Конспект урока литературы
Предмет. Литература
Класс: 11 класс.
Тема урока. «Три правды» в пьесе М. Горького «На дне» и их трагическое столкновение.
Тип урока: урок изучения нового материала
Вид урока: смешанный
Продолжительность занятия: 1 урок (40 минут).
Цель: рассмотреть понимание героями пьесы Горького «правды»; выяснить значение трагического столкновения разных точек зрения: правда факта (Бубнов), правда утешительной лжи (Лука), правда веры в человека (Сатин);продолжить формирование навыков работы в группе, публичного выступления, умения отстаивать свою точку зрения; способствовать формированию собственной точки зрения, активной жизненной позиции, умению сопереживать.
Оборудование: текст пьесы, рм для работы в группах, запись на доске (или фото-презентация).
Форма проведения: урок-исследование.
Прогнозируемые результаты: обучающиеся знают содержание пьесы; комментируют фрагменты из нее, раскрывающие жизнь обитателей ночлежки; анализируют сцены споров персонажей пьесы, выявляя авторскую позицию; дают собственную оценку героям; делают выводы о гуманизме пьесы и способах его выражения; делают выводы об идейном содержании пьесы, проводят параллель с современным миром.
Эпиграф: Человек – вот правда!(М. Горький).
Эпиграф под портретом М. Горького: Все - в человеке, все для человека! Существует только человек, все же остальное – дело его рук и его мозга! Человек! Это – великолепно! Это звучит… гордо!.. Надо уважать человека! Не жалеть … не унижать его жалостью … уважать надо!
Ход урока.
I.Организационный этап.
- Добрый день, уважаемые ребята! Сегодня мы проводим урок по пьесе А.М.Горького «На дне». Поговорим, подумаем, поспорим,а в споре, как известно, рождается истина.
2. Формулирование темы, цели урока.
Тему нашего урока я предлагаю вам сформулировать самостоятельно.
Посмотрите , пожалуйста, на доску. В репликах героев пьесы «На дне» пропущено ключевое слово. Подумайте, какое же это слово?
- А-а! Не терпишь…(Квашня)
- Враньё-то приятнее…(Наташка)
- Не всегда… душу вылечишь…(Лука)
- Человек – вот…! (Сатин) (Правда)
Что такое правда в вашем понимании?
Толковый словарь даёт два определения правды:
1.То, что существует в действительности, соответствует реальному положению вещей. (сказать правду, Правда глаза колет).
2. Справедливость, честность.(стоять за правду. Счастье хорошо, а правда лучше)
какие синонимы вы можете подобрать к слову правда.
Синонимический ряд: ПРАВДА – ИСТИНА – ФАКТ – ДОГМА – РЕАЛЬНОСТЬ – ДАННОСТЬ. Фронтальная беседа по вопросу: какие синонимы вы бы подобрали к слову НЕПРАВДА ?
Синонимический ряд: НЕПРАВДА – ЛОЖЬ . Неправда. ложь, обман,
(работа на карточке, кластер)
Есть такое выражение «У каждого своя правда» Как понимаете? согласны?
А какая правда есть? Правда бывает разная.
(правда бывает разная – частная, житейская, для себя, а бывает – мировоззренческая, т.е. она лежит в основе жизненных принципов человека).
О какой правде размышляют герои произведения Горького?(разная, правда факта, ложь во спасение, человек-вот правда)
Мы сегодня поговорим о последней (мировоззренческой) Максим Горький летом 1903 года в одном интервью признавался: «Основной вопрос, который я хотел поставить, это – что лучше: истина или сострадание? Что нужнее?... Это вопрос общефилософский». А что Горький подразумевал под истиной? (правду),
А что тогда под состраданием ( неправду)
Посмотрите на героев, которые на слайде. Какое отношение они имеют к нашему уроку. (у каждого своя правда).
Работа над темой урока.
Давайте посмотрим на свой рабочий лист и сформулируем тему урока.
( «Три правды» в пьесе М. Горького «На дне» и их трагическое столкновение»). А чью правду мы будем рассматривать, давайте посмотрим на портреты.
Сегодня Вы являетесь представителем этих героев. Будете отстаивать их правду. Будете голосом этих героев.
На предыдущем уроке вы получили задание: представить героев пьесы – Сатина, Луку, Бубнова плану:
1. Значение имени, фамилии героя для понимания его образа.
2. Как оказался в ночлежке?
