
АВС. Ребята, как называются эти три точки, не лежащие на одной прямой. Вершины. А как называются отрезки, соединяющие эти вершины? Стороны. Сколько их? Всегда их три?
Открыли учебник на странице. Запишем АВ, АС и ВС. Что еще есть у треугольника? Ещё у треугольника есть три угла. Три стороны, три угла, три вершины – всё это называют элементами треугольника.
А теперь рассмотрим свойства:
У меня в руках четырёхугольник. Не меняя длины сторон, могу я изменить форму? (Да). Попробуйте.
А если взять треугольник?
Треугольник – “жесткая” фигура. Если заданны три его стороны, то форму треугольника уже изменить нельзя, не разрушив его. Это свойство широко используется на практике.
1)Делая садовую калитку обязательно прибивают планку (доску), иногда две планки, чтобы получить треугольники. Это придаёт калитке прочность, иначе её перекосит.
2)Стропила зданий имеют вид треугольников. Это придаёт крепость и устойчивость.
3)При строительстве любых мостов в их конструкциях также присутствуют треугольники.
б) На доске несколько треугольников. Внимательно рассмотрите их и ответьте на следующие вопросы:
1.Чем-либо отличаются ли данные треугольники друг от друга? (Размером, цветом,..)
2.Обратите внимание на углы. Какие они? (Острые, тупые, прямые.)
3.Выберите треугольник, у которого есть прямой угол.
Треугольник, в котором есть прямой угол, называется прямоугольным.
4. Выбираем номер треугольника, у которого имеется острый угол.
Треугольник, у которого все углы острые называется остроугольным.
5. Выбираем номер треугольника, у которого имеется тупой угол.
Треугольник, в котором есть тупой угол, называется тупоугольным.
в)Динамическая пауза
-Нашли красный, оранжевый, желтый , голубой, синий, фиолетовый
-Кто заметил особенность в выборе цветов? Какое мнемоническое правило вы знаете?
г) А теперь обратимте внимание на стороны треугольников. Выберите тот треугольник, у которого две стороны равны (наложением или измерением).
Треугольник, у которого две стороны равны, называется равнобедренным.
-Как вы думаете, как будет называться треугольник, у которого все стороны равны?
Треугольник, у которого все стороны равны, называется равносторонним.
-А есть треугольник, у которого все три стороны разные? Как он называется?
Разносторонним.
-Ребята, мы о чем-то с вами не говорили. Что-то не упоминали при изучении данной темы? Где найдём ответ? (Периметр).
- Периметр треугольника это-? Какой буквой обозначается периметр? Периметр треугольника – это сумма длин всех его сторон. Обозначается буквой Р.
5.Физминутка
Раз – согнуться, разогнуться,
Два – нагнуться, потянуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять, шесть – тихо сесть.
Семь, восемь – лень отбросим.
6. Закрепление изученного материала
а)Самостоятельная работа со взаимопроверкой
Задание 1. Верны ли утверждения?
1.остроугольный треугольник – это треугольник, у которого все углы острые; да
2.тупоугольный треугольник – это треугольник, у которого есть тупой угол; да
3.прямоугольный треугольник – это треугольник, у которого все углы прямые; нет
4.периметр треугольника – это сумма длин всех его сторон да
5.равнобедренный треугольник – это треугольник, у которого все стороны равны нет
6.тупоугольный треугольник – это треугольник, у которого все углы тупые; нет
7.треугольник, у которого все три стороны разные, называется разносторонний да
«5» - 7 утверждений
«4» - 6 утверждений
«3» - 5-4 утверждений
б) Работа у доски
Задание 2. Взяли проволоку длиной 17 см и из нее сделали треугольник, две стороны которого равны 5 см и 6 см. Каков вид этого треугольника?
- Сможем сразу определить вид треугольника? Что известно? Что показывает чисто 17? Сколько сторон у треугольника? Сможем найти третью сторону? Какой вид треугольника?
в) Практическая работа в тетради
№ 448 № 449(а) № 450(а)
Задание 3. Начертите в тетради произвольный треугольник. Сделайте необходимые измерения и найдите его периметр.
-Какой у тебя получился? А у тебя?
г) Работа в группах.
- Каждая группа считает кол-во треугольников.
1.Равнобедренные треугольники; 2. Прямоугольные; 3. Разносторонние;
4. Равносторонние; 5. Тупоугольные; 6.Остроугольные

- Каждый из представителей группы вывешивает свой рисунок на доску, делает вывод.
6.Домашнее задание
№ 449(б) № 450(б)
7.Итог урока
Вот и подошёл к концу наш урок математики.
- Какую задачу мы ставили?
- Удалось ли решить поставленную задачу?
- Где можно применить новое знание?
- Что на уроке у вас хорошо получилось?
- Над чем ещё надо поработать?
8.Рефлексия
-Оцените свою работу на уроке
-Почему поставил 5? Почему 4? Почему 3? Как поступишь ля повышения результата? Как закрепишь свой результат на уроке?
-Урок окончен. Спасибо за внимание.