Конспект урока по литературе в 5 классе на тему:
И. С. Тургенев. Повесть «Муму». Смысл названия.
Цели урока:
Обучающие:
обобщение и систематизация изученного по теме рассказа И. С. Тургенева «Муму» как рассказа о крепостном праве и протесте против крестьянства. Система образов рассказа»;
определить авторскую позицию и смысл названия произведения;
доказать, что главный герой является олицетворением «немоты» крепостного крестьянства;
Развивающие:
развивать навыки анализа образа литературного героя;
развивать умения обобщать изученное;
Воспитательные:
воспитывать гуманное и милосердное отношение к людям;
воспитывать любовь к русской литературе.
Планируемые метапредметные результаты:
Личностные УУД:
формирование уважительного отношения к иному мнению;
развитие самостоятельности и личной ответственности за результаты своей деятельности.
Регулятивные УУД:
иметь способность к целеполаганию;
планировать последовательность действий и при необходимости изменять её (планирование).
Познавательные УУД:
формировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения;
излагать содержание прочитанного текста сжато, выборочно.
Коммуникативные УУД:
формировать умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать;
формировать умение договариваться, находить общее решение;
слушать и слышать других.
Дидактические средства:
1. – Литература : 5-й класс : учебник : в 2 частях / В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин. – 13-е изд., стер. – Москва : Просвещение, 2022
2. Доска.
3. Раздаточный материал (карточки).
Тип урока: комбинированный урок.
Методы обучения: аналитическая беседа, работа с книгой, анализ эпизода, выразительное чтение.
Формы работы на уроке: фронтальная, индивидуальная, коллективная.
План урока:
1. Организационный момент – 2 мин.
2. Актуализация знаний (повторение) – 10 мин.
3. Анализ материала – 20 мин.
4. Подведение итогов – 10 мин.
5. Домашнее задание – 2 мин.
6. Оценка работы учеников – 1 мин.
Организационный момент
Учитель: Здравствуйте, ребята! Садитесь, давайте отметим отсутствующих. Запишите в тетрадях число и тему.
Актуализация знаний
Учитель: На прошлых уроках мы рассмотрели систему образов в произведении, поговорили о духовных и нравственных качествах Герасима. Сегодня у нас заключительный урок по рассмотрению этого рассказа. Вы все уже полностью прочитали рассказ «Муму», поэтому сегодня мы с вами попытаемся раскрыть смысл названия, а также определим авторскую позицию. Давайте для начала вспомним некоторые факты о биографии И. С. Тургенева, что вы можете вспомнить?
(Ученики вспоминают и говорят о известных им фактах).
Учитель: А сейчас давайте вспомним героев рассказа, и охарактеризуем их. Кого мы можем отнести к положительным героям? А кого к отрицательным? И почему?
(Ученики перечисляют героев: Герасим, Муму, Татьяна, Капитон, Барыня, Гаврила, дядя Хвост. Дают краткую характеристику каждого, выделяют положительных и отрицательных.)
Учитель: Сейчас выполним небольшое задание в карточках.
(Ученикам раздаются карточки с заданием.) Правильный ответ: 27453681
Восстановите последовательность эпизодов в рассказе «Муму». Поставьте номера 1-9. 1 Герасим самовольно уходит из барского дома в деревню. 2 Жизнь Герасима в доме барыни. 3 Герасим находит щенка. 4 Любовь Герасима к Татьяне. 5 Расставание с Татьяной. 6 Барыня требует уничтожить собаку. 7 Барыня решает женить пьяницу-башмачника на Татьяне. 8 Герасим подчиняется воле помещицы, утопив собаку. 9 Встреча Муму и барыни |
Анализ материала
Учитель: Мы с вами уже говорили о том, что в рассказе описываются времена крепостного права. Вспомните, что такое крепостное право?
(Крепостное право – это зависимость крестьян от своих господ, появившееся в России в средние века и существовавшее до 1861 года. Крестьяне были прикреплены к земле и подчинялись административной и судейской власти своих господ. У них не было свободы действий и свободы слова.)
