СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Угольная кислота и её соли"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока "Угольная кислота и её соли"- 9 класс

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Угольная кислота и её соли"»

Тема урока: Угольная кислота и ее соли

Цель урока:

  1. Расширить знания учащихся о свойствах угольной кислоты и ее солей.

  2. Изучить характерные свойства солей угольной кислоты, взаимные переходы карбонатов и гидрокарбонатов, качественную реакцию на карбонат-ион, знать практическое применение карбонатов и гидрокарбонатов

  3. Ввести понятие жесткость воды, ее виды. Дать представление о способах устранения жесткости.

Задачи обучения: учащиеся должны узнать:

    • Химические свойства солей угольной кислоты;

    • Качественные реакции на соли угольной кислоты;

    • Применение солей угольной кислоты в жизни человека;

    • Жесткость воды, ее виды и способы устранения.

Планируемые результаты:

Предметные: знать свойства угольной кислоты и её солей, качественную реакцию на карбонат-ион, знать практическое применение карбонатов и гидрокарбонатов. Метапредметные:

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение слушать и слышать собеседника, вступать с ним в диалог. Регулятивные: умение формулировать цель на уроке с помощью учителя, анализировать результаты своей работы на уроке.

Познавательные: умение выбирать наиболее эффективные способы решения упражнений, сравнивать и анализировать информацию.

Личностные: желание приобретать новые знания, умения, осваивать новые виды деятельности.

Оборудование:

  1. Мультимедийный проектор, компьютер

  2. Раствор HCl

  3. Образцы карбонатов и гидрокарбонатов

  4. Образцы водопроводной и кипяченой воды

  5. Стиральный порошок

  6. Стеклянная посуда

Ключевые слова и понятия: угольная кислота, карбонаты, гидрокарбонаты, жесткость воды временная и постоянная

Формы работы:

  1. Общеклассная (эвристическая беседа)

  2. Самостоятельная работа (изучение материала и выполнения задания по тексту учебника, работа с дополнительной информацией)

  3. Лабораторный опыт

  4. Индивидуальная (предварительная подготовка к уроку – сообщения учащихся)

  5. Тестирование – подведение итога урока

Методы и приемы:

    • эвристическая беседа

    • объяснительно-иллюстративный

    • частично-поисковый

    • метод критического мышления

    • видеометод

Межпредметные связи: география, краеведение (образование сталактитов и сталагмитов в пещерах на примере пещер Челябинской области)

План урока

  1. Актуализация знаний учащихся.

  2. Изучение нового материала с элементами закрепления.

  1. Угольная кислота (самостоятельное изучение, используя текст учебника)

  2. Соли угольной кислоты (объяснение учителя с элементами беседы, выступление учащихся об использование солей в жизни человека и взаимопревращение карбонатов и гидрокарбонатов в природе, лабораторный опыт по распознаванию карбонатов)

  3. Жесткость воды, способы ее устранения (самостоятельное изучение по тексту, объяснение учителя с элементами беседы, лабораторный опыт по определению жесткости водопроводной и кипяченой воды)

  1. Закрепление знаний и умений (беседа)

  2. Выполнение теста

  3. Задание на дом.


План урока

I. Актуализация знаний

Фронтальная беседа

  • Назовите классификацию кислот по наличию кислорода

  • Перечислите, какие кислоты бывают по количеству водорода

  • По степени электролитической диссоциации кислоты бывают …?

  • Объясните, что означает фраза «непрочная (нестойкая) кислота?

II. Изучение нового материала с элементами закрепления

    1. Угольная кислота (самостоятельная работа учащихся с учебником и выполнение задания)

Задание: Вставьте в текст пропущенные слова и формулы

«Угольная кислота (формула) ______________ .

По наличию кислорода угольная кислота __________________ .

По количеству водорода угольная кислота ____________________________ .

Угольная кислота является _____________ электролитом.

Кислота неустойчивая и разлагается на _____________________ и _________________.

Угольная кислота образует два ряда солей __________________ и ______________.»

Заслушать ответы учащихся

Слайд №2

    1. Соли угольной кислоты (объяснение учителя с элементами беседы, слайды презентации, выступление учащихся об использование солей в жизни человека и взаимопревращение карбонатов и гидрокарбонатов в природе, лабораторный опыт по распознаванию карбонатов)

Слайд №3

Учитель: Посмотрите на слайд. Что объединяет все эти материалы?

