Урок музыки в 3 «б» классе.
Тема: «Музыкальное состязание. Концерт»
Цель: Знакомство с музыкальным жанром «концерт» через метапредметные связи.
Задачи:
Образовательные:
-Знакомство с новыми музыкальными терминами и явлениями
Развивающие:
-развитие чувства музыкального стиля
-расширение словарного запаса
-развитие умения слушать и воспринимать музыку
-развитие умения сравнивать и анализировать
-развитие исполнительской культуры
Воспитательные:
-воспитание уважения к культурному музыкальному наследию
- воспитание толерантности к культуре других стран и народов
Предметные:
-знание понятия: концерт, композитор, исполнитель, слушатель.
-умение проводить интонационно-образный анализ, выступать в роли слушателей и исполнителей, узнавать изученные музыкальные сочинения, определение их авторов
Личностные:
-усвоение единства деятельности композитора, исполнителя, слушателя в процессе включения в различные виды музыкального творчества.
Метапредметные:
Познавательные:
-освоение основных понятий урока путём включения учащихся в различные виды практической деятельности (слушательской, музыкальной, изобразительной);
- логические действия, работа с информацией
Регулятивные:
- целеполагание в постановке учебных задач, в опоре на имеющийся жизненно-музыкальный опыт при восприятии музыки и разных форм музицирования;
- коррекция и оценка собственной музыкально-творческой деятельности и деятельности одноклассников
Коммуникативные:
-работа в группе;
-расширение представлений учащихся о музыкальной культуре
Основные понятия: Концерт, солист, оркестр, вариации.
Межпредметные связи: История, Изобразительное искусство, окружающий мир, география.
Формы работы на уроке: фронтальная, групповая
Виды учебной деятельности:
- осознание учебной деятельности,
- работа в группах,
- элементы проектной деятельности
Оборудование: синтезатор, проектор, компьютер, презентация к уроку, учебники.
Ход урока
Организационный момент.
Музыкальное приветствие.
Учитель:– Внимание! Внимание! Какие чудеса!
Внимание! В наш класс приходит тишина!
Я приглашаю вас сегодня в концертный зал!
Мир музыки волшебной нас туда позвал!
Сегодня мы отправимся в удивительное место, в котором всегда праздник. Здесь можно познакомиться с новыми людьми, услышать новую музыку, узнать много интересного, сфотографироваться с выдающимися людьми. (Слайд №2.) Да, это концертный зал.
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
У.: Как в спорте, так и в музыке проводятся различные соревнования.
- Кто с кем может соревноваться в музыке? (музыканты, исполнители)
Чтобы ответить на вопрос, в какой форме проходят эти состязания, давайте разгадаем ребус. (Слайд №3)
- Итак, эти состязания проходят в форме концерта.
- Ребята, а могут ли состязаться меду собой музыкальные инструменты?
Сначала сформулируем тему нашего урока.
Тема урока: Музыкальное состязание. Концерт. (Слайд № 4)
Запишите тему урока в тетрадь.
-Ребята, чтобы вы хотели узнать на уроке? Сформулируем цель урока.
Цель: знакомство с музыкальным жанром «концерт» и его особенностями. (Слайд № 5)
Для достижения цели, определим задачи. (Слайд № 6)
Задачи:
Дать определение слову «концерт».
Прослушать фрагменты концертов.
Проанализировать музыку.
Выявить отличительные особенности этого жанра.
3.Основная часть.
У.: Сейчас мы прослушаем 2 фрагмента. Первый – фрагмент Концерта №1 П. И. Чайковского. Второй – фрагмент Концерта №3 Ф. Мендельсона. Определите, являются ли эти фрагменты концертом. В чем сходство между ними, а в чем различие? Определите состав исполнителей.
Слушание.
- В чем сходство этих произведений? Назовите состав исполнителей. (симфонический оркестр)
- Чем они отличаются? (в 1 фрагменте звучит фортепиано, во 2 – скрипка)
- Как можно назвать эти инструменты? (Солисты, солирующие)
- Фортепиано, скрипка ведут разговор с оркестром или звучат отдельно от него?
- Инструменты будто ведут разговор с оркестром, то спорят, то дружат.
Откройте учебники на странице 94. Прочитаем и узнаем, что означает слово «концерт»?
(В переводе с латинского слово «концерт» означает состязаться, а с итальянского – согласие).
Попробуем дать определение слову «концерт» как музыкальному жанру.
Концерт – это музыкальное произведение для солирующего инструмента в сопровождении оркестра. (запишите определение в тетрадь) (Слайд №7)
У.: Концерты появились в Италии в XVII веке. Композиторы создавали концерты для различных солирующих инструментов – скрипки, флейты, виолончели, арфы, фортепиано и даже голоса в сопровождении симфонического оркестра. (Слайд № 8). К этому жанру обращались А. Вивальди, И.-С.Бах, Й. Гайдн, В.-А.Моцарт, С. Рахманинов, П.Чайковский. Как правило, концерты состояли из 3-х частей.
В изобразительном искусстве тоже есть концерты - это картины с названием «Концерт».
Рассмотрим репродукцию картины русского художника К. А. Сомова «Концерт». (Слайд № 9)
- Кто изображен на картине? (одна девушка исполняет песню, другая аккомпанирует ей на виолончели)
- Кого еще мы видим на картине? (ангелов)
- Как вы думаете, почему изображены ангелы?
