СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока в 3 классе "Мир Бетховена"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока в 3 классе "Мир Бетховена"»

Министерство образования и науки Республики Бурятия

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Новобрянская специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат»

671325 Заиграевский район с. Новая Брянь тел/факс 8(30136)53-3-02

ул. Школьная, 5 эл. адрес: [email protected]

Конспект открытого урока музыки

Учитель музыки: Кваша Т.П.

Предмет: музыка

Класс: 3

Тема: Мир Бетховена

Тип урока: урок ознакомления с новым материалом и закрепления ранее изученного.

Цель урока: способствовать восприятию учащимися музыки Л. Бетховена, её могучей силы воздействия на человека, побуждая его к преодолению препятствий, - «Через борьбу – к победе!»;


Задачи: продолжить ознакомление детей с жизнью и творчеством Людвига ван Бетховена через разнообразный мир его произведений, влияние этих произведений на человека, сравнение характеров звучания 4 части «Героической симфонии» («Героический марш») и оды «К радости» с песней «Катюша» (сл. М. Исаковский, муз. М. Блантер) , которая стала гимном всего хорошего, светлого и доброго, что пытался разрушить агрессивный фашистский механизм.

Планируемые достижения:

Предметные:

Умения: развитие творческого воображения в процессе слушания музыки, развитие музыкального мышления;

Метапредметные:

Регулятивные: принимать и сохранять учебные цели и задачи, в соответствии с ними планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия.

Познавательные: логическим действиям сравнения, анализа, обобщения, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям, выдвижения предположений и подтверждающих их доказательств; обсуждать проблемные вопросы, рефлексировать в ходе творческого сотрудничества.

Коммуникативные: слушать собеседника и вести диалог; понимать композиционные особенности устной (разговорной, музыкальной) речи и учитывать их при построении собственных высказываний в разных жизненных ситуациях.

Личностные: формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, понимания значимости музыкальной культуры в мировом музыкальном процессе.

Музыкальный материал:

1. «К Элизе» Л. В. Бетховен

2. Фрагмент «Героическая симфония» Л. В. Бетховен

3. Фрагмент Ода «К радости» Л. В. Бетховен

4. «Катюша» сл. М. Исаковский, муз. М. Блантер


Материально-техническое оснащение: компьютер, интерактивная доска.

Музыкальные инструменты: пианино (синтезатор), глюкофон (звучание космоса).

Оборудование: презентация, Учебник по музыке 3 класса авторы: Е.Д.Критская, Е.В. Г.П.Сергеева, Т.С. Шмагина. Москва. «Просвещение» 2024г. Картонная «модель» гликофона.


№ п/п

Этапы урока.


Деятельность учителя

Деятельность учеников

I.


Организационный момент


СЛАЙД 1

Заходят в класс под отрывок песни «Катюша»

Здравствуйте, ребята. Сегодня урок музыки у вас проведу я. Меня зовут Татьяна Петровна. Садитесь.

Я очень рада всех видеть. Проверим, все ли готовы к уроку. У вас на столах должны лежать рабочая тетрадь, карандаш, круг картонный с цифрами.

Учащиеся заходят в класс под песню «Катюша», проходят за свои парты.

Здравствуйте.

Проверка готовности на столах.

II.

Актуализация знаний

СЛАЙД 2

Прежде чем приступить к теме урока, проверим домашнее задание.

Что было задано на прошлом уроке?

Родился в 1770г. С самого детства юный композитор был очень талантлив, он унаследовал прекрасную музыкальность своего деда и отца. Юный Бетховен научился играть на разных инструментах (вначале: металофон, а позднее орган, клавесин, скрипка, флейта,), а еще он начал сочинять музыку. В 10 летнем возрасте его произведения прослушал великий Вольфганг Амадей Моцарт, который сказал о юном Бетховине: «Обратите на него внимание, он заставит говорить о себе весь мир».




Сообщения о Бетховене.

III.

Постановка учебной задачи, определение темы урока

Сегодня мы продолжим знакомство с очень разной по характеру музыкой Л. В. Бетховена. Посмотрите на экран.

Определите тему урока, собрав из букв разных цветов два слова. СЛАЙДЫ 3 - 4


СЛАЙД 5 Мир Бетховена. Мы продолжаем изучать его творчество.

