СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Уменьшаемое, вычитаемое, разность

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность"»

Тема урока: «Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность.»

УМК: Школа России.

Тип урока: открытие нового знания.

Цель: знакомство учащихся с компонентами вычитания, способствование развития логического мышления и вычислительных навыков учащихся.

Задачи:

  1. Образовательная: познакомить с названиями компонентов при вычитании; вспомнить табличное сложение и вычитание в пределах 10; выполнение задания геометрического характера; умение выполнять устно и письменно арифметические действия.

  2. Развивающая: способствовать развитию математической речи, умения читать, составлять и записывать выражения, используя термины «уменьшаемое, вычитаемое, разность».

  3. Воспитательные: воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, парной работе, самостоятельной работе; продолжить воспитывать самооценивание учебной деятельности.

Оборудование, наглядные пособия: презентация, интерактивная доска, проектор, компьютер, раздаточный материал (карточки с самостоятельной работой, с парной работой; карточки самооценивания (смайлики); сигнальные карточки), карточки на доску (тема, цели, девиз, термины), учебник.

Планируемые результаты:

  1. Предметные: учащиеся научатся использовать математическую терминологию при составлении, чтении и записи математических равенств на вычитание; выполнять устно и письменно арифметические действия с числами (сложение и вычитание в пределах 10); продолжить решать задачи изученных видов.

  2. Метапредметные:

  • Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; выделять существенную информацию из сообщений разных видов; использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте; устанавливать аналогии; уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

  • Коммуникативные: слушать и слышать речь учителя; слушать ответы одноклассников, дополнять и уточнять их; строить диалоговое общение.

  • Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника; учиться работать по предложенному учителю плану.

  1. Личностные: принятие образа «хорошего ученика», развитие интереса к математике. Контролировать и оценивать свою работу и её результат. Учиться проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.



Этапы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Организационный момент

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Светлана Александровна, сегодня я у вас проведу урок русского языка.

Слайд 1.

- Какое у вас сегодня настроение? Посмотрите на доску и поднимите руку если ваше настроение соответствует смайлику, который вы увидите.

- Я думаю, что хорошее настроение сохранится у вас до конца урока. Ведь сегодня нас вновь ждут открытия, мы продолжим развивать вашу

память, ваше внимание и логическое мышление.

- Кто знает, какое сегодня число и месяц?

- Какими цифрами записано число 27?

Карточка на доску

- Посмотрите на доску, та поговорка будет девизом нашего урока: «Семеро одного не ждут». Как вы его понимаете?

- Как вы думаете, какая цифра будет нас сопровождать весь урок?

- Желаю вам удачи!

Приветствуют учителя.





Поднимают руку.













- 27 февраля


- Цифрами 2 и 7.



Говорят, предположения как учащиеся понимают девиз урока.



- Цифра 7.

2. Актуализация знаний

Слайд 2

- Посмотрите на доску, что вы видите? Посчитайте сколько изображено треугольников.


- Сколько треугольников в этой геометрической фигуре?

- Сейчас мы будем работать с вами в парах. У вас на столах лежат карточки, в них выражения, решите их и запишите ответ. Далее в пустые клетки под цифрами впишите соответствующие ответам буквы и у вас получится слово.

Слайд 3

- Какое слово получилось?

- Это вам комплимент от меня, ведь вы молодцы, смогли справиться с непростыми заданиями.

- Давайте вернемся к геометрической фигуре (к треугольнику), сколько было треугольников?

- А теперь назовите выражения (примеры), указанные на карточке с этим числом?

- А в каких примерах результатом выражения является число 7?

- Верно, молодцы!


- Геометрическую фигуру.

Считают сколько треугольников изображено.

- 7 треугольников












- Молодцы.





- Было 7 треугольников.




- 7-3=4; 8-7=1; 7-6=2



- 2+5=7; 3+4=7.

3. Формулирование темы и целеполагание

Слайд 4

- Рассмотрите рисунок, Подберите соответствующее ему математическое выражение:

(О О О □ □ □ □)

1) 7 – 1 = 6

2) 5 + 2 = 7

3) 3 + 4 = 7

4) 5 – 2 = 3

- Прочитайте это выражение, используя знание компонентов действия сложения.

- Как еще можно прочитать это выражение?

- Кто знает, что такое компоненты?

- Верно, компонент - это составная часть, элемент чего-либо.

Слайд 5

- Правильно. А теперь подберите выражение к такому рисунку, было 7 шариков, а 1 шарик улетел.

О О О О О О Ø

1) 7 – 1 = 6

2) 5 + 2 = 7

3) 3 + 4 = 7

4) 5 – 2 = 3

- Как вы назовёте число 7? 1? 6? Можно ли его прочитать это выражение, используя термины, как в

предыдущем? Почему?


