СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока в 6 классе по литературе.Н.Некрасов. "Железная дорога".Картины подневольного труда".

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока в 6 классе по литературе.Н.Некрасов. "Железная дорога".Картины подневольного труда".»

ТЕМА: Картины подневольного труда в стихотворении Н. А. Некрасова «Железная дорога».

Цель:  знакомство с идейно-художественным содержанием стихотворения "Железная дорога"

 - формировать навыки анализа лирического произведения,

       Развить речь учащихся, навыки самостоятельной работы; развивать чувство слова; развивать мышление и внимание.

Воспитать культуру умственного труда, любовь к художественной литературе и чтению, чувство сострадания к обездоленному русскому народу, чувство гордости за его духовную силу.

 


Благослови же работу народную и научись мужика уважать.

Н. А. Некрасов

"Сколько ж ты вытерпел, русский народ?"



Ход урока.

1. Организационный момент.Мотивация.

 

3. Слово учителя.

 История создания стихотворения.

-  Вам ни о чем не говорит дата: 1861 год? ( В этом году произошла отмена крепостного права)

19 февраля 1961г. Александр II издал манифест и Положение, отменившее крепостное право.  Официально народ был освобожден, но от последствий многовекового рабства невозможно было избавиться сразу. Некрасов считал либеральные реформы Александра обманом и высказал свое негативное отношение к реформам в таком стихотворении, как «Железная дорога». --воспоминания Н.Г.Чернышевского: «В день объявления воли я пришел и застал его в кровати. Он был  в крайне подавленном состоянии, кругом лежали разные части «Положения» о крестьянах. « Да разве это настоящая воля! - говорил Некрасов. - Нет. Это чистый обман, издевательство над крестьянами».
А спустя 3 года автор написал свое замечательное стихотворение «Железная дорога»(1864).

В этом стихотворении Некрасов воспроизводит картины строительства железной дороги между Петербургом и Москвой 1842-1852 гг. Постройкой руководил прославившийся своей жестокостью граф Петр Андреевич Клейнмихель. Стремясь поскорее закончить строительство дороги и тем самым угодить царю Николаю I, он был беспощаден к рабочим. На строительство дороги были сосланы со всех концов России десятки тысяч крепостных крестьян. Строительных машин, облегчавших труд, тогда еще почти  не было. Людям приходилось работать голыми руками, по колено в болотной воде. Жили они впроголодь в сырых и холодных землянках. Если кто отказывался от непосильной работы, его били плетьми. Не всякий мог выдержать такую тяжелую жизнь. Многие заболевали и падали, а иные тут же умирали.
Все это припомнилось Н.А.Некрасову, когда он ехал по железной дороге. Поезд весело мчался по рельсам, а Некрасов сидел и печально глядел в окно.

Как вы думаете, почему? (Он не мог забыть о несчастной судьбе тех крепостных людей, которые строили эту дорогу)


Стихотворение было опубликовано в 1865 году. Некрасов говорил, что то было время надежд, которым не суждено было сбыться.

4. Чтение стихотворения учителем.

5. Проверка первичного восприятия стихотворения.

- Какие чувства на вас навеяло это стихотворение? (Грусть, обида, жалость)
- Почему вам было грустно? (Потому что при строительстве железной дороги у крестьян были очень ужасные условия жизни, многие заболевали и умирали. Кроме того, их грабили десятники, секло начальство)

6. Работа с эпиграфом.

- Кто участвует в диалоге? (Отец и сын)

- К какой важной мысли поэт хочет нас подвести? (Истинным строителем железной дороги явился многострадальный  народ)

7. Анализ стихотворения.