3. Как относится к окружающим?
4. Отношение к «правде».
– Последний пункт, конечно, самый важный, я надеюсь, вы уделили ему особое внимание.
(представители правды Бубнова, представители правды Луки, представители правды Сатина. У каждой группы есть свой девиз.
Бубнов «По-моему, вали всю правду, как она есть! Что стесняться» Презентация результатов работы представителями групп.
(выступление группы)
Мы исследовали правду Бубнова, которую можно назвать правдой факта. Барон и Бубнов - самые опустившиеся фигуры. Барон издевается над Настей, которая с волнением читает романтические книжки и выдумывает себе другую жизнь - с настоящей любовью. А Бубнов говорит ей спокойно: "Ты везде лишняя... да и все люди на земле - лишние.» Он убеждён, что человек рождается для смерти и незачем жалеть его: "Все так: родятся, поживут, умирают. И я помру... и ты... чего жалеть..." Как видим, Бубнов полностью отрицает и себя, и других, его отчаяние порождено безверием. "Люди все живут... как щепки по реке плывут..." Он настолько разочарован в жизни, что не признает за человеком никаких прав, сравнивая их со щепками. И какая разница: какая щепка ранее утонет в этой реке жизни. Бубнов считает, что человеку надо говорить только то, что есть фактически. Жалость, утешение, уважение к человеку он полностью отрицает. Для него правда - жестокий, убийственный гнет бесчеловечных обстоятельств.
(по ходу сообщения учащиеся на доске крепят набранные на компьютере цитаты).
- Что говорит о человеке Бубнов?
(Примерное выступление учащихся. Жизнь сделала Бубнова равнодушным циником, ни во что не верящим человеком. Он констатирует правду жизни: «А я вот не умею врать! Зачем? По-моему, вали всю правду, как она есть! Что стесняться?» и Бубнов не стесняется. Он изрекает свои истины, словно каркающий ворон. Не случайно Пепел так и называет его: ворон. Вот Анна умоляет ночлежников не шуметь, дать ей возможность умереть спокойно. Бубнов констатирует: «Шум смерти не помеха». Вот Пепел говорит Наташе о своей любви, обещает ее сделать счастливой. А Бубнов изрекает: «А ниточки-то гнилые. Он вроде говорит о своем, ибо шьет картуз, пользуясь гнилыми нитками, но фраза эта имеет и другой смысл: все, о чем говорит Пепел, шито гнилыми нитками. Настя, задумавшая оставить подвал, восклицает: «Лишняя я здесь!», на что Бубнов реагирует так: «Ты везде лишняя… да и все люди на земле лишние…». Сообщают о смерти Анны. Бубнов равнодушно говорит: «Кашлять перестала, значит». Мечты всех людей Бубнов объявляет ненужными. «Раскрашивай, ворона, перья… валяй!»- говорит он Насте, мечтающей о счастливой любви.)
- В чем правда Бубнова?
(Примерное выступление учащихся. Все люди на земле лишние. Над человеком властвуют безжалостные законы, которые управляют им. Человек беспомощно плывет по течению жизни, бессильный что-либо изменить в своей судьбе: «Люди все живут… как щепки по реке плывут…» Для Бубнова человек – вещь, а вещь не может противостоять окружающей действительности, не может переживать чувства: «Все так: родятся, поживут, умирают. И я помру… и ты… чего жалеть?» Его человек – вещь не более, чем грязное животное, и именно на «дне» открывается его настоящая суть: вор, шулер, сутенер, тунеядец – все остальное лишь румяна, которыми каждый подкрашивает душу, не желая выступить в своей грязной подлинности: «Здесь… все слиняло, один голый человек остался».)
- Учитель. Правда Бубнова – это та правда факта, против которой с самого начала своего творческого пути восставал Горький. В ней – презрение к человеку, скептицизм, в основе которого – отрицание прекрасных задатков в человеке. Правда Бубнова лишена духовности, а это страшно.
2 группа задают вопрос «Она, правда-то, может, обух для тебя…» - говорит он Пеплу. Она, правда-то, - не всегда по недугу человеку… не всегда правдой человека вылечишь».
1 группа отвечают с точки зрения Бубнова (Чего хоть переживаешь, я помру, человека не надо жалеть)
Какая это правда? (правда факта)
Выступление 2 группы (Лука)
Образ Луки на фоне грубых и ожесточённых ночлежников выделяется
особенно. Речь его звучит умиротворяющее и вызывает симпатии к нему, Лука для всех находит утешительные слова. При этом Лука не ищет никакой выгоды,
единственная причина, побуждающая его утешать - "понять хочется дела-то
человеческие..."