- Почему не получилось?

- Значит, чего мы ещё не знаем?



- На какой вопрос нам предстоит ответить?


- Кто хочет узнать ответ на поставленный вопрос?

Карточка на доску

- Какая тема нашего урока?




- А для чего нам нужно знать компоненты действия вычитания?

- А в будущем, чтобы научиться решать уравнения и задачи. Значит, эти

знания вам будут необходимы для дальнейшего обучения.

Карточки на доску

- Поэтому, какие

цели поставим себе на уроке?


Рассматривают рисунок и подбирают математическое выражение.






- Первое слагаемое 3, второе слагаемое 4, значение суммы 7.

- Сумма чисел 3 и 4 равна 7

- Компонент - это составная часть, элемент чего-либо.




Рассматривают рисунок и подбирают математическое выражение.






- Это выражение нельзя прочитать так, как первое. Потому что в выражении записан знак «минус», а в сумме используется «плюс».

- Мы не знаем, как называются числа при вычитании. Мы не знаем компонентов действия вычитания.

- Мы должны узнать, как называются компоненты при вычитании.

Ответы учащихся.



- Название компонентов действия вычитания. (Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность.)

- Чтобы грамотно говорить и хорошо считать.








- 1) Узнать, как называются компоненты при вычитании и научиться по-новому читать выражения на вычитание.

2) Запомнить названия чисел при вычитании.

3) Применить новые знания при решении выражений (примеров), задач.

4. ОНЗ

Пирожные на доске

Вызываю 1 ученика к доске

- Перед вами пирожные. Сколько их?

- Мы уберем 1. Что произошло с количеством пирожных?

- А что произошло с числом 7?


- Как же мы будем называть это число при вычитании? У вас на партах

лежат карточки с выражением названием компонентов (чисел): уменьшаемое, вычитаемое,

разность. Поработайте в паре друг с другом,

выберите подходящий компонент для первого числа и соедините название с цифрой стрелкой, а ученик(имя) самостоятельно подберет у доски.

- Не торопитесь, думайте, советуйтесь.

- Давайте проверим как выполнил(а) у доски ученик(имя), у вас есть на столах сигнальные карточки, покажите «+», если верно или «-» ошибка.

- Давайте вспомним, а что мы сделали с 1 пирожным?

- Подумайте, как можно назвать это число? Выберите другое название этого числа и соедините стрелкой. А ученик(имя) самостоятельно подберет у доски.

- Давайте проверим как выполнил(а) у доски ученик(имя), у вас есть на столах сигнальные карточки, покажите «+», если верно или «-» ошибка.

- А теперь вы должны подумать и решить, как мы будем называть результат этого действия? Соедините стрелкой оставшееся название компонента с цифрой. А ученик(имя) самостоятельно подберет у доски.

- Давайте проверим как выполнил(а) у доски ученик(имя), у вас есть на столах сигнальные карточки, покажите «+», если верно или «-» ошибка.

- Работая в паре, вы сделали свои предположения. Как проверить их правильность?

- Откройте учебник стр.29. Сравните со своей работой.

Слайд 7

Проверка со слайда

- Покажите мне результат своей работы с помощью сигнальной карточки (+ верно, - ошибка).

- Какое открытие мы с вами сделали?

Слайд 8

- Попробуйте, опираясь на новые знания, прочитать выражение.

- Как еще можно прочитать выражение?


1 ученик у доски


- 7 пирожных.


- Количество пирожных уменьшилось.

- Число 7 тоже уменьшилось.

Выполняют задание в парах, 1 ученик у доски.
















Проверка учениками другого ученика с помощью сигнальных карточек (+ самопроверка).


- Убрали (вычли, отняли).


Выполняют задание в парах, 1 ученик у доски.





Проверка учениками другого ученика с помощью сигнальных карточек (+ самопроверка).










Проверка учениками другого ученика с помощью сигнальных карточек (+ самопроверка).


- Можно спросить у учителя или посмотреть в учебнике.









- Узнали компоненты действия вычитания.


- Уменьшаемое 7, вычитаемое 4, значение разности равно 6.

- Разность чисел 7 и 1 равна 6.

5. Физминутка

Сколько раз ногою топнем, (2+1=3)

Столько раз руками хлопнем. (3+2=5)

Мы присядем столько раз, (5–3=2)

Мы наклонимся сейчас, (2+2=4)

Мы подпрыгнем ровно столько! (6–5=1)

Ай да счет! Игра, и только!

Топают ногами 3 раза.


Хлопки руками 5 раз.


Приседания 2 раза


Наклоны 4 раза.