- На сколько частей можно разделить стихотворение? ( На 4-е части)
- О чём говорится в первой части?  (о неторопливом рассказе поэта о картинах осенней природы, мелькающей за окнами вагона)
- А какие художественные приемы помогают создать всю прелесть осеннего пейзажа? (Эпитеты: славная осень, здоровый, ядреный воздух, лед неокрепший, речка студеная, морозные  ночи. Сравнения: лед словно тающий сахар, листья лежат, как ковер, выспаться можно около леса, как в мягкой постели)

- Поезд весело мчался по рельсам, а поэт думал думу свою. А вот какую думу думает лирический герой, мы узнаем из второй части стихотворения. О чем говорится во 2 части? (Во 2-ой части показаны страдания мужиков-строителей) 
- Как можно соотнести 1 и 2 части? Соответствуют ли они по тональности, настроению?
 ( Они как бы противопоставляются друг другу. В 1-ой части мы восхищаемся осенним пейзажем, а во 2-ой – ужасаемся картинами подневольного труда)
 - Найдите  строки, которые нас ужасают. ( «Труд этот, Ваня, был страшно громаден, не по плечу одному!» «Он - то  согнал сюда массы народные…» «Мы надрывались под зноем, под холодом…»  «Это все братья твои – мужики!»)
- Как Некрасов называет голод? (Царем)
- Какой художественный прием использует здесь Николай Алексеевич? (Метафору)
- Что же сделал голод? Найдите ответ в тексте.

(… Водит он армии; в море судами
Правит, в артели сгоняет людей,
Ходит за плугом, стоит за плечами
Каменотесцев, ткачей…)

- Какой художественный прием встретился нам здесь? ( Олицетворение)
- Какие глаголы помогают представить страшную картину подневольного труда? ( Согнал, надрывались, мерзли и мокли, болели, секли, грабили)
- Картину подневольного труда венчает и образ больного белоруса. Невозможно без сострадания читать его описание. Какие эпитеты использует поэт для описания белоруса? ( Губы бескровные, веки упавшие, спина горбатая, тощие руки, больной…)
-Что мы видим в третьей части стихотворения? ( Спор поэта и генерала)
- Каковы взгляды генерала на народ? ( Он их называет варварами, диким скоплением пьяниц)
- Он не просто так упоминает о произведениях искусства: Ватикан, Колизей, святой Стефан, Аполлон Бельведерский. Давайте обратимся к сноске в учебнике. Генерал утверждает, что все произведения искусства творят личности, а не народ. А каков взгляд генерала на воспитание детей? ( Дети должны видеть только прекрасное, а страшными картинами жизни нельзя ранить их душу)
- А вы согласны с этим? ( Ребенка нужно готовить к жизни, поэтому он должен знать об обеих ее сторонах)
- О чём четвертая часть стихотворения? ( о картине завершения строительства. Гулянье, веселье народное)


...Труды роковые кончены...

Мертвые в землю закрыты; больные

Скрыты в землянках...

– О чем свидетельствуют эти строки? (Мы видим, что труды окончены, но они повлекли за собой болезнь и смерть.)

– А какие строки, на ваш взгляд, содержат в себе нотки радости?

...С Богом, теперь по домам, – поздравляю!

Шапки долой – коли я говорю!

Бочку рабочим вина выставляю

И – недоимки дарю.

– Что такое недоимки, почему получились эти недоимки? Найдите ответ в тексте.

...Все заносили десятники в книжку –

Брал ли на баню, лежал ли больной...

– Человек был болен, но все равно должен был идти на эту каторжную работу. Это нормально? (Высказывания учащихся.)

– Картину ли радости мы видим в этой части? (Высказывания учащихся.) (Мрачную картину, вызванную долготерпимостью крестьян, осуждением грабителей)


– Прав ли К. И. Чуковский, когда говорил, что «“Железная дорога” – есть... поэма о творческом народном труде».

- Определите размер (3-х ст. дактиль- трехсложный размер стиха, в котором ударение падает на 3 слог)

Итог урока. Рефлексия деятельности.

– Мы выяснили, что болеет за свой народ поэт не случайно: доля его тяжела. Но поэт возмущен пассивностью, долготерпение народа

Однако Некрасов призывает «мужика уважать», особенно его труд, тяжелый, непосильный, изнурительный. Труд, как замечает Некрасов, тяжел, он уродует человека, но он необходим.

-О чём говорили на уроке?

– Что нового вы сегодня узнали на уроке?

- Какова тема стихотворения? (Тема: родины и судьбы народа- труженика).

- Какова основная мысль стихотворения? ( Истинный строитель дороги

народ- труженик)


Домашнее задание.

Выразительное чтение наизусть отрывка из стихотворения Н.А.Некрасова «Железная дорога».