СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Биология. Конспект урока в 5 классе по теме "Устройство увеличительных приборов. Практическая работа «Устройство увеличительных приборов и правила работы с ними""

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Биология. Конспект урока в 5 классе по теме "Устройство увеличительных приборов. Практическая работа «Устройство увеличительных приборов и правила работы с ними""»

Предмет: биология

Дата проведения урока: Урок № Класс 5

Тема урока: Устройство увеличительных приборов. Практическая работа «Устройство увеличительных приборов и правила работы с ними»

Планируемые результаты:

- Личностные: сформировать познавательные интересы и мотивы исследовательской деятельности; заложить основы знаний о правилах работы с оптическими приборами с целью здоровьесбережения, гигиенические навыки работы с микроскопом

Предметные: изучить устройство светового микроскопа; знать назначение частей микроскопа; научиться работать с ним; ознакомиться с историей создания светового микроскопа и открытием клеточного строения организмов; убедиться в том, что живые организмы действительно имеют клеточное строение..

- Метапредметные (регулятивные, коммуникативные и познавательные универсальные учебные действия): овладение составляющими элементами методов исследований: наблюдения, проведения эксперимента, оформления результатов, нахождения информации в тексте учебника.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Оборудование урока: компьютер, телевизор, электронное приложение к учебнику

Основные понятия и термины: микроскоп, окуляр, объектив, тубус, штатив, предметный столик, зажимы, зеркало, винты, клетка.


ХОД УРОКА

  1. Организационный момент



Взаимное приветствие учеников и учителя, фиксация отсутствующих, проверка готовности учащихся у к уроку.

  1. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся.


Фронтальная беседа по вопросам:

Какой предмет вы начали изучать в этом году?

Дайте определение биологии.

Как называется оболочка Земли, в которой распространены живые организмы?

Какие сферы Земли образуют биосферу?

А какие царства живой природы существуют на Земле?

В каких средах они обитают?

А по каким признакам живые организмы отличаются от неживого?

Все ли живые организмы можно рассмотреть обычным глазом?

А чем же можно воспользоваться для этого?

Какие же увеличительные приборы вы знаете?

Что же можно рассмотреть с их помощью?

Вы все молодцы. Хорошо поработали. А сейчас мы перейдём к чему-то загадочному.

Учащиеся отвечают на вопросы.


Предмет биология.

Дают определение биологии.

Бактерии, грибы, растения, животные.

В воздушной, наземно-воздушной, водной, почвенной, организменной.

Перечисляют все признаки различий.

Нет, не все. Есть микроорганизмы, они очень малы.

Можно воспользоваться увеличительными приборами.

Мы знаем из увеличительных приборов лупу и микроскоп.

Можно рассмотреть бактерии, другие мелкие организмы.


  1. Мотивация учебной деятельности учащихся. Сообщения темы, цели, задач урока и мотивация учебной деятельности школьников.


Жизнь на нашей планете очень разнообразна. Растения, животные, грибы, бактерии – это живые организмы, которые дышат, питаются, растут, размножаются… Чтобы узнать, как протекают эти процессы, нужно изучить строение каждого органа живых существ. Для этого используют увеличительные приборы. Сегодня об одном из таких приборов – микроскопе и пойдёт речь (слайд презентации). Может кто-то из вас знает, что оно значит? Слово «микроскоп» - это комбинация двух греческих слов: «микрос» (маленький) и «скопос» (наблюдатель). Таким образом, «микроскоп» означает «наблюдатель маленького». Это прибор, использующийся для того, чтобы увидеть крошечные предметы, невидимые невооружённым глазом.

Кто же изобрёл микроскоп?

Ну что же. Давайте посмотрим презентацию


4.Восприятие и первичное осознание нового материала, осмысление связей и отношений в объектах изучения.


Лупа — самый простой увеличительный прибор. Главная его часть — увеличительное стекло, выпуклое с двух сторон и вставленное в оправу. С помощью лупы мы видим изображение предмета, увеличенное в 2-25 раз. Лупу берут за рукоятку и приближают к предмету на такое расстояние, при котором изображение предмета становится наиболее четким.

Микроскоп — это прибор, увеличивающий изображение предмета в несколько сот и даже в тысячи раз. Первый микроскоп изобрёл в XVII веке английский учёный Роберт Гук. Наиболее совершенными в то время были микроскопы, сконструированные голландцем Энтони ван Левенгуком. Его микроскопы давали увеличение до 270 раз. Современные световые микроскопы увеличивают изображение до 3600 раз. В XX веке был изобретен электронный микроскоп, увеличивающий изображение в десятки и сотни тысяч раз.




Цель работы: изучить устройство микроскопа, научиться готовить его к работе.

Ход работы.

1. Найти главные части микроскопа: увеличительные стекла, вставленные в трубку, или тубус (по латыни «тубус» значит «трубка»), окуляр ( по латыни «окулус» - «глаз»),объектив ( по латыни «объектум» - «предмет»), штатив, предметный столик, в центре которого имеется отверстие, под ним зеркало.

2. Во время работы с микроскопом необходимо соблюдать следующие правила: микроскоп поставить штативом к себе на расстоянии 5-8 см от края стола. Свет направлять зеркалом в отверстие предметного столика.

  1. Приготовить препарат, поместить его на предметный столик и предметное стекло двумя зажимами;

  2. Пользуясь винтом, плавно опустить тубус так, чтобы нижний край объектива. 

  3. Глядя в окуляр, медленно поднимать тубус, пока не появится четкое изображение предмета.

  4. После работы опустить тубус и сдать микроскоп.

  5. Зарисовать микроскоп, обозначить все части. 

Вывод

Подведение итогов урока (рефлексия) и сообщение домашнего задания.



Достигнуты ли цель и задачи урока?

Дополните предложение высказав своё мнение об уроке

Сегодня на уроке ….

Я узнал….

Я научился….

Было сложно….

Было легко….

Мне понравилось….