Учитель: О тяготах крепостного права Тургенев знал не понаслышке. Рассказ "Муму" основан на реальных событиях, произошедших в семье самого писателя И. С. Тургенева. Известно, что прототипом Герасима из рассказа "Муму" является немой дворник Андрей, служивший у матери Тургенева, помещицы Варвары Петровны Тургеневой. Родственники Тургенева в своих мемуарах подтверждают, что именно Андрей стал прототипом Герасима. Прототипом старой барыни стала мать Тургенева. Об этом свидетельствуют мемуары сестры Тургенева. Так она вспоминает о дворнике Андрее:
«Подъезжая к деревне, Варвара Петровна и все мы были поражены необыкновенным ростом одного пашущего в поле крестьянина. Варвара Петровна велела остановить карету и подозвать этого великана. Долго звали его издалека, наконец, подошли к нему ближе, и на все слова и знаки, которые к нему относились, он отвечал каким-то мычанием. Оказалось, что это был глухонемой от рождения. Призванный сычевский староста объявил, что немой Андрей трезвый, работящий и необыкновенно во всем исправный мужик, несмотря на свой природный недостаток. Но мне кажется, что, исключая роста и красоты Андрея, этот недостаток, как придающий ему еще более оригинальности, и пленил Варвару Петровну. Она тут же решила взять немого во двор, в число своей личной прислуги и в звании дворника. И с этого дня он получил имя Немой».
Это произведение Иван Сергеевич написал в 1852 г. в трудных условиях, писатель был под арестом. Находясь под арестом, Тургенев постоянно видел как наказывают розами крепостных. Всё это напоминало ему знакомые картины из детства, и сюжет сам всплыл в памяти.
Учитель: Итак, мы знаем, почему Тургенев обратился к теме крепостного права.
Кто же главный герой рассказа? (крепостной Герасим). Как автор его описывает? Найдите в тексте это описание и прочитайте выразительно.
(Ученик дает характеристику герою, зачитывает отрывок из произведения на стр. …: «Из числа всей ее челяди самым замечательным лицом был дворник Герасим, мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырем и глухонемой от рожденья…»)
Учитель: Тогда возникает вопрос, почему же рассказ называется не “Герасим”, а “Муму”? Вопрос трудный. Давайте поговорим о жизни Герасима. Расскажите о взаимоотношениях Герасима и Татьяны.
(Герасиму нравилась Татьяна, но она боялась его. Ее выдали замуж за пьяницу Капитона. Герасим очень переживал замужество Татьяны.)
Учитель: Как характеризует Герасима сцена расставания с Татьяной?
(Герасим великодушен. Он и через год не утратил доброго расположения к Татьяне. Он, единственный из всех, пожалел её и сумел облегчить минуты расставания с домом. Он не испугался насмешек, «вышел из своей каморки, приблизился к Татьяне и подарил ей на память красный бумажный платок...)
Учитель: Что скрасило жизнь Герасима после отъезда Татьяны?
(Маленькая собачка Муму.)
Учитель: Найдите в тексте предложения, которые отражают отношение героя к животному.
(Ни одна мать так не ухаживает за своим ребенком, как ухаживал Герасим за своей питомицей; Герасим ее любил без памяти.)
Учитель: Почему Герасиму пришлось утопить Муму?
(По приказу барыни.)
Учитель: Что произошло с Герасимом дальше?
(Он ушел от барыни к себе в деревню.)
Учитель: Как вы думаете, почему Герасим так поступил?
(Он хотел освободиться от власти барыни.)
Подведение итогов
Учитель: Откройте финал рассказа и найдите в тексте, как пишет о силе и решительности Герасима автор? Какое художественное средство использует для этого?
(Он шел с какой-то несокрушимой отвагой… «как лев выступал сильно и бодро» – сравнение.)
Учитель: А теперь обратим внимание на финальные строки произведения. «И живет до сих пор Герасим бобылем в своей одинокой избе; здоров и могуч по-прежнему, и работает за четверых по-прежнему, и по-прежнему важен и степенен». Выделите ключевое слово в этом описании.
(Ключевое слово по-прежнему.)