Все эти материалы имеют в своем составе соли угольной кислоты – карбонаты и гидрокарбонаты. Известняк, мрамор это строительные материалы.

Но есть одна проблема! В районе крупных городов и в промышленных зонах, на зданиях, построенных из мрамора, известняка со временем появляются трещины, мелкие поры. Как будто изъедены кислотой.

Что происходит? Почему?


Ответы учащихся: В крупных городах и промышленных зонах в атмосфере накапливаются газы, которые соединяясь с каплями воды, образуют кислоты. Таким образом, выпадают «кислотные дожди».

Слайд №4

Задание: Составить уравнения химических реакций взаимодействие карбоната с кислотой (ученик у доски)

СаСО3 + 2НNО3 Са(NO3)2 + Н2О + СО2

Выделяющийся углекислый газ и образует поры в зданиях.

Учитель: Какое химическое свойство солей угольной кислоты мы только, что выяснили?

Ответы учащихся: Взаимодействие солей с кислотами.

Учитель: Как можно отличить карбонаты и гидрокарбонаты от других солей?

Лабораторный опыт по определению солей – карбонатов и гидрокарбонатов.

Инструкция для лабораторного опыта

Распознавание солей угольной кислоты

В пронумерованных пробирках находятся соли: Na2SO4, NaCl, Na2CO3. В каждую из пробирок налить соляной кислоты (HCl). Осторожно! Кислота!

Что наблюдаете?

Какой вывод по опыту?

Учитель: Следующее химическое свойство солей угольной кислоты хорошо известно кулинарам.

Заслушать сообщение ученика.

Пищевая сода – это гидрокарбонат натрия.

Разрыхлитель теста – это смесь карбоната аммония и гидрокарбоната аммония.

Слайд №5

При добавлении этих веществ в тесто и выпечке происходит реакция разложения, с выделением газов, которые и поднимают тесто, делая выпечку более пышной.

Слайд №6

Например:

NH4HCO3 → NH3 + Н2О + СО2

А теперь подумайте и скажите, откуда в хлебе появились дырочки?

Учитель: Какое химическое свойство солей угольной кислоты мы только, что выяснили?

Ответы учащихся: Разложение карбонатов и гидрокарбонатов при нагревании с выделением углекислого газа.

Учитель: Карбонаты и гидрокарбонаты – это еще и ваятели природы. Сталактиты и сталагмиты в пещерах это их работа.

Заслушать выступление ученика

Сталактит (греч. stalaktos – натекающий по капле). С потолка пещер скапывает минеральная вода. Прежде чем капля упадет вниз, из неё выделится карбонат в твердом виде. И так капля за каплей зарождается сталактит, свисающий с потолка пещер как ледяная сосулька.

Слайд №7

Сталагмит (греч. stalagma – капля). Капли, падающие со сталактита на дно пещеры, тоже оставляют карбонат в твердом виде. С течением времени поднимается такой же столб снизу – сталагмит. И когда сталактит и сталагмит соединяются, образуются колонны.

Слайд №8


В Челябинской области есть много пещеры, в которых сформировались сталактиты и сталагмиты. Фотографии этих пещер вы видите на слайдах.

Слайд №9

Это химическое свойство взаимное превращение карбонатов и гидрокарбонатов.

СаСО3 + Н2О + СО2 = Са(НСО3)2

Са(НСО3)2 = СаСО3↓ + Н2О + СО2

Учитель: Какие химические свойства солей угольной кислоты вы узнали?

Ответы учащихся: Взаимодействие с кислотами – это качественная реакция на карбонаты и гидрокарбонаты. Разложение солей при нагревании и взаимное превращение карбонатов и гидрокарбонатов.

Физкультминутка.

Учитель: С солями угольной кислоты связано такое явление как жесткость воды.


Задание: Проработать текст о жесткости воды.

И расставить следующие условные знаки: + , !, V

Знаю +

Узнал V

Хочу узнать больше !

«Жесткость воды обусловлена наличием растворимых солей кальция и магния. Например, СаСl2, Са(НСО3)2, МgSO4, Мg(HCO3)2 .

В жесткой воде мыло не мылится, при стирке белья повышается расход моющих средств, а волосы при мытье секутся. В жесткой воде плохо разваривается мясо и крупы. На стенках чайника можно увидеть отложения накипи – это тоже результат использования жесткой воды. И на трубах отопления, на стенках также откладывается накипь, поэтому со временем происходят аварии.

