СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока в 5 классе по теме "И.С. Тургенев "Муму Смысл названия"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока в 5 классе по теме "И.С. Тургенев "Муму Смысл названия"»

Конспект урока по литературе в 5 классе на тему:

И. С. Тургенев. Повесть «Муму». Смысл названия.

Цели урока:

Обучающие:

    1. обобщение и систематизация изученного по теме рассказа И. С. Тургенева «Муму» как рассказа о крепостном праве и протесте против крестьянства. Система образов рассказа»;

    2. определить авторскую позицию и смысл названия произведения;

    3. доказать, что главный герой является олицетворением «немоты» крепостного крестьянства;

Развивающие:

  1. развивать навыки анализа образа литературного героя;

  2. развивать умения обобщать изученное;

Воспитательные:

  1. воспитывать гуманное и милосердное отношение к людям;

  2. воспитывать любовь к русской литературе.

Планируемые метапредметные результаты:

Личностные УУД:

  1. формирование уважительного отношения к иному мнению;

  2. развитие самостоятельности и личной ответственности за результаты своей деятельности.

Регулятивные УУД:

  1. иметь способность к целеполаганию;

  2. планировать последовательность действий и при необходимости изменять её (планирование).

Познавательные УУД:

  1. формировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения;

  2. излагать содержание прочитанного текста сжато, выборочно.

Коммуникативные УУД:

  1. формировать умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать;

  2. формировать умение договариваться, находить общее решение;

  3. слушать и слышать других.

Дидактические средства:
1. – Литература : 5-й класс : учебник : в 2 частях / В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин. – 13-е изд., стер. – Москва : Просвещение, 2022
2. Доска.
3. Раздаточный материал (карточки).

Тип урока: комбинированный урок.

Методы обучения: аналитическая беседа, работа с книгой, анализ эпизода, выразительное чтение.

Формы работы на уроке: фронтальная, индивидуальная, коллективная.


План урока:

1. Организационный момент – 2 мин.

2. Актуализация знаний (повторение) – 10 мин.

3. Анализ материала – 20 мин.

4. Подведение итогов – 10 мин.

5. Домашнее задание – 2 мин.

6. Оценка работы учеников – 1 мин.

    1. Организационный момент

Учитель: Здравствуйте, ребята! Садитесь, давайте отметим отсутствующих. Запишите в тетрадях число и тему.

  1. Актуализация знаний

Учитель: На прошлых уроках мы рассмотрели систему образов в произведении, поговорили о духовных и нравственных качествах Герасима. Сегодня у нас заключительный урок по рассмотрению этого рассказа. Вы все уже полностью прочитали рассказ «Муму», поэтому сегодня мы с вами попытаемся раскрыть смысл названия, а также определим авторскую позицию. Давайте для начала вспомним некоторые факты о биографии И. С. Тургенева, что вы можете вспомнить?

(Ученики вспоминают и говорят о известных им фактах).

Учитель: А сейчас давайте вспомним героев рассказа, и охарактеризуем их. Кого мы можем отнести к положительным героям? А кого к отрицательным? И почему?

(Ученики перечисляют героев: Герасим, Муму, Татьяна, Капитон, Барыня, Гаврила, дядя Хвост. Дают краткую характеристику каждого, выделяют положительных и отрицательных.)

Учитель: Сейчас выполним небольшое задание в карточках.

(Ученикам раздаются карточки с заданием.) Правильный ответ: 27453681

Восстановите последовательность эпизодов в рассказе «Муму». Поставьте номера 1-9.

1 Герасим самовольно уходит из барского дома в деревню.

2 Жизнь Герасима в доме барыни.

3 Герасим находит щенка.

4 Любовь Герасима к Татьяне.

5 Расставание с Татьяной.

6 Барыня требует уничтожить собаку.

7 Барыня решает женить пьяницу-башмачника на Татьяне.

8 Герасим подчиняется воле помещицы, утопив собаку.

9 Встреча Муму и барыни











  1. Анализ материала

Учитель: Мы с вами уже говорили о том, что в рассказе описываются времена крепостного права. Вспомните, что такое крепостное право?