Прыжки 1 раз.

6. Первичное закрепление

- А сейчас нам предстоит научиться пользоваться новыми знаниями.

Слайд 9

- Составьте задачу по иллюстрации в учебнике.



- Когда снегири улетели, их осталось больше, чем было или меньше?

- Что произошло с количеством снегирей на ветке?

-Как узнать, сколько снегирей осталось?

- Прочитайте получившееся выражение.


- Как еще можно прочитать выражение?





- На ветке сидело 5 снегирей. 2 снегиря улетели. Сколько снегирей

осталось?

- Их осталось меньше на 2.



- Количеством снегирей уменьшилось.


- Надо от 5 отнять 2 и получится 3.

- Уменьшаемое 5, вычитаемое 2, значение разности равно 3.

- Разность чисел 5 и 2 равна 3.

7. Физминутка

Дружно пальчики сгибаем,

Крепко кулачки сжимаем.

Раз, два, три, четыре, пять —

Начинаем разгибать.

(2-3 раза)

Дети вытягивают руки вперёд, сжимают пальцы в кулачки как можно сильнее, а затем расслабляют их и разжимают. Повторяют упражнение несколько раз.

8. Включение нового знания

в систему знаний и повторение.

- Прочитайте самостоятельно задание в учебнике под №2.

- Кто прочитает вслух?

Читаю еще раз сама.

- О чем говорится в задаче?


- Записываем условие задачи, ответы на мои вопросы вы найдете в учебнике в упражнении под №2.

- Сколько яблок было в вазе утром? В условии запишем слово было.

- Что произошло с количеством яблок вечером? В условии запишем слово взяли.

- Что значит меньше на 4?

- Что нам надо найти?


Условие записываю на доске:

Было – 6 яблок

Взяли – 4 яблока

Осталось – ? ябл.

- Каким действием запишем решение задачи?

- Решите задачу у себя в тетради самостоятельно.

- Кто уже решил задачу?

Приглашаю 1 ученика к доске записать решение задачи.


- У кого получилось так же? Покажите мне результат своей работы с помощью сигнальной

карточки (+ верно, - ошибка).

- Прочитайте получившееся выражение.


- Как еще можно прочитать выражение?

Читают задачу самостоятельно.

1 ученик читает вслух задачу.

- В задаче говорится о яблоках.





- Утром в вазе было 6 яблок.


- Яблок стало меньше на 4 (уменьшилось на 4)


- Это 6 без 4.

- Сколько яблок осталось в вазе к вечеру.





- Вычитанием


Решают задачу в тетради.


1 ученик записывает решение на доске.

6-4=2





- Уменьшаемое 6, вычитаемое 4, значение разности равно 2.

- Разность чисел 6 и 4 равна 2.

9. Самостоятельная работа

- Поработайте самостоятельно, у вас на партах лежат карточки с выражениями и названиями компонентов.

Выберите подходящий компонент для первого числа, второго и третьего, соедините цифру и название стрелочками. На эту работу у вас есть 1 минута.

Слайд 10

- Поменяйтесь с соседом по парте карточка и проверьте друг друга с доски:

1) 7-5=2

2) 9-2=7

3) 7-2=5

4) 8-7=1

- Покажите мне результат своей работы с помощью сигнальной карточки (+ верно, - ошибка).

Самостоятельная работа.










Взаимопроверка.

10. Итог урока и рефлексия деятельности

- Вот и подошёл к концу ещё один урок. Благодаря слаженной работе, взаимовыручке и поддержке друг друга, мы смогли повторить изученный материал и открыть новые знания.

- Какие цели ставили?












- Каких целей достигли?


- Какие новые знания получили на уроке?

- Что вам особенно понравилось?

- Что не совсем получилось, какие вы испытали трудности?

- На партах у вас лежат круги, нарисуйте веселый смайлик если у вас все получилось, вы поняли тему, вам все понравилось, или грустный, если у вас были затруднения в работе, и вы что-то не поняли по новой теме урока.

- Давайте вспомним, какая цифра сопровождала нас на протяжении всего урока?

- Разгадайте ребус, что получилось?

- Верно, у нас получилось слово семья, ведь мы с вами работали дружно и помогали друг другу. Все ребята - молодцы!

- Желаю вам удачи!








- 1) Узнать, как называются компоненты при вычитании и научиться по-новому читать выражения на вычитание.

2) Запомнить названия чисел при вычитании.

3) Применить новые знания при решении выражений (примеров), задач.

Перечисляют какие достигли цели.

- Узнали компоненты действия вычитания.

Ответы учащихся.




Самооценка.








- Цифра 7.



- Семья.

12. Домашнее задание

Не задано





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!