Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Новоаганская общеобразовательная средняя школа
имени маршала Советского Союза Г.К. Жукова»
Технологическая карта урока
«Единицы измерения площадей»
Кечина Татьяна Александровна, учитель математики
пгт. Новоаганск, 2024
Тема урока: Единицы измерения площадей
Цели урока:
- познакомить с новыми единицами измерения площади;
- показать необходимость в различных единицах измерения площадей;
- формировать умение переводить из одних единиц измерения в другие.
Задачи:
Образовательные:
создать условия для более полного овладения технологиями решения задач по данной теме;
способствовать развитию умения перевода одних единиц измерения в другие;
создать условия для закрепления вычислительных навыков.
Развивающие:
способствовать развитию математического кругозора, мышления, речи учащихся, внимания, навыков счета.
Воспитательные:
содействовать воспитанию познавательного интереса к предмету, активности и самостоятельности учащихся, способствовать созданию ситуации успешности для каждого ученика.
В ходе урока велась работа по формированию универсальных учебных действий:
- научатся решать текстовые задачи на вычисление площадей.
-овладение составляющими исследовательской деятельности, включая умение
ставить цель, наблюдать, делать выводы и заключения, защищать свои идеи;
-формирование умения обнаруживать проблему « недостатка» знаний для
выполнения задания;
- развитие способности видеть математическую задачу в окружающей жизни
- формирование ответственного отношения к учению, познавательных интересов;
- отработка умения организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и индивидуально и в мини-группе;
- осуществлять выбор уровня сложности заданий, формировать навыки контроля, оценки и самооценки.
Исходя из места урока в общей системе уроков и поставленных цели и задач, был определен тип урока: урок изучения и первичного закреления новых знаний, умений и навыков.
При постановке целей учитывались следующие факторы:
- требования обновленных ФГОС основного общего образования по предмету «математика»;
- познавательный интерес учащихся и уровень их учебных умений;
- возрастные особенности учащихся;
- ведущие виды деятельности.
Весь урок был направлен на развитие функциональной грамотности:
математической грамотности: совершенствовать умение правильно вычислять математические величины;
читательской грамотности: чтение задачи, выявление вопроса;
естественно-научная грамотность: вопросы окружающего мира;
глобальная грамотность: умение пользоваться дидактическим материалом;
креативное мышление: логические задачи.
Ресурсы урока: Презентация, дидактический материал.
Этапы урока | Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД |
1. Оргмомент. Самоопределение к учебной деятельности | Создать благоприятный психологический настрой на работу | Приветствие. Здравствуйте, ребята, сегодня на уроке мы с вами узнаем какие бывают единицы измерения площадей. (слайд1) | Приветствуют учителя и друг друга. Слушают учителя. | Личностные: самоопределение. |
2. Актуализация знаний (устная работа ) | Актуализация опорных знаний и способов деятельности | Организует устную работу (повторение тему «Формула площади») (слайд 2-3) Организует фронтальную работу (слайд 4-5, Приложение 1) | 1.Читают вопросы и отвечают на них 2. Выполняют задания на доске устно. | Регулятивные: фиксация индивидуального затруднения Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения. |
3.Целеполагание и мотивация | Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока | Ставит проблемный вопрос, предлагает рассмотреть запись на доске, сделать запись в тетрадь, расположив эти величины в порядке возрастания. (слайд 5, Приложение 2.) | Пытаются выполнить задание, но не могут. Анализируют ситуацию, приходят к выводу, что не хватает знаний. Например, что такое ар? | Регулятивные: целеполагание Коммукативные: постановка вопросов Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели |
| | Задаёт вопросы. (слайд6, Приложение 3) | Отвечают на вопросы. Записывают тему урока в тетрадь. | |
| | Рассказывает тему рока (слайд 7-11) | Слушают учителя и записывают материал. | |
4. Первичное закрепление | Выявление первичного осмысления изучаемого материала, обеспечение закрепления знаний и способов действий, которые необходимы для работы по материалу | Раздаёт карточки с заданиями. (Приложение 4.) Организует работу в парах. | Выполняют работу самостоятельно в тетрадях | Личностные: осознание ответственности за работу. Познавательные: выполнение действий по алгоритму. подведение под понятие, рефлексия способов действий Коммукативные: выражение своих мыслей, достижение решения. |
| | Организует проверку (слайд 12) | Выполняют проверку и исправляют ошибки. | |
| | Физкультминутка Включается видео | | |
5. Закрепление знаний | | 1.Раздаёт карточки текста задач. Читает условия первых двух задач (Приложение 5). 2.Предлагает решить задачу на выбор (№ 3 или № 4) Наблюдает за работой. | 1.Решают задачи устно. 2. Решают задачу №3 в тетрадях, один ученик работает у доски. Выполняют проверку. | Познавательные: выполнение действий по алгоритму. подведение под понятие, рефлексия способов действий Коммукативные: выражение своих мыслей, достижение решения. |
6. Первичный контроль (самостоятельная работа) | Выявление качества и уровня усвоенных знаний и способов действий, установление причин выявленных недостатков | Раздаёт карточки с самостоятельной работой. Контролирует выполнение самостоятельной работы. (Приложение 6.) | Работают самостоятельно. Организуется взаимопроверка. | Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения Познавательные: анализ, подведение под понятие, выполнение действий по алгоритму |
7.Информация о домашнем задании | Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания | Записывает домашнее задание на доске (Приложение 7) | Фиксируют в дневнике самостоятельно выбранное домашнее задания. | |
8.Рефлексия. | Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся Инициировать рефлексию детей по поводу мотивации их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми | Задает вопросы (Приложение 8) | Отвечают на вопросы. | Познавательные: рефлексия способов и условий действия, адекватное понимание причин успеха и неудач, контроль и оценка процесса и результатов деятельности Коммукативные: умение выражать свои мысли, аргументация |
Приложения
Приложение 1.