Различают временную жесткость воды, которая обусловлена наличием гидрокарбонатов кальция и магния. Она легко удаляется – кипячением воды.

Подумайте! Что происходит при кипячении воды?

Другие растворимые соли кальция и магния придают в воде постоянную жесткость. Кипячением постоянную жесткость воды устранить нельзя. Ее удаляют добавлением соды – Na2CO3.

Подумайте! Что происходит при добавлении соды?»

Учитель: Что вы уже знали о жесткости воды?

Что узнали нового из текста?

Что бы вы хотели узнать более подробно?

Слайд №10

Учитель: При кипячении происходит переход растворимого гидрокарбоната в карбонат, который выпадает в осадок. Откладывается в виде накипи на стенках посуды, труб и т.д. так можно устранить временную жесткость воды.

Слайд №11

Са(НСО3)2 = СаСО3↓ + Н2О + СО2

При добавлении соды также образуется осадок. И так удаляется постоянная жесткость.

СаСl2 + Na2CO3 = СаСО3↓ + 2NaCl


Инструкция для лабораторного опыта

Сравнение жесткости водопроводной и кипяченой воды

В пробирках налиты образцы водопроводной и кипяченой воды. Добавить в каждую пробирку немного стирального порошка. Закрыть пробирку пробкой и встряхнуть несколько раз. (Осторожно!)

Сравнить, где пены образуется больше?

Сделать вывод о жесткости воды водопроводной и кипяченой.

III. Подведение итогов. Закрепление знаний.


Учитель: Что мы изучили на уроке? (беседа)

IV. Домашнее задание

§29, составить кроссворд по теме.

  1. Выполнение теста

Вариант - I

Вариант - II

  1. Состав мрамора можно отразить формулой:

А) Са(НСО3)2 В) NaCl

Б) Na2CO3 Г) СаСО3

  1. Состав пищевой соды можно отразить формулой:

А) NаНСО3 В) NaCl

Б) (NH4)2CO3 Г) СаСО3

  1. Карбонат-ион можно обнаружить водным раствором:

А) гидроксида натрия

Б) азотной кислоты

В) хлорида натрия

Г) сульфата аммония

  1. Гидрокарбонат-ион можно обнаружить водным раствором:

А) гидроксида калия

Б) хлорида натрия

В) соляной кислоты

Г) хлорида калия

  1. Временная жесткость обусловлена наличием:

А) хлорид-ионов

Б) сульфат-ионов

В) гидрокарбонат-ионов

Г) карбонат-ионов

  1. Постоянная жесткость воды обусловлена наличием:

А) ионов калия

Б) ионов кальция

В) ионов лития

Г) ионов натрия

  1. Гидрокарбонат аммония – это

А) NаНСО3 В) ВaCl2

Б) NH4НCO3 Г) СаСО3

  1. Гидрокарбонат кальция – это

А) КНСО3 В) NaCl

Б) NH4НCO3 Г) Са(НСО3)2

  1. Как устранить постоянную жесткость воды:

А) добавлением соды

Б) охлаждением

В) кипячением

Г) нельзя устранить

  1. Как можно устранить временную жесткость воды:

А) кипячением

Б) охлаждением

В) добавлением СаСО3

Г) всеми перечисленными способами


Правильные ответы Слайд №14


Вариант - I

Вариант - II

  1. Г

  1. А

  1. Б

  1. В

  1. В

  1. Б

  1. Б

  1. Г

  1. А

  1. А

тель:










Инструктивная карточка

Тема урока: Угольная кислота и ее соли

Задание №1. Вставьте в текс пропущенные слова и формулы

Угольная кислота (формула) ______________ .

По наличию кислорода угольная кислота __________________ .

По количеству водорода угольная кислота ____________________________ .

Угольная кислота является _____________ электролитом.

Кислота неустойчивая и разлагается на ________________ и ___________________.

Угольная кислота образует два ряда солей ________________ и ___________________.


Инструкция для лабораторного опыта

Распознавание солей угольной кислоты

В пронумерованных пробирках находятся соли: Na2SO4, NaCl, Na2CO3. В каждую из пробирок налить соляной кислоты (HCl). Осторожно! Кислота!

Что наблюдаете?

Какой вывод по опыту?


Задание №2. Проработать текст о жесткости воды.

Расставить на полях текста следующие условные знаки: + , !, V

Знаю +

Узнал V

Хочу узнать больше !


Жесткость воды обусловлена наличием растворимых солей кальция и магния. Например, СаСl2, Са(НСО3)2, МgSO4, Мg(HCO3)2 .

