Вот и начинается новый урок. Сегодня мы в очередной раз отправимся в путь по дороге знаний. Откройте тетрадки и запишите сегодняшнее число 19 октября. - Что вы можете рассказать о числе 19? - На партах у вас лежат карточки. Возьмите карточку под №1. Прочитайте предложения на этих карточках и подумайте, как бы вы хотели их закончить. - В конце урока мы узнаем, получите ли вы от урока то, что ожидаете. -Но сначала, ребятки, для «ума зарядка». | Записываем число 19 (Двузначное, нечетное, 1дес.9ед.,…) - Я буду заниматься математикой, потому что … - Я хочу выполнить больше заданий, потому что… - От нового урока математики я жду… (Дети. Ответы детей. ) |
1. Среди данных чисел назовите числа, кратные 5 (на доске числа) 9, 8, 15, 2, 28, 10, 25, 17, 5, 23, 11, 37, 20, 18, 16, 30, 12, 42, 45, 14. 2. Повторение табличного умножения и деления - Только тот, кто дружит и помогает другу всегда и везде сможет выполнить следующее задание Знайки. Счет «цепочкой»: 2*3= 5*4= 7*4= 9*5= | 2*9= 6*5= 5*5= 8*2= | | - Учащиеся называют признаки делимости на 5: Число делится на 5 тогда и только тогда, когда последняя цифра делится на 5, т. е. если она 0 или 5. - 15, 10, 25, 5, 20, 30, 45 - Задание выполняется учениками каждого ряда, ученики по очереди решают пример. - Побеждают учащиеся того ряда, которые быстро и правильно напишут ответы. - Оцените в тетради, каждый свою работу. |
II. Актуализация знаний учащихся Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания» и выявления затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося. | - Запись на доске: 1*5+1= 4*5+4= 7*5+7= 2*5+2= 5*5+5= 8*5+8= 3*5+3= 6*5+6= 9*5+9= -Что это за записи? - Что умеем делать с числовыми выражениями? - Чем похожи данные выражения? - Чем отличаются выражения? - Замените суммы произведением, запишите в карточке. Только записываем, пока не пытаемся вычислить ! (Работа в группе) | -Числовые выражения. -Решать, записывать, проговаривать,… - В каждом выражении второй множитель 5, первое действие умножение, а второе сложение. - Первые множители разные. - Учащиеся выполняют преобразование и записывают примеры (в 1 столбик):- только записывают, не решают. 1*6= 4*6= 7*6= 2*6= 5*6= 8*6= 3*6= 6*6= 9*6= |
III. Постановка учебной задачи. | - Чем похожи получившиеся записи? - Сможем ли мы решить получившиеся числовые выражения? -Что еще мы не знаем? - Кто сможет назвать тему нашего урока? - Правильно, сегодня мы с вами знакомимся с таблицей умножения шести, на 6 и соответствующими случаями деления. - Какую цель поставим? - А какие задачи поставим, что бы достичь эту цель? | - Во всех примерах одинаковый второй множитель – 6. - Нет. - Таблицу умножения на 6. - Таблица умножения на 6. -Составить таблицу умножения на 6. 1.узнать, как составляется ТУ на 6; 2. учиться находить значения числовых выражений; 3. открыть новые секреты при составлении ТУ на 6; 4. развивать математическую речь. |
IV. Открытие нового знания. 1.)Составление таблицы умножения на 6. 2. Волшебные слова. 3. Составление таблицы деления на 6. Физкультминутка | - Найдите значения произведений. -Как вы получили ответы? - Давайте проверим, правильно ли выполнены вычисления. - Какого равенства не хватает? Запишите это равенство в таблицу. - Какой закон умножения применил Знайка, чтобы получились примеры такого вида? 6*1= 6 6*4=24 6*7=42 6*10=60 6*2= 12 6*5=30 6*8=48 6*3= 18 6*6=36 6*9=54 - Давайте вспомним, как он звучит. - Для лучшего запоминания таблицы Знайка предлагает нам запомнить следующие рифмы (подчеркните зелёной ручкой примеры, которые вы сейчас услышите). Шестью четыре – двадцать четыре, Шестью шесть – тридцать шесть, Шестью восемь – сорок восемь. - Эти рифмы станут для нас «узелками на память». - Что получим, если из данных произведений будем отнимать (вычитать) 6? (24-6=18, 36-6=30, 48-6=42). - Мы получим соседей слева. - А если будем прибавлять 6? (24+6=30, 36+6=42, 48+6=54). - Получим соседей справа. - Значит, пользуясь тремя «узелками на память» мы сможем найти ответы ещё шести примеров. - А теперь ребята давайте поищем закономерности, пути к лучшему запоминанию таблицы. - Посмотрите внимательно и скажите, что интересного вы увидели? – работа в группах 6х2=12 6х3=18 6х4=24 6х5=30 6х6=36 6х7=42 6х8=48 6х9=54 - Какую цель поставили перед собой? - Итак, ребята, достигли мы поставленной цели ? - А теперь наша задача состоит в том, чтобы научиться практически использовать таблицу и запомнить её, насколько это возможно! - Давайте запишем таблицу в тетради, но я вам предлагаю записать только 4 примера, почему? - А почему не берём умножение на 1, умножение на10? - Используя таблицу умножения, составьте соответствующие случаи деления на 6. - Какой закон математики будете использовать? (- Если произведение разделить на один из множителей получим другой множитель.) - Где мы можем проверить, правильно ли составили ТУ и деления на 6? - Оцените работу! Правильно ли составили таблицу. Если я называю число, которое делится на 6, то вы приседаете. Если я называю число, которое не делится на 6, то вы подпрыгиваете. | - Учащиеся записывают ответы, которые получили, пользуясь таблицей умножения на 5 и прибавляя числа. 1*6= 6 4*6=24 7*6=42 2*6= 12 5*6= 30 8*6=48 3*6= 18 6*6= 36 9*6=54 - Взаимопроверка. - 10*6=60 - Учащиеся сравнивают примеры, которые они уже вычисляли и те, которые записаны на листе (с обратной стороны). - Знайка применил переместительный закон умножения. - Учащиеся хором проговаривают переместительный закон умножения: от перестановки множителей произведение не меняется. 6*1= 6 6*4=24 6*7=42 6*10=60 6*2= 12 6*5=30 6*8=48 6*3= 18 6*6=36 6*9=54 Закономерности: второй множитель увеличивается на1 первый множитель неизменный произведение увеличивается на 6 (сверху вниз, а снизу вверх уменьшается на 6) все произведения двузначные числа сумма цифр в произведении чередуется так 3,9.6,3,9,6,9 (кроме 48) при умножении 6 на чётное число произведение оканчивается той же цифрой на которую умножали (пример). Слышится рифма, волшебные слова. Проговорить: 6х2=12 6х4=24 6х6=36 6х8=48 - Составить ТУ на 6. - (Да!) - остальные примеры нам знакомы из других таблиц. - Учащиеся составляют примеры на деление рядом со столбиком примеров на умножение. 36:6=6 42:7=6 42:6=7 48:8=6 48:6=8 54:9=6 54:6=9 60:10=6 60:6=10 - Если произведение разделить на один из множителей получим другой множитель. - В учебнике. |