(Крепостное право – это зависимость крестьян от своих господ, появившееся в России в средние века и существовавшее до 1861 года. Крестьяне были прикреплены к земле и подчинялись административной и судейской власти своих господ. У них не было свободы действий и свободы слова.)

Учитель: О тяготах крепостного права Тургенев знал не понаслышке. Рассказ "Муму" основан на реальных событиях, произошедших в семье самого писателя И. С. Тургенева. Известно, что прототипом Герасима из рассказа "Муму" является немой дворник Андрей, служивший у матери Тургенева, помещицы Варвары Петровны Тургеневой. Родственники Тургенева в своих мемуарах подтверждают, что именно Андрей стал прототипом Герасима. Прототипом старой барыни стала мать Тургенева. Об этом свидетельствуют мемуары сестры Тургенева. Так она вспоминает о дворнике Андрее:

«Подъезжая к деревне, Варвара Петровна и все мы были поражены необыкновенным ростом одного пашущего в поле крестьянина. Варвара Петровна велела остановить карету и подозвать этого великана. Долго звали его издалека, наконец, подошли к нему ближе, и на все слова и знаки, которые к нему относились, он отвечал каким-то мычанием. Оказалось, что это был глухонемой от рождения.   Призванный сычевский староста объявил, что немой Андрей трезвый, работящий и необыкновенно во всем исправный мужик, несмотря на свой природный недостаток. Но мне кажется, что, исключая роста и красоты Андрея, этот недостаток, как придающий ему еще более оригинальности, и пленил Варвару Петровну.  Она тут же решила взять немого во двор, в число своей личной прислуги и в звании дворника. И с этого дня он получил имя Немой».

Это произведение Иван Сергеевич написал в 1852 г. в трудных условиях, писатель был под арестом. Находясь под арестом, Тургенев постоянно видел как наказывают розами крепостных. Всё это напоминало ему знакомые картины из детства, и сюжет сам всплыл в памяти.

Учитель: Итак, мы знаем, почему Тургенев обратился к теме крепостного права.

Кто же главный герой рассказа? (крепостной Герасим). Как автор его описывает? Найдите в тексте это описание и прочитайте выразительно.

(Ученик дает характеристику герою, зачитывает отрывок из произведения на стр. …: «Из числа всей ее челяди самым замечательным лицом был дворник Герасим, мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырем и глухонемой от рожденья…»)

Учитель: Тогда возникает вопрос, почему же рассказ называется не “Герасим”, а “Муму”? Вопрос трудный. Давайте поговорим о жизни Герасима. Расскажите о взаимоотношениях Герасима и Татьяны.

(Герасиму нравилась Татьяна, но она боялась его. Ее выдали замуж за пьяницу Капитона. Герасим очень переживал замужество Татьяны.)

Учитель: Как характеризует Герасима сцена расставания с Татьяной?

(Герасим великодушен. Он и через год не утратил доброго расположения к Татьяне. Он, единственный из всех, пожалел её и сумел облегчить минуты расставания с домом. Он не испугался насмешек, «вышел из своей каморки, приблизился к Татьяне и подарил ей на память красный бумажный платок...)

Учитель: Что скрасило жизнь Герасима после отъезда Татьяны?

(Маленькая собачка Муму.)

Учитель: Найдите в тексте предложения, которые отражают отношение героя к животному.

(Ни одна мать так не ухаживает за своим ребенком, как ухаживал Герасим за своей питомицей; Герасим ее любил без памяти.)

Учитель: Почему Герасиму пришлось утопить Муму?

(По приказу барыни.)

Учитель: Что произошло с Герасимом дальше?

(Он ушел от барыни к себе в деревню.)

Учитель: Как вы думаете, почему Герасим так поступил?

(Он хотел освободиться от власти барыни.)

  1. Подведение итогов

Учитель: Откройте финал рассказа и найдите в тексте, как пишет о силе и решительности Герасима автор? Какое художественное средство использует для этого?

(Он шел с какой-то несокрушимой отвагой… «как лев выступал сильно и бодро» – сравнение.)

Учитель: А теперь обратим внимание на финальные строки произведения. «И живет до сих пор Герасим бобылем в своей одинокой избе; здоров и могуч по-прежнему, и работает за четверых по-прежнему, и по-прежнему важен и степенен». Выделите ключевое слово в этом описании.