1.Заполните таблицу.
а) а, в – стороны прямоугольника
a | 10 дм | 13 дм | 15 м | 21 мм | 11 см |
b | 9 дм | 7 дм | 10 м | 6 мм | 12 см |
S | | | | | |
в) а – сторона квадрата
a | 10 дм | 8 дм | 3 м | 12 мм | 9 см |
S | | | | | |
2.Сравните величины:
а) 1000 см и 1м , б) 60 мм и 6 см, в) 500 м и 5 км, г) 3 дм и 3 м.
Вопросы:
- Какие единицы площади встретились в таблицах?
- Какие единицы площади вам ещё известны?
Приложение 2.
- Рассмотрите запись на доске: 500 кв. м; 3 а; 4 кв. см; 7 га.
. - Сделайте запись в тетрадь, расположив эти величины в порядке возрастания.
Приложение 3.
Вопросы:
- Почему вы не справились? В чём трудность?
- Так какой возникает вопрос?
- А вы можете предположить, чем они являются?
- Если это единицы площади, то какой возникает второй вопрос?
- Итак, какая же тема урока?
- Для чего нужны данные единицы площади?
- Как вы думаете, с помощью каких единиц можно измерить площадь земельного участка?
Приложение 4.
1. а) Выразите в гектарах: 3 км2, 20 км 2, 1200 а, 3700 а, 45000 а.
б) Выразите в м 2: 800 дм2, 3800 дм2, 4 а, 20 а.
Приложение 5.
1.На поле Киселева прямоугольной формы со сторонами 800м и 300м этим летом была скошена трава. С какой площади скошена трава? Ответ выразите в гектарах.
2.Пшеничное поле Акулово формы прямоугольника имеет площадь 14 га. Найдите длину поля, если его ширина 200 м.
3. Размеры пришкольного участка прямоугольной формы нашей школы 20м и 30м, а садового участка – 25м и 12м. Какой из них больше и на сколько? Ответ выразите в сотках.
4. На поле Межконавное рабочие ЗАО «Красный Октябрь» выращивают кукурузу и картофель. Найдите площадь поля, если кукуруза была посажена на 30 га, а картофельное поле формы прямоугольника имеет ширину 200 м, длина на 100 м больше.
Приложение 6.
Самостоятельная работа.
Вариант 1.
1.Заполните пропуски.
1 м2 = _______________дм2
100 га = _____________км2
100 а = ______________га
2. Сравните величины:
а) 70 мм2 … 7 см2
б) 8000 м2 … 8 га
3.Поле имеет форму прямоугольника со сторонами 35м и 50м. Какова площадь поля?
Вариант 2.
1.Заполните пропуски.
1 см2 =______________ мм2
1 а = ________________м2
100 га = _____________км2
2. Сравните величины:
а) 7000дм2 … 7 м2
б) 800 м2… 8 а
3.Поле имеет форму прямоугольника со сторонами 25м и 60м. Какова площадь поля?
Приложение 7.
Домашнее задание.
№ 4.112, 4.113
Приложение 8.
Рефлексия.
Ученики отвечают на вопросы:
- Получили ли мы знания, для того, выполнить задание, о котором говорили в начале урока?
- С какими единицами площади познакомились на уроке?
- Где используются разные единицы измерения площади?
А затем оценивают свою работу на уроке и сам урок. В результате на доске выстраиваются
графики. На вертикальной оси отмечают самооценку от 1 до 5,а по горизонтальной оси имена
детей.