Учитель: Как вы считаете, Герасим освободился от крепостной покорности, но стал ли он свободным, освободился ли от рабства? Кем он по-прежнему остается? (Герасим по-прежнему крепостной.)
Учитель: Может ли он стать свободным от барыни, которая так бессердечно разрушила его жизнь?
(Нет, не может; крепостное право отменили в 1861 году, а рассказ написан в 1852 году, значит Герасим останется крепостным.)
Учитель: «Му-Му» – это не просто рассказ о житейской проблеме немого человека, это был посыл Тургенева против крепостного права в России. Именно смерть собаки заставила Герасима вернуться домой, вселила ему чувство достоинства, он становится смелым и решительным, освобождается от покорности. Но даже самовольный уход Герасима не освободил его от крепостной зависимости, от рабства. Название и главный герой символизируют весь российский крепостной люд, униженный, абсолютно бесправный, но все равно безмолвно сносящий все тяготы и унижения.
Учитель: Тогда против чего направлен рассказ?
(Против крепостного права, против угнетения людей, унижения человеческого достоинства.)
Домашнее задание
Учитель: Ребята, на следующем уроке мы будем готовиться к написанию сочинения по теме: «Почему Герасима называют самым замечательным лицом дворни?». Перечитайте описание главного героя, отношение дворни к Герасиму. В тетрадях составьте план рассказа И. С. Тургенева «Муму».
Оценка работы учеников.
Восстановите последовательность эпизодов в рассказе «Муму». Поставьте номера 1-9. 1 Герасим самовольно уходит из барского дома в деревню. 2 Жизнь Герасима в доме барыни. 3 Герасим находит щенка. 4 Любовь Герасима к Татьяне. 5 Расставание с Татьяной. 6 Барыня требует уничтожить собаку. 7 Барыня решает женить пьяницу-башмачника на Татьяне. 8 Герасим подчиняется воле помещицы, утопив собаку. 9 Встреча Муму и барыни |
Восстановите последовательность эпизодов в рассказе «Муму». Поставьте номера 1-9. 1 Герасим самовольно уходит из барского дома в деревню. 2 Жизнь Герасима в доме барыни. 3 Герасим находит щенка. 4 Любовь Герасима к Татьяне. 5 Расставание с Татьяной. 6 Барыня требует уничтожить собаку. 7 Барыня решает женить пьяницу-башмачника на Татьяне. 8 Герасим подчиняется воле помещицы, утопив собаку. 9 Встреча Муму и барыни |
Восстановите последовательность эпизодов в рассказе «Муму». Поставьте номера 1-9. 1 Герасим самовольно уходит из барского дома в деревню. 2 Жизнь Герасима в доме барыни. 3 Герасим находит щенка. 4 Любовь Герасима к Татьяне. 5 Расставание с Татьяной. 6 Барыня требует уничтожить собаку. 7 Барыня решает женить пьяницу-башмачника на Татьяне. 8 Герасим подчиняется воле помещицы, утопив собаку. 9 Встреча Муму и барыни |
Восстановите последовательность эпизодов в рассказе «Муму». Поставьте номера 1-9. 1 Герасим самовольно уходит из барского дома в деревню. 2 Жизнь Герасима в доме барыни. 3 Герасим находит щенка. 4 Любовь Герасима к Татьяне. 5 Расставание с Татьяной. 6 Барыня требует уничтожить собаку. 7 Барыня решает женить пьяницу-башмачника на Татьяне. 8 Герасим подчиняется воле помещицы, утопив собаку. 9 Встреча Муму и барыни |
Восстановите последовательность эпизодов в рассказе «Муму». Поставьте номера 1-9. 1 Герасим самовольно уходит из барского дома в деревню. 2 Жизнь Герасима в доме барыни. 3 Герасим находит щенка. 4 Любовь Герасима к Татьяне. 5 Расставание с Татьяной. 6 Барыня требует уничтожить собаку. 7 Барыня решает женить пьяницу-башмачника на Татьяне. 8 Герасим подчиняется воле помещицы, утопив собаку. 9 Встреча Муму и барыни |