(Ключевое слово по-прежнему.)

Учитель: Как вы считаете, Герасим освободился от крепостной покорности, но стал ли он свободным, освободился ли от рабства? Кем он по-прежнему остается? (Герасим по-прежнему крепостной.)

Учитель: Может ли он стать свободным от барыни, которая так бессердечно разрушила его жизнь?

(Нет, не может; крепостное право отменили в 1861 году, а рассказ написан в 1852 году, значит Герасим останется крепостным.)

Учитель: «Му-Му» – это не просто рассказ о житейской проблеме немого человека, это был посыл Тургенева против крепостного права в России. Именно смерть собаки заставила Герасима вернуться домой, вселила ему чувство достоинства, он становится смелым и решительным, освобождается от покорности. Но даже самовольный уход Герасима не освободил его от крепостной зависимости, от рабства. Название и главный герой символизируют весь российский крепостной люд, униженный, абсолютно бесправный, но все равно безмолвно сносящий все тяготы и унижения.

Учитель: Тогда против чего направлен рассказ?

(Против крепостного права, против угнетения людей, унижения человеческого достоинства.)


  1. Домашнее задание

Учитель: Ребята, на следующем уроке мы будем готовиться к написанию сочинения по теме: «Почему Герасима называют самым замечательным лицом дворни?». Перечитайте описание главного героя, отношение дворни к Герасиму. В тетрадях составьте план рассказа И. С. Тургенева «Муму».


  1. Оценка работы учеников.



Восстановите последовательность эпизодов в рассказе «Муму». Поставьте номера 1-9.

1 Герасим самовольно уходит из барского дома в деревню.

2 Жизнь Герасима в доме барыни.

3 Герасим находит щенка.

4 Любовь Герасима к Татьяне.

5 Расставание с Татьяной.

6 Барыня требует уничтожить собаку.

7 Барыня решает женить пьяницу-башмачника на Татьяне.

8 Герасим подчиняется воле помещицы, утопив собаку.

9 Встреча Муму и барыни











Восстановите последовательность эпизодов в рассказе «Муму». Поставьте номера 1-9.

1 Герасим самовольно уходит из барского дома в деревню.

2 Жизнь Герасима в доме барыни.

3 Герасим находит щенка.

4 Любовь Герасима к Татьяне.

5 Расставание с Татьяной.

6 Барыня требует уничтожить собаку.

7 Барыня решает женить пьяницу-башмачника на Татьяне.

8 Герасим подчиняется воле помещицы, утопив собаку.

9 Встреча Муму и барыни











Восстановите последовательность эпизодов в рассказе «Муму». Поставьте номера 1-9.

1 Герасим самовольно уходит из барского дома в деревню.

2 Жизнь Герасима в доме барыни.

3 Герасим находит щенка.

4 Любовь Герасима к Татьяне.

5 Расставание с Татьяной.

6 Барыня требует уничтожить собаку.

7 Барыня решает женить пьяницу-башмачника на Татьяне.

8 Герасим подчиняется воле помещицы, утопив собаку.

9 Встреча Муму и барыни











Восстановите последовательность эпизодов в рассказе «Муму». Поставьте номера 1-9.

1 Герасим самовольно уходит из барского дома в деревню.

2 Жизнь Герасима в доме барыни.

3 Герасим находит щенка.

4 Любовь Герасима к Татьяне.

5 Расставание с Татьяной.

6 Барыня требует уничтожить собаку.

7 Барыня решает женить пьяницу-башмачника на Татьяне.

8 Герасим подчиняется воле помещицы, утопив собаку.

9 Встреча Муму и барыни











Восстановите последовательность эпизодов в рассказе «Муму». Поставьте номера 1-9.

1 Герасим самовольно уходит из барского дома в деревню.

2 Жизнь Герасима в доме барыни.

3 Герасим находит щенка.

4 Любовь Герасима к Татьяне.

5 Расставание с Татьяной.

6 Барыня требует уничтожить собаку.

7 Барыня решает женить пьяницу-башмачника на Татьяне.

8 Герасим подчиняется воле помещицы, утопив собаку.

9 Встреча Муму и барыни