В жесткой воде мыло не мылится, при стирке белья повышается расход моющих средств, а волосы при мытье секутся. В жесткой воде плохо разваривается мясо и крупы.

На стенках чайника можно увидеть отложения накипи – это тоже результат использования жесткой воды. И на трубах отопления, на стенках также откладывается накипь, поэтому со временем происходят аварии.

Различают временную жесткость воды, которая обусловлена наличием гидрокарбонатов кальция и магния. Она легко удаляется – кипячением воды.

Подумайте! Что происходит при кипячении воды?

Другие растворимые соли кальция и магния придают в воде постоянную жесткость. Кипячением постоянную жесткость воды устранить нельзя. Ее удаляют добавлением соды – Na2CO3.

Подумайте! Что происходит при добавлении соды?


Инструкция для лабораторного опыта


Сравнение жесткости водопроводной и кипяченой воды

В пробирках образцы водопроводной и кипяченой воды. Добавить в каждую пробирку немного стирального порошка. Закрыть пробирку пробкой и встряхнуть несколько раз. (Осторожно!)

Сравнить, где пены образуется больше?

Сделать вывод о жесткости водопроводной и кипяченой воды.

Итог урока - выполнение теста



Вариант - I

Вариант - II

  1. Состав мрамора можно отразить формулой:

А) Са(НСО3)2 В) NaCl

Б) Na2CO3 Г) СаСО3

  1. Состав пищевой соды можно отразить формулой:

А) NаНСО3 В) NaCl

Б) (NH4) 2CO3 Г) СаСО3

  1. Карбонат-ион можно обнаружить водным раствором:

А) гидроксида натрия

Б) азотной кислоты

В) хлорида натрия

Г) сульфата аммония

  1. Гидрокарбонат-ион можно обнаружить водным раствором:

А) гидроксида калия

Б) хлорида натрия

В) соляной кислоты

Г) хлорида калия


  1. Временная жесткость обусловлена наличием:

А) хлорид-ионов

Б) сульфат-ионов

В) гидрокарбонат-ионов

Г) карбонат-ионов

  1. Постоянная жесткость воды обусловлена наличием:

А) ионов калия

Б) ионов кальция

В) ионов лития

Г) ионов натрия

  1. Гидрокарбонат аммония – это

А) NаНСО3 В) ВaCl2

Б) NH4НCO3 Г) СаСО3

  1. Гидрокарбонат кальция – это

А) КНСО3 В) NaCl

Б) NH4НCO3 Г) Са(НСО3)2

  1. Как устранить постоянную жесткость воды:

А) добавлением соды

Б) охлаждением

В) кипячением

Г) нельзя устранить

  1. Как можно устранить временную жесткость воды:

А) кипячением

Б) охлаждением

В) добавлением СаСО3

Г) всеми перечисленными способами















Сообщение ученика

Пищевая сода и разрыхлитель теста используют в кулинарии. На основе, каких свойств их используют?

Пищевая сода – это гидрокарбонат натрия NаНСО3.

Разрыхлитель теста – это смесь карбоната аммония (NH4)2CO3 и гидрокарбоната аммония NH4HCO3.

Слайд

При добавлении этих веществ в тесто и выпечке происходит реакция разложения, с выделением газов, которые и поднимают тесто, делая выпечку более пышной.

Слайд


Например:

р азрыхлитель теста NH4HCO3 нагревание NH3↑+ Н2О + СО2 (записать уравнение на доске)


Задать вопрос классу: подумайте и скажите, откуда в хлебе появились дырочки?


_________________________________________________________________


Сообщение ученика

Сталактит (греч. stalaktos – натекающий по капле). С потолка пещер скапывает минеральная вода. Прежде чем капля упадет вниз, из неё выделится карбонат в твердом виде. И так капля за каплей зарождается сталактит, свисающий с потолка пещер как ледяная сосулька.

Слайд

Сталагмит (греч. stalagma – капля). Капли, падающие со сталактита на дно пещеры, тоже оставляют карбонат в твердом виде. С течением времени поднимается такой же столб снизу – сталагмит. И когда сталактит и сталагмит соединяются, образуются колонны.

Слайд


В Челябинской области есть много пещеры, в которых сформировались сталактиты и сталагмиты. Фотографии этих пещер вы видите на слайдах.

Слайд


Это химическое свойство взаимное превращение карбонатов и гидрокарбонатов.