СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока: "В королевстве русской словесности"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока: "В королевстве русской словесности"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока: "В королевстве русской словесности"»

5 класс

Тема: В королевстве русской словесности. 

Цели:1. Дать понятие слову словесность;

2. развивать устную речь учащихся:

3. Воспитывать интерес к предмету.

Ход урока

І. Психологический настрой

ІІ. Формирование новых понятий и способов деятельности

В истории художественного развития человечества сре­ди различных видов искусства - музыки, живописи, гра­фики, скульптуры и других - особое место занимает ис­кусство слова. Оно зародилось в глубокой древности, когда люди начали производить орудия труда и стали мыслящими существами, когда возникла членораздельная речь. Речь -необходимое, но не единственное условие развития словес­ного искусства.

Люди рано осознали силу слова, его способность воздей­ствовать на окружающих. С самого начала слово было сред­ством закрепления в памяти и передачи знаний и опыта лю­дей, и в то же время оно было чем-то таинственным, требую­щим глубокого уважения, почтительного отношения и осто­рожности. Магическая сила слова заключается в его способ­ности вызывать представления, образы. При произнесении слова в воображении появляются люди, предметы, далекие или вовсе не существующие. Весь многовековой опыт наро­да, его поэтическое восприятие природы содержатся в языке, в словах.

Многие писатели и поэты размышляли о значении слова в жизни человека. Так, поэт начала XX века Николай Гуми­лев подчеркивал его магическое воздействие:

В оный день, когда над миром новым Бог склонял лицо свое, тогда Солнце останавливали словом, Словом разрушали города.

И орел не взмахивал крылами, Звезды жались в ужасе к луне, Если, точно розовое пламя, Слово проплывало в вышине.

     Писатель Константин Паустовский в статье «Алмазный язык» пытался объяснить действие слова на наше воображе­ние: «Очевидно, слово нам кажется поэтическим в том слу­чае, когда оно передает понятие, наполненное для нас поэти­ческим содержанием... Само звучание такого простого слова, как «зарница», как бы передает медленный ночной блеск да­лекой молнии».

Используя эту особенную власть образного слова, все древ­ние виды словесного искусства запечатлевали мир в художе­ственных образах и создавали воображаемую картину.

Искусство слова по-другому называют словесностью. Словесность - это творчество, выражающееся в устном и письменном слове.

Существуют два вида словесности: устная словесность -совокупность устных словесных произведений, созданных народом (миф, фольклор), и письменная - литература (от латинского ИНега - буква, написанное) - рукописные и печатные произведениянакопленные человечеством за всю историю его существования.

Литература подразделяется на художественную, доку­ментальную, научную, деловую и т. д. Но именно художе­ственную литературу чаще всего относят к словесности, на­зывают «изящная словесность» (во французском языке бел­летристика (ЪеИез-Шггез) - изящная словесность).

Литература бывает переводной и оригинальной. Благода­ря переводам лучшие произведения мировой литературы ста­новятся достоянием русскоязычного читателя, а русские пи­сатели, усвоив мировые художественные традиции, создают самобытные произведения, которые также могут быть пере­ведены на языки других народов. Так, например, произведе­ния А. С. Пушкина стали известны в казахской степи в пере­водах Абая. Любимые вами сказки о Красной Шапочке и Золушке, Дюймовочке и Русалочке написаны французским писателем Шарлем Перро и датским сказочником Хансом Кристианом Андерсеном. Вы с детства знакомы с оригиналь­ными (т. е. подлинными, не скопированными) сказками А. С. Пушкина, В. А. Жуковского, которые хорошо знали фольклор. А в 4-м классе вы узнали, что в оригинальных про­изведениях древнерусской литературы присутствуют моти­вы, приемы устного народного поэтического творчества и книжной переводной литературы.

Писатель Константин Паустовский в статье «Алмазный язык» пытался объяснить действие слова на наше воображе­ние: «Очевидно, слово нам кажется поэтическим в том слу­чае, когда оно передает понятие, наполненное для нас поэти­ческим содержанием... Само звучание такого простого слова, как «зарница», как бы передает медленный ночной блеск да­лекой молнии».

Используя эту особенную власть образного слова, все древ­ние виды словесного искусства запечатлевали мир в художе­ственных образах и создавали воображаемую картину.

Искусство слова по-другому называют словесностью. Словесность - это творчество, выражающееся в устном и письменном слове.

Существуют два вида словесности: устная словесность -совокупность устных словесных произведений, созданных народом (миф, фольклор), и письменная - литература (от латинского ИНега - буква, написанное) - рукописные и печатные произведениянакопленные человечеством за всю историю его существования.

Литература подразделяется на художественную, доку­ментальную, научную, деловую и т. д. Но именно художе­ственную литературу чаще всего относят к словесности, на­зывают «изящная словесность» (во французском языке бел­летристика (ЪеИез-Шггез) - изящная словесность).

Литература бывает переводной и оригинальной. Благода­ря переводам лучшие произведения мировой литературы ста­новятся достоянием русскоязычного читателя, а русские пи­сатели, усвоив мировые художественные традиции, создают самобытные произведения, которые также могут быть пере­ведены на языки других народов. Так, например, произведе­ния А. С. Пушкина стали известны в казахской степи в пере­водах Абая. Любимые вами сказки о Красной Шапочке и Золушке, Дюймовочке и Русалочке написаны французским писателем Шарлем Перро и датским сказочником Хансом Кристианом Андерсеном. Вы с детства знакомы с оригиналь­ными (т. е. подлинными, не скопированными) сказками А. С. Пушкина, В. А. Жуковского, которые хорошо знали фольклор. А в 4-м классе вы узнали, что в оригинальных про­изведениях древнерусской литературы присутствуют моти­вы, приемы устного народного поэтического творчества и книжной переводной литературы.

Два вида словесности - устная (миф и фольклор) и письменная (литература) — живут и развиваются в по­стоянном взаимодействии друг с другом, как две могучие вет­ви дерева, которые произрастают из одного корня - слова.

ІІІ. Закрепление пройденного материала

1. Каким свойством в древности обладало слово?

 2. Прочитайте стихотворение Н. Гумилева. Когда, в какие времена словом можно было останавливать солнце и разрушать города? И можно ли было? Посмотрите материал учебника на стр. 16-19. Найдите слово-отгадку ко второй строфе. Какой образ может стать вам подсказкой? Какая картина возникает в воображении, когда вы читаете это стихотво­рение? Нарисуйте иллюстрацию к нему.

3. Прокомментируйте строки драматурга XIX века Александра Сер­геевича Грибоедова «Злые языки страшнее пистолета» и поэта конца XX века Александра Кушнера «Любовь, уступчивость, боязнь обидеть сло­вом, ведь слово колется, как шарфик шерстяной». О какой силе слова говорят эти строки? Вспомните случаи, когда слово вас ранило или дари­ло радость.

Что такое словесность? Какие ее виды вы знаете?

Какую литературу называют изящной словесностью?

Какова роль переводной литературы?

Домашнее задание