Музыка концерта прекрасна и божественна, она словно ангелы легка и чиста.
Произведения, созданные в жанре концерт, увлекают человека в удивительный мир музыки, помогают ему окунуться в прошлое, насладиться настоящим и заглянуть в будущее.
А сейчас мы снова окунемся в атмосферу концертного зала. (Слайд № 10)
П.И. Чайковский очень любил свою Родину, и часто об этом писал в письмах своим друзьям, сидя в уютном кабинете. Вы помните его фразу: “Я еще не встречал человека, более меня влюбленного в матушку - Русь!”. Как вы понимаете ее? (ответы детей).
П.И. Чайковский, как и многие композиторы, любил народную музыку и часто использовал ее в своих произведениях. Но не только русская музыка увлекала его. В своем Первом концерте П. Чайковский использовал украинские народные темы: напев лирников, услышанный им на Украине. Сейчас мы прослушаем фрагмент из письма композитора. (Читает ребенок: "Слушал лирное пение слепых. Оно называется лирным по названию аккомпанирующего инструмента – лира, которая, впрочем, с античной лирой ничего общего не имеет. Замечательно, что все слепые певцы в Малороссии поют один и тот же вечный напев и с тем же наигрышем. Я отчасти воспользовался этим напевом…”).
Веснянки – старинные обрядовые песни календарного цикла, распространенные у украинцев, белорусов, русских и других народов. Веснянки – заклички весны, для которых характерны многократные повторения мелодических фраз. Что значит «заклички»? Это песни, с помощью которых зазывали весну. Как это происходило, мы узнаем из сообщения (рассказывает ребенок: Особенно готовились к прилету птиц: дети строили скворечники, делали игрушечных птиц: жаворонков, куликов, журавликов. Их поднимали высоко на крыши домов и так заманивали живых птичек. Подражали птичьим голосам при помощи свистулек, сделанных из глины. А родители своим деткам пекли печенье, булочки, похожие на жаворонков. Так люди надеялись, что птицы скорее прилетят из теплых краев и Весна придет быстрее. Дети их кушали, да пели зазывные песни – веснянки, в которых была главная просьба: чтобы весна приходила скорее, не задерживалась в теплых краях.
Послушайте украинскую народную песню «Веснянка». Определите характер музыки и о чем в ней поется?
Слушание.
О чем поется в песне? Каков характер музыки? (ответы)
- Почему «Веснянка» имеет минорную окраску? (ответы)
А сейчас мы ее разучим. (посадка)
Вокально – хоровая работа
Разучивание.
У.: Украинская народная песня “Веснянка” приобрела вторую жизнь в концерте П.И. Чайковского. В третьей, заключительной части – финале концерта, П.Чайковский использовал эту песню. Сейчас мы прослушаем фрагмент финала из Концерта №1. Ваша задача поднять руку, когда услышите знакомую песню. Определите, изменяется ли характер на протяжении всего фрагмента?
Слушание.
- Изменяется ли характер? (ответы)
- Каждый раз мелодия звучит с изменениями, изменяется лад, тембр, регистры, т.е. происходит вариационное развитие. Вариации – видоизменение главной темы. (Записали в тетрадь определение)
Музыкантам всего мира известен Концерт № 1 для фортепиано с оркестром П.И. Чайковского. Он был написан в 1875 году. Его нотный текст был таким сложным, что не все музыканты сразу соглашались его исполнять. Первым исполнителем был немецкий пианист Ганс Гвидо фон Бюлов. На сегодняшний день – это самое исполняемое произведение. Именно этот концерт можно услышать на Международном конкурсе имени П.И. Чайковского, который проходит 1 раз в 4 года уже более 50 лет. Конкурс собирает сотни молодых музыкантов разных национальностей. Здесь обязательно исполнение этого произведения. Лауреатом 1 конкурса стал молодой американский пианист Ван Клиберн. (записываем в тетрадь). (Слайд №12).
Не только П.И.Чайковский любил Родину и народную музыку. Каждый из нас патриот своего Отечества. Мы по – своему любим нашу Родину. Ребята, а какой приближается праздник? (23 февраля) Что это за праздник? Кого мы будем чествовать? В первую очередь, мы будем поздравлять ветеранов Великой Отечественной войны, которые спасли наше Отечество от немецких захватчиков. Будем поздравлять отцов, дедушек и мальчиков, будущих защитников Родины.
Какую русскую народную песню мы с вами выучили к этому празднику? (Если хочешь быть военным)
Вокально – хоровая работа
Исполнение.
У.: А сейчас, чтобы узнать как усвоена тема урока, давайте разгадаем кроссворд. Будем работать в паре. (на парте по одному экземпляру). Если вы правильно его разгадаете, то по вертикали прочтете тему нашего урока. Приступаем к работе. Проверяем. (Слайд № 13)
4. Домашнее задание: (на выбор)
1.Создать афишу (коллаж или рисунок), приглашающую на концерт.
2. Выразить в красках музыку сегодняшнего урока.
Рефлексия. (Слайд № 14)
Спасибо за урок. До свидания. (Слайд № 15).