Урок математики в 3 классе. УМК: Школа России.
Тема: Умножение на 1.
Тип урока: урок «открытия нового знания».
Цели: формирование умения использовать частные случаи умножения на 1
Личностные УУД.
Регулятивные УУД.
В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
Преобразовывать практическую задачу в познавательную;
Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
Познавательные УУД.
Формировать умение осознанно строить речевые высказывания в устной форме;
Выбор наиболее эффективного способа решения
Коммуникативные УУД.
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи
Ход урока.
I.Организационный момент. 1 мин
- Откройте тетради и запишите число и классная работа.
Минутка чистописания. Пропишите цифру 1.
-Подчеркните понравившуюся цифру.
II. Актуализация знаний. 7мин
Устный счет. – работа с блокнотом для устного счета.
1. Количество десятков в этом числе равно разности
62 и 59, количество единиц - частному 81 и 9.
2. Сколько дм2 в 1 м2?
3. Произведение чисел 5 и 6 уменьши в 10 раз.
4.На какое число умножили произведение чисел 6 и 3 и получили 0?
5.На какое число надо умножить произведение чисел 8 и 5, чтобы получить 40?
6.Раздели произведение чисел 7 и 9 само на себя.
7.Я задумал число. Оно в 9 раз больше, чем 5. Какое число я задумал?
8.Разность чисел 83 и 83 увеличь на частное чисел
72 и 9, а полученный результат увеличь в 10 раз.
9.Стороны прямоугольника 8 см и 5 см.Найди его площадь.
10.В магазин привезли 8 ящиков яблок по 3 кг в каждом и столько же ящиков груш по 5 кг в каждом. Сколько килограммов фруктов привезли в магазин?
III. Самоопределение к деятельности. 4 мин
- Посмотрите внимательно на примеры. Как вы думаете можно ли решить их пользуясь таблицей умножения? (Нет)
15 ×3 25×2 16×1
- А как их можно решить? (заменить суммой) Дети считают, решение открывается на слайде.
- А последний пример можно заменить сложением? (Нет, так как в сумме не может быть одно слагаемое)
А какое математическое свойство мы можем применить, чтобы заменить суммой данное числовое выражение?
- Это особый случай.
- Как вы думаете, какова тема урока? (Умножение на один)
- Какую цель поставим перед собой? (Научиться умножать на один)
- Для чего мы должны уметь умножать на один? ( Ответы детей)
IV.Открытие нового знания. 5 мин
- Кто знает ответ на последний пример? (16*1 = 16)
- Чему равно произведение чисел 4 и 1?
- Вычислите пример 61*1?
Что вы заметили? (При умножении числа на 1 получается то же самое число)
А теперь попробуем к 16 прибавить число 1, какой ответ получится, 17, то есть последующее число.
А если из числа 16 вычтем один, получим число 15, то есть предыдущее. Попробуйте 16 разделить на 1, получим то же число 16.
-Попробуйте сформулировать правило. (При умножении любого числа на один получается то число, которое умножали, при сложении – последующее, при вычитании предыдущее, а при делении то же самое число.)
- Где можем проверить правильный ли вывод мы сделали?( В учебнике)
- Откройте учебники на с. 82, прочитайте правило. (Вы сделали вывод правильно)
- Расскажите правило друг другу. Составьте свои примеры умножения на 1.
1 мин.
На математическом языке это можно записать так. Прочитайте. Карточка – помогай-ка а · 1 = а, где а – любое число.
Кто помнит из второго класса, правило умножения на 0?
(При умножении числа на нуль, получается нуль)
На математическом языке записывают так: а · 0 = 0
V. Первичная проверка понимания (10 мин)
- Вычислите устно 1 строчку, комментируя свой ответ. 2 строчку выполните самостоятельно.
7×1 52 × (48 – 47) 83×1 28 × 1 х 0
1×12 (62 + 24)×1 1×27 1× 0 × 3
- Проверка. Вывод? (правило умножения на один и на нуль)
- Молодцы.
VI. Физминутка. Проводит ученик. 1 мин
Первичная проверка понимания.
- Задание 2, с.82 вы будете выполнять самостоятельно по вариантам.
- Какие знания вам понадобятся при выполнении? (Знание порядка действий, знание таблицы умножения).
- В каком порядке надо выполнять действия в числовом выражении? (Первым выполняется действие в скобках, вторым умножение и деление, третьим сложение и вычитание)
На выполнение вам даётся – 5 минут.
(Дети, справившиеся раньше других, выполняют дополнительно задание II варианта).
Проверяем. Прочитайте числовое выражение, назовите ответ. Если есть ошибки, (в чём ошибка?) разбираем их.
- Молодцы! Поставьте плюс на полях, кто выполнил задание правильно.
Сказка про Рыцарей.
В графстве «Математика» жили два рыцаря в разных замках. Один рыцарь был благородный, а другой – коварный. Благородный рыцарь с кем только не скрещивал шпаги, всегда проигрывал бой. Он же благородный. Он всегда уступает. А коварный рыцарь всегда выходит победителем из любого боя. Как вы думаете, дети, что это за рыцари? (1, 0)
VII. .Решение задач.
Задача №3, с. 82
Физминутка для глаз.
Задача №5, с. 82.
IX. Рефлексия.
IX. Итог урока. Домашнее задание.
- Мы преодолели все трудности, которые встретились на уроке и сделали ещё один шаг на пути изучения математики. Наша общая победа сложилась из маленьких побед каждого из нас.
- Откройте дневники, запишите домашнее задание. Я вам предлагаю два варианта выполнения домашнего задание, вы выбираете, что будете выполнять.
1.Придумай 10 примеров умножения на 1. Вычисли и раскрась
2. Учебник с.82 №4