Класс: 5
Предмет: история.
Тема: В афинском театре.
Цель: сформировать представление об афинском театре в Древности.
Задачи: развить умение анализировать и делать выводы, привить интерес к изучению истории Древнего мира, рассмотреть пункты плана урока.
Планируемые результаты обучения
Личностные: - проявление понимания и уважения к ценностям культур других народов; принятие правил делового сотрудничества: сравнение разных точек зрения; умение считаться с мнением другого человека; формирование познавательного интереса.
Познавательные метапредметные: - уметь определять тему урока и формулировать цели; уметь анализировать, сравнивать, сопоставлять, обобщать, классифицировать; уметь аргументировано отстаивать свою точку зрения; уметь выстраивать цепочку логических рассуждений; уметь формулировать затруднения и намечать пути преодоления этих затруднений.
Коммуникативные метапредметные: - готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира; духовно – нравственное приобщение;
Предметные: - понимать особенности развития древнего театра; применять приёмы работы с историческими документами, понятиями.
Краткое учебное содержание
Организационный момент (Приветствие, готовность к уроку)
Актуализация знаний.
Сравните афинскую и современную школу.
Ответы
- учили писать, считать, читать, музыка, рисование, учили стихи
- каникулы
- праздничные дни, в которые не посещали школу
- уровни образования (начальное, среднее, высшее)
III. Постановка учебной задачи:
- Сегодня нас ждет увлекательное путешествие. Послушайте стихи и попробуйте догадаться, о чем пойдет речь на уроке.
Уж полон зал. Вот-вот начало,
Надет костюм, наложен грим.
И ты готов, к восторгу зала,
К нему прийти совсем уже другим!
Оваций шум и крики «Браво!»
Приятны, что уж там таить?!
Но всё же главное – не слава,
Когда выходишь ты на сцену жить!
В нем женщины, мужчины – все актеры.
У них свои есть выходы, уходы,
И каждый не одну играет роль…
- Догадались, о чем идет речь? Афинский театр.
План урока
1. История возникновения театра.
2. Здание театра, актёры и хор.
3. На представлении трагедии и комедии.
- Для решения этих задач сформулируем проблему:
В чем отличие древнегреческого театра от современного? Что общего между современным и древнегреческим театрами?
IV. Освоение новых знаний и способов действий
История возникновения театра.
Громкое чтение учебника.
Здание театра, актёры и хор
В греческих городах с конца VI в. до н.э. начинают строить для театральных представлений специальные сооружения.
Театр – по-гречески «Место для зрелищ».
Учитель: «Давайте узнаем, как выглядел древнегреческий театр, из каких же частей он состоял?
Историками найден план древнегреческого театра, но названия частей театра стерты временем. Предлагаю вам роль исследователей.
И работать вы будете в группах. Я предлагаю вам объединиться в группы».
Задание – прочитать документ. Объяснить, что означает данный элемент театра и указать правильное его расположение на схеме, которая размещена на доске. Ответить на предложенные вопросы. Выполнить задание необходимо в течение 5 минут.
Задания для работы в группах
1 группа
- Каково назначение мест для зрителей?
- Подпишите часть театра на картинке.
- Кто мог присутствовать на представлении?
2 группа
- Каково назначение орхестры?
- Подпишите часть театра на картинке.
-Кого изображали актеры театра?
3 группа
- Каково назначение скене?
- Подпишите часть театра на картинке.
- Расскажите об участниках представления.
«Основные элементы древнегреческого театра».
В V в. до н. э. в Греции сложился устойчивый тип театрального сооружения, характерный для всей эпохи античности. Театр имел три главные части: орхестру, места для зрителей - театрон и скене.
Одна часть театра – театрон (древнегреческое слово - смотреть)- места для зрителей - разделялась проходами на секции, напоминающие клинья. В первом ряду сидели почетные гости: жрецы Диониса, стратеги, победители Олимпийских игр. Остальные места были платными: на «билете» из свинца или обожженной глины буквой указывалась секция, где разрешалось занять любое место. Чтобы сделать посещение театра доступным даже беднейшим гражданам, государство в Афинах выдавало деньги для покупки входных билетов. Это были «зрелищные деньги». Большую часть зрителей составляли мужчины граждане и приезжие греки. Женщины, постоянно занятые домашними делами, посещали театр значительно реже мужчин. Рабы попадали в театр только в качестве слуг, сопровождавших господ.
Другая часть театра – орхестра - круглая или полукруглая площадка, посередине которой находился жертвенник или статуя Диониса. На орхестре выступали актеры и хор. Без песен и танцев не проходило ни одно представление. Участники хора в зависимости от содержания спектакля изображали или друзей главного действующего лица, или горожан, или воинов. Здание театра имело форму огромной чаши, которая усиливала звуки, человеческий голос. Если бросить монету в центре сцены, звон её будет слышен на самых дальних скамьях
Третья часть театра называлась скене. Это была примыкавшая к орхестре постройка. К ее стене прикрепляли разрисованные доски или полотнища, изображавшие то вход во дворец, то портик храма, то берег моря. Внутри скене хранились костюмы и маски актеров.