Правда Луки – правда сострадания и веры в Бога. Он чуток, добр к тем, кто нуждается в помощи, он вселяет в каждого надежду: рассказывает Актёру о лечебнице для алкоголиков, советует Пеплу уйти в Сибирь, Анне говорит о счастье в загородном мире. То, что говорит Лука, нельзя назвать просто ложью. Скорее он внушает веру в то, что из любой безвыходной ситуации выход есть. "Все ищут люди, все хотят - как лучше, дай им, Господи, терпенья!" - искренне говорит Лука и добавляет: "Кто ищет - найдёт. Помогать только надо им..." Он считает, что "во что веришь, то и есть..." Вера - главное для человека. Из уст Луки звучит фраза о том, что человек сам за себя в ответе: "Всяко живёт человек... как сердце налажено, так и живёт...", "Человек - всё может... лишь бы захотел..." Лука насет людям спасительную веру. Он думает, что жалостью, состраданием, милосердием, вниманием к человеку можно излечить его душу, чтобы самый последний вор понял: "Лучше надо жить! Надо так жить... чтобы самому себя можно было уважать..." Мы пришли к выводу, что правда Луки имеет право на жизнь, (по ходу сообщения на доске появляются цитаты)
- Как относится Лука к правде факта?
(Он ее не признает. «Она, правда-то, может, обух для тебя…» - говорит он Пеплу. Она, правда-то, - не всегда по недугу человеку… не всегда правдой человека вылечишь. И рассказывает притчу о праведной земле. Звучит она после того, как в спор о правде вступил Клещ, только что похоронивший Анну. Он кричит исступленным голосом: «Какая – правда? Где – правда? (Треплет руками лохмотья на себе). Вот – правда! Работы нет… силы нет! Вот – правда! Пристанища… пристанища нету! Издыхать надо… вот она, правда! Дьявол! На… на что мне она – правда? Дай вздохнуть… вздохнуть дай! Чем я виноват? За что мне – правду? Жить – дьявол – жить нельзя… вот она – правда!»
На фоне этого всплеска человеческой ярости от бессилия своего перед обстоятельствами жизни звучит рассказ Луки о человеке, который верил в существование праведной земли, но, разочарованный тем, что на карте ученого такой не оказалось, повесился.)
- В чем смысл притчи о праведной Земле?
(Лука хочет подтвердить свои слова о том, насколько опасна и губительная бывает для людей жестокая правда.)
- В чем правда Луки? Что он говорит о человеке?
(«Надо кому-нибудь и добрым быть… жалеть людей надо! Христос – от всех жалел и нам так велел… вовремя человека пожалеть… хорошо бывает!»
«Человека приласкать – никогда не вредно».
«Он (человек) – каков ни есть – всегда своей цены стоит…»
«Человек все может, лишь бы захотел».
«Кто ищет – найдет… Кто крепко хочет – найдет!»
«Всяко живет человек… как сердце налажено, так и живет… сегодня – добрый, завтра – злой…»
«А все – люди! Как ни притворяйся, как ни вихляйся, а человеком родился, человеком и помрешь… И все, гляжу я, умнее люди становятся, все занятнее… и хоть живут – все хуже, а хотят все лучше – упрямые!»
«Для лучшего люди живут! Потому-то всякого человека и уважать надо… неизвестно ведь нам, кто он такой, зачем родился и чего сделать может…может, он родился-то на счастье нам, для большой нам пользы?.. Особливо же деток надо уважать… ребятишек! Ребятишкам – простор надобен! Деткам-то жить не мешайте… Деток уважьте!»
«Мне – все равно! Я и жуликов уважаю, по-моему, ни одна блоха – не плоха…»
«Все мы на земле странники… Говорят, что и земля-то наша в небе странница».
«Всяк по-своему жизнь терпит».)
- Как относится Лука к обитателям ночлежки: Анне, Насте, Пеплу, Актеру?
- Чем руководствуется Лука, утешая Анну, обещая лечебницу Актеру и новую жизнь Пеплу?