СЛАЙД 6. Итак, тема нашего урока так и звучит «Мир Бетховена»

Откроем рабочие тетради на стр. 28. В тетради запишем имя и фамилию композитора «Людвиг ван Бетховен». Частица «ван» в имени Людвига ван Бетховена означает, что его семья происходила из городка Бето. «Ван» переводится как «из».

Дети собирают тему урока: Мир Бетховена.


IV.

Открытие нового знания

1.Прослушива ние произведений Бетховена и их сравнение по характеру звучания


В исполнении

учителя на синтезаторе звучит

«К Элизе»





Слушание «Героического марша» из «Героической симфонии»















Когда Бетховен достиг вершины славы, его постигло страшное несчастье: он попал под дождь, простудился, сильно заболел и лишился слуха. Представляете, какое это было несчастье для музыканта! Но он продолжал сочинять и нежную, прекрасную музыку, даже став совершенно глухим.

Послушайте одно произведение, которое он посвятил своей возлюбленной.



СЛАЙД 7. «К Элизе»

Пьеса написана для фортепиано, является одним из самых красивых сочинений в мировой музыке.

Какой характер этой пьесы?


Вспомним еще одно произведение композитора и определим и его характер. Такой же характер звучания как характер пьесы «К Элизе» ?

СЛАЙД 8. - часть «Героической симфонии» - «Героический марш»

Каким характером обладает эта музыка?

А вы знаете историю, где и когда звучала эта музыка?

СЛАЙД 9. «Героическую симфонию» исполняли музыканты терпящего бедствие пассажирского лайнера «Титаник». Ее слушали обречённые на гибель люди.

Что она в них вселяла?


Как вы думаете, музыканты совершили героический поступок, когда играли на палубе тонущего корабля в страшный для всех момент не поддались панике, не оттолкнули слабых, поддержали людей своим исполнением?

- А кто же такие герои?

Герои - это не только те, кто совершают героические поступки в чрезвычайных ситуациях, но и те, которые участвуют в военных действиях, защищают свое отечество.











Дети прослушивают «К Элизе» в исполнении учителя



Нежный, ласковый







- Характер музыки – героический, мужественный.

- На тонущем лайнере «Титаник»


- Уверенность, мужество, укрепляла их волю, уберегала от паники.







- Это смелые люди, которые не боятся идти в бой,

это защитники отечества, защищают свою Родину.


2. Песня героической славы страны.








Развитие внимания

Скажите, пожалуйста, чему посвящен 2025 год в нашей стране?

СЛАЙД 10.

Правильно! Президент Российской Федерации В.В. Путин объявил 2025 год - Годом защитника Отечества и 80-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.


В этот юбилейный год мы особенно вспоминаем подвиг, мужество и героизм советских людей, защитников нашей Родины.

- Ребята, а кто из вас самый внимательный? Кто помнит, под какую песню военных лет вы заходили в класс в начале урока.

Я знаю, что вы уже знакомы с этой известной на весь мир песней военной поры, главная героиня которой - девушка Катя. Эта песня стала гимном всего хорошего, светлого и доброго, что пытался разрушить агрессивный фашистский механизм. Песня помогала воинам поверить в победу и придавала силы

СЛАЙД 11.

В дальнейшем, именем песни солдаты прозвали новые реактивные минометы, «песни» (то есть звучание залпов) которых приводили в ужас фашистов.

Посмотрите на экран - ракетный миномёт БМ «Катюша» и на его макет, сделанный учениками моей школы.











Песня «Катюша»










Мартиллерийской установки

«Катюша»


Фрагменты песни «Катюша» на китайском и японском языках





Дыхательная гимнастика








Распевание.

СЛАЙД 12.

Авторы Михаил Исаковский и Михаил Блантер увековечили свои имена, создав эту песню. Её исполняет весь мир.


СЛАЙД 13

Послушайте фрагмент этой всемирно известной песни на китайском языке.


СЛАЙД 14

А сейчас на японском языке.


СЛАЙД 15

Прежде чем будем исполнять эту песню, мы сделаем дыхательную гимнастику:

1. «Шарик летит» - вдох через нос, выдох через рот.

2. «Шарик лопнул» - сделать короткий вдох, задержать дыхание, и не выдыхать, пока педагог не хлопнет в ладоши.

СЛАЙД 16

А сейчас распоемся. Распевка разогревает голосовые связки, подготавливая их к работе. Распевка у певцов сходна с разминкой у спортсменов. Как и спортсменам, вокалистам необходимо разогреть мышцы, тем самым подготовив их к пению. Без распевки посередине вокального упражнения или песни может перехватить горло и нужно будет откашляться и т.д.