- Сейчас послушаем выступление групп. Узнаем, какую информацию они получили. Выступления учащихся.
Чтобы не сидеть на самом верху, греки шли в театр еще до рассвета. Брали с собой узелок с пирожками и фляжку с вином, теплый плащ, подушечку, которую подкладывали под себя на каменную скамью. Театр редко бывал полупустым. Ведь это было главное зрелище для греков наряду с олимпийскими играми.
- Какие особенности Древнегреческого театра вы можете назвать?
Греческие театры были под открытым небом. Они вмещали тысячи зрителей. Театр Диониса в Афинах вмещал 17 000 зрителей.
Главные театральные представления проводились в марте, кроме того, устраивались в декабре и январе.
Театральные представления начинались часов в семь утра и продолжались до захода солнца 3 дня подряд. Ставили подряд по 5 представлений.
Видео «Об актерах» (3 минуты)
Вопросы к видеофрагменту:
1. Кто мог стать актером? (только мужчины)
2. Сколько актеров можно было увидеть на сцене?(3)
3. Почему труд актера считался нелегким? (постоянные упражнения, поиск жестов)
4. Какие элементы помогали рассказать о персонаже? (маски, костюмы, цвет ленты)
5. Что такое котурны? Для чего они нужны были актеру? (обувь на очень высокой подошве, быть выше)
6. Каким образом зрители выражали свои эмоции после просмотра спектакля? (аплодисменты, камни)
Трагедии и комедии
- Какие были виды представлений? В чем их различие? (работа с учебником)
В греческом театре было 2 главных жанра представлений – трагедия и комедия.
«Трагедия» с греческого языка значит «песнь козлов». Чем можно объяснить происхождение этого странного названия? Трагедиями назывались представления серьезного содержания, это подвиги героев мифов, часто кончавшиеся гибелью действующих лиц. Трагедии греки отдавали предпочтение. Примером греческой трагедии может служить трагедия Эсхила «Прометей прикованный».
Другим популярным театральным жанром была комедия – веселое, смешное произведение, от греч. «комос» - веселое шествие. Комедия - произведение, изображающее такие жизненные положения и характеры, которые вызывают смех. В комедии действующими лицами являлись обычные люди, современники автора и зрителей.
В дни театральных представлений проводился конкурс среди авторов и актеров на лучшее произведение.
Особенно понравившихся актеров и авторов награждали неожиданным образом – им дарили козла (почему?), амфору с вином (почему?), аплодисменты.
Для греков представления являлись событием государственного значения. Для них это было не просто развлечение, но что-то вроде праздничного религиозного обряда. Зритель был наивен и впечатлителен. Несчастья героев трагедии заставляли его рыдать. Если актёр высказывал благородные мысли, раздавались нескончаемые аплодисменты. И наоборот, безнравственным и подлым героем спектакля возмущались так сильно, что переставали отделять актёра от роли.
V . Закрепление знаний и способов действий
УЗНАЛ
- Проверим, насколько хорошо вы работали на уроке и усвоили полученную информацию.
Текст с ошибками
Задание: прочитать текст и исправить ошибки, допущенные в тексте
«Рассказывают, что Аспасия, жена стратега Перикла, в молодости любила исполнять роль Антигоны в афинском театре. Афинянам нравилась игра Аспасии. Завершив свои дневные дела, каждый вечер спешили они в театр, чтобы успеть к началу представления. Однажды раньше всех пришли подруги Аспасии. Заплатив за билеты, они сели в первом ряду около самой орхестры. Сделали они это для того, чтобы хорошо видеть лицо Аспасии во время театрального действия. Однако пошел сильный дождь, сквозь дырявую крышу театр залило водой, и представление пришлось прервать. Аспасия была так огорчена, что больше никогда не выступала в афинском театре».
Учащиеся работают в группах, находят ошибки. Устные ответы.
Сравнить древнегреческий театр и современный
Ответы
- Что мы изучали на уроке?
- Справились с поставленными задачами?
- Составить синквейн по теме.
VI. Диагностические материалы для оценивания результатов обучения
- На ваших партах лежат безликие маски, я хочу, чтобы вы с их помощью оценили свою работу на уроке и то, насколько хорошо вы усвоили материал урока. Маску трагедии нарисуйте, если вам что-то на уроке было непонятно и работали вы плохо, маску комедии – если считаете, что на уроке работали хорошо и тему усвоили на «отлично».
VII. Домашнее задание
§39, написать рассказ от лица грека, который целый день провел в театре (дополнительно)