(Облегчить страдания – вот чего хочет старец Лука. Это лучше всех понял Сатин: «Я понимаю старика… Он врал… но – это из жалости к вам… Есть много людей, которые лгут из жалости к ближнему… Красиво, вдохновенно, возбуждающе лгут! Есть ложь утешительная, ложь примиряющая… Кто слаб душой… и кто живет чужими соками – тому ложь нужна… одних она поддерживает, другие – прикрываются ею…»)
- Почему же Луку обвиняют во лжи?
(Пепел:Врешь ты хорошо… сказки говоришь, приятно! Ври, ничего… мало, брат, приятного на свете!
Бубнов:Вот – Лука, примерно… много он врет… и без всякой пользы для себя)
– Согласны вы с этим?
(После высказывания детей. Актер, Наташа, Пепел, Настя тяжело переживают свое существование на «дне» жизни, и Лука стремится помочь им изменить свою судьбу. Лукавый старец будит в ночлежниках НАДЕЖДУ, так как надежда непременно предполагает, что в мире существуют условия, необходимые для ее осуществления. Но они существуют в мире, а не в самом человеке. Лука делает ставку не на внутренние силы человека, а ищет ему поддержки вне его.)
3 группа задает вопрос «Ложь – религия рабов и хозяев» не считаете ли вы, что …
2 группа отвечают: «с точки зрения Луки: ложь во благо, ложь помогает человеку): сострадание
Выступление 3 группы
II группа:
- Самая колоритная фигура среди обитателей ночлежки - Сатин. В прошлом
он служил на телеграфе, но, вступившись за сестру, убил негодяя и попал на
каторгу. После неё дорога к честной трудовой деятельности была для него закрыта;
он стал шулером, пьяницей, босяком. Сатин опустился, потерял интерес к труду, к людям. Но он выделяется среди других босяков умом, относительной образованностью, широтой натуры. Правда Сатина в том, что он верит в человека как Бога. Он считает, что человек может верить в самого себя и надеяться на свои силы. Он не видит смысла в жалости и сострадании. "Надо уважать человека! Не жалеть, не унижать его жалостью," - говорит герой. В его уста вложил М. Горький слова о Человеке: "Всё в человеке, всё для человека. Существует только человек, всё остальное - дело его рук и мозга! Че-ло-век! Это - великолепно! Это звучит - гордо!" Сатин говорит не просто о сильной личности. Он говорит о человеке, который может строить свою жизнь самостоятельно, так, как ему нравится и как его устраивает. Сатин утверждает, что "Человек - вот правда! Ложь - религия рабов и хозяев... Правда - бог свободного человека!" И, на наш взгляд, эта правда - самая достойная, вселяющая веру в человека и гордость за него.
(по ходу сообщения на доске крепятся цитаты). В итоге получается таблица:
4.Обобщение учителя
- Правда Бубнова, ее можно назвать правдой факта. Бубнов убежден, что человек рождается для смерти и незачем жалеть его. Бубнов полностью отрицает и себя, и других, его отчаяние порождено безверием. Для него правда – жестокий, убийственный гнет бесчеловечных обстоятельств.
- Правда Луки – правда сострадания и веры в Бога. То, что говорит Лука, нельзя назвать просто ложью. Скорее он внушает веру в то, что из любой безвыходной ситуации выход есть.
- Правда Сатина. Он верит в человека, как в Бога. Считает, что человек может верить в самого себя и надеяться на свои силы. Он не видит смысла в жалости и сострадании. Сатин говорит не просто о сильной личности. Он говорит о человеке, который способен перестраивать мир по своему усмотрению, творить новые законы мироздания, - о человекобоге. Именно в словах Сатина в большей мере и скрывается отношение самого автора к «правде» как общечеловеческому понятию.
«Кто, на Ваш взгляд, является победителем в споре о правде?»
Голосование за правду одного из героев.
Учащимся предлагается проголосовать за правду одного из героев объяснить свой выбор.
Как относится к человеку Бубнов?
(Для Бубнова человек – это низкое, эгоистичное существо. Он категорически не хочет верить в культуру и силу духа окружающего общества. Он является сторонником лживых и лестных отношений между людьми)
Как Лука относится к человеку? (жалость)
Как Сатин относится к человеку (уважение)
На чьей вы стороне? Поменялось мнение. А вас попрошу сейчас пересесть за тот стол, на чьей вы стороне. Объясните почему пересели?
Еще раз возвращаемся к нашему высказыванию «У каждого своя правда». Как Горький относится, чью точку зрения разделяет? На чьей он стороне?