Прослушивание фрагмента песни «Катюша» на китайском и японском языках.








Вдох делаем через нос, выдох – через рот.









Повторяют распевку за учителем, далее прохлопывают ритмический рисунок.

«Ни-че-го нет кра-ше,

Чем Рос-сия на-ша»



В исполнении

учителя на синтезаторе звучит Катюша

Метод музыкального соучастия


Вокально-хоровая работа


Исполнение песни «Катюша» под духовой оркестр




3. Слушание музыки

Ода «К радости» из «Симфонии №9»


СЛАЙД 17

Вспомним мотив песни и исполним 1 куплет.

1.Расцветали яблони и груши,

Поплыли туманы над рекой.

Выходила на берег Катюша,

На высокий берег, на крутой.





В годы войны был популярен духовой оркестр. Под его аккомпанемент исполним песню.

СЛАЙД 18

Песня «Катюша» какая по характеру?

Она относится к песням Великой Победы над врагом?

СЛАЙД 19

Так же, как и в музыке Бетховена слышится ПОБЕДА света над тьмой! Радости над горем! Что после плохого всегда будет хорошее!

Внимательно послушаем фрагмент Оды «К радости» из «Симфонии №9».

- Я предлагаю всем вам встать, и как настоящие дирижеры движением рук будем управлять настоящим симфоническим оркестром. Кто желает выйти и перед классом продирижировать?

- Какой характер у этой музыки? Что она изображает?

- Это произведение Бетховена звучит каждый год на Параде, посвящённому Дню Победе!



Повторение первого куплета песни «Катюша».








Исполнение песни «Катюша» под духовой оркестр



- Веселая, волевая.


- Да.




Дети слушают фрагмент Ода «К радости» из «Симфонии №9» и одновременно дирижируют.









Символизирует Победу Добра над злом, света над тьмой.










4. Знакомство с новым музыкальным инструментом

Игра на гликофоне.


Метод: активизация творческой деятельности и музыкальной импровизации.

Работа в парах

СЛАЙД 20

Ребята, какое у вас настроение? Я хочу познакомить вас с музыкальным инструментом ГЛИКОФОН. Глик – в переводе счастье.

Гликофон - металлический, округлый, он похож на летающую тарелку, пришедшую к нам из другой галактики. Его космическое звучание привлекает к себе внимание, успокаивает и вызывает мечтательное настроение. Это язычковый барабан — ударный музыкальный инструмент, Инструмент состоит из двух чаш, на одной из которых расположены лепестки (язычки барабана), а на другой — резонирующее отверстие.

Гликофон по звучанию похож на металлофон СЛАЙД 21

А именно металлофон был первым музыкальным инструментом Бетховена.

А на что ещё похож этот музыкальный инструмент?

Да, на диск от колеса, СЛАЙД 22. немного его подстроив под музыкальное звучание. В минуты затишья на фронте музыка не давала черстветь человеческим чувствам, помогала и помогает военным согревать душу, призывает к подвигу.

Я вам сейчас сыграю мелодию на этом необычном инструменте, а вы угадайте её.

- Что это за мелодия? Да, мелодия нашей распевки.

«Ничего нет краше, чем Россия наша!»

Сначала проиграйте пальчиками на макете гликофона по номерам.

- Дети, сидящие за партой слева, называют цифры партитуры с экрана, а сидящие за партой справа, нажимают эти цифры макета карандашом. - СЛАЙД 23

- Поменяйтесь вариантами.

Кто желает попробовать на инструменте?

Радостное



Дети знакомятся с историей создания нового для них музыкального инструмента













Игра на гликофоне с помощью музыкальной партитуры.




Игра детей на гликофоне.

V.

Рефлексия


СЛАЙД 24

Что нового вы узнали на нашем уроке?

Если вам было на уроке все понятно, и всё получилось,

можете показать 5 пальцев; необходимо ещё поработать – 4 пальца; у меня ничего не получилось - 3.

Ребята, понравилось ли вам на нашем уроке?

На какую тему мы с вами сегодня разговаривали. Как называлась наша тема?

Какая музыка сегодня звучала на нашем уроке?

С каким музыкальным инструментом вы познакомились?


Мы продолжили тему «Мир Бетховена». Поняли, что мир композитора очень широк. В нем есть все: и радость и скорбь, юмор и печаль, добро и зло, любовь и слезы.



ГЛИКОФОН







10