(«Человек это звучит гордо» монолог Сатина) (слушаем актерское чтение)
Какую роль играет монолог Сатина в последнем действии пьесы М. Горького «На дне»?
В последнем акте пьесы «На дне» Сатин произносит короткий монолог, который стал хрестоматийным. В нем этот герой прославляет Человека: «Существует только человек, все же остальное -дело его рук и его мозга!»
В понимании этого героя человек – основа всего, центр мироздания. На нем замыкаются все важнейшие процессы: жизнь, смерть, величайшие свершения и открытия. Но Сатин говорит не о каждом конкретном индивидууме, а о человеке как виде живых существ:«Это не ты, не я, не они... нет! - это ты, я, они, старик, Наполеон, Магомет... в одном!»
Мы видим, что этого героя восхищают возможности человека, его мощь и потенциал. Именно поэтому он считает, что жалость является унижением. Такая «глыба», как человек, достоин лишь правды, которую он способен выдержать, какой бы жестокой она ни была, и уважения: «Не жалеть... не унижать его жалостью... уважать надо!»
Исходя из «высокой» природы человека, Сатин делает вывод о его жизненном предназначении. По мнению этого героя, «человек выше сытости». Это значит, что заботиться лишь о пропитании, об обеспечении «телесных нужд» недостойно настоящего Человека. Думать и вершить высокое, глобальное, революционное – вот в чем смысл человеческой жизни, по Сатину.
Свобода, творчество, порыв – это должно вдохновлять и питать каждого. Так говорит в пьесе Сатин, и за его словами мы отчетливо слышим голос самого Горького.
Монолог Сатина – это спор с противоположной ему позицией странника Луки. Этот герой видит человека не как некий собирательный образ, а как отдельные существа, которые нуждаются в поддержке, внимании, душевной теплоте.
Почему именно Сатин произносит монолог о человеке?
VI Рефлексия. Подведение итогов урока.
Что важнее истина или сострадание? Как вы ответите? Как Горький считает.
Страшно, что бесчеловечное общество убивает и калечит души человеческие. Но главное в пьесе то, что Горький заставил современников еще острее почувствовать несправедливость общественного устройства, заставил задуматься о человеке, о его свободе. Он говорит своей пьесой: надо жить, не мирясь с неправдой, несправедливостью, но не погубить в себе доброту, сострадание, милосердие.
Результат эксперимента «Смогли бы вы прожить день с правдой?»
На прошлом уроке вам было дано задание сочинение –эссе «Смогли бы вы прожить день с правдой?», т.е. не обманывать одни сутки и говорить только правду.
Предварительные ответы учащихся.
(При положительном ответе учащихся) Ничто не сравниться с тем, что вы сделали: вы победили самих себя. Скажите, кто из вас идеален? Вы смогли победить самого себя! Подвиг может совершить каждый из вас прямо сейчас, и за ним не надо идти на край земли. Это подвиг в нас самих!..
Создание проблемной ситуации: Дерево правды (кластер). Преподаватель: В начале урока вы на листочках писали определение правды, если оно изменилось в ходе урока, то можете написать
VII. Домашнее задание
Дома вы должны будете продумать аргументированный ответ на вопрос: «Написать эссе на тему: “Что лучше: истина или сострадание”? (По пьесе М.Горького “На дне”).
VIII. Рефлексия
Сегодня мы с вами, ребята, убедились в том, что правда у каждого человека своя. Возможно, вы в своем возрасте еще не решили, каких жизненных принципов вы будете придерживаться в дальнейшей жизни, но я почему-то уверена в том, что вы сделаете верный выбор
Таблица
Чтобы понять разницу в понимании истины разными героями, рассмотрим таблицу «Три правды («На дне»)», построенную на цитатах.
Бубнов | Лука | Сатин |
«А я вот… не умею врать!» | «Она, правда-то, – не всегда по недугу человеку… не всегда правдой душу вылечишь» | «Человек – вот правда!» |
«По-моему — вали всю правду, как она есть! Чего стесняться?» | «Любить – живых надо… живых» | «Ложь – религия рабов и хозяев! Правда – бог свободного человека!» |
| «Человека приласкать – никогда не вредно» | «Чело-век! Это — великолепно! Это звучит… гордо!» |
| …жалеть людей надо!… вовремя человека пожалеть… хорошо бывает!..» | «Надо уважать человека! Не жалеть… не унижать его жалостью… уважать надо!» |
| «Потому-то всякого человека и уважать надо» | |