СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "В царстве грибов"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока в 3 классе. "В царстве грибов"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "В царстве грибов"»

Конспект урока по теме «В царстве грибов»

Цель урока: формировать понятия «грибы», «царство грибов». Актуализировать и упорядочить знания детей о классификации грибов; дать представления о грибах

Задачи:

Метапредметные– совершенствовать информационно-коммуникативные умения (поиск информации в источнике, развернутое обоснование своей позиции, приведение системы аргументов, анализ и редактирование текста).

Регулятивные УУД: принятие и сохранение учебной задачи; планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, понимание выделенных учителем ориентиров действия в учебном материале.

Коммуникативные УУД: участие в игровых ситуациях, в работе парами, умение договариваться, приходить к общему решению; использование в общении правил вежливости.

Личностные УУД: Проявление положительного отношения к познавательной деятельности, интереса к учебному материалу

Оборудование: презентация, карточки

Ход урока:

  1. Организационный момент

  2. Актуализация знаний.

- Вспомните, какая бывает природа? (Живая и неживая)

- Что относится к неживой природе? (Вода, воздух, Солнце)

- А что относится к живой природе? (Животные, растения, грибы)

- Назовите признаки жизни. (Питание, движение, дыхание, рост и развитие, смерть)

  1. Самоопределение к деятельности.

- Отгадайте загадку:

Корешок оставил.

Сам на свет явился,

Шапочкой прикрылся.



- Что это? (это гриб). Верно. Речь пойдет о грибах.

-Итак, тема нашего урока «В царстве грибов»

  1. Работа по теме урока.

- Сегодня на уроке мы совершим путешествие в лес, в особое царство природы. Мы должны выяснить с вами где, когда и как надо собирать грибы, какие из них съедобные и несъедобные и что дальше делать, если отравился грибами. Будьте очень внимательны.

- Скажите, грибы относятся к живой или неживой природе? (К живой.)

– Почему? (Рождаются, развиваются, размножаются, умирают.)

- Существует даже целая наука, посвященная её изучению. Она называется “микология”. Слайд На доске: микология (“микос” – гриб, “логос” – наука).

- Сейчас мы с вами побудем микологами – проведем исследование. Для проведения исследования предлагаю поработать в малых группах.

- У каждой группы есть информационные тексты для изучения и пошаговая инструкция к ним.

- Инструкцию будет читать один человек, и задавать вопросы группе. Этого человека вы выберите сами. Он же будет отвечать.

- В конце исследования вам нужно будет поделиться информацией.

- Для правильного ответа используйте карточку  «Помощник ответа»

Обмен информацией.

1 группа

Грибы, которые мы обычно видим в лесу, состоят из шляпки и ножки. А под землей от ножек тянутся в разные стороны тонкие белые нити. Это грибница – подземная часть гриба. Шляпка и гриб образуют плодовое тело.

Вопрос: 1. Из каких частей состоит гриб? Подпишите части гриба

План – ответ.

Мы выяснили, что гриб имеет следующие части:

1)

2)

3)

Шляпка и гриб образуют…

2 группа

Грибы не могут сами производить для себя питательные вещества, как растения. Они поглощают питательные вещества из находящихся в почве мертвых растений и животных.

Вопрос: где берут питательные вещества растения и почему?

План-ответ.

Мы узнали, что грибы не могут сами вырабатывать …….. .

3 группа

Некоторые грибы добывают пищу из остатков растений и животных, находящихся в пне или в почве, или получают её с помощью корней деревьев. Нити грибницы срастаются с корнями деревьев. Так грибы и деревья вместе добывают питание. Деревья дают грибам питательные вещества, сахар, а грибы помогают корням всасывать воду с растворёнными в ней минеральными солями.

Вопрос: чем питаются грибы.

План-ответ

В ходе исследования мы узнали, что грибы питаются ………. и ……… .

4 группа

Грибы часто растут под деревьями. Грибам нужна влага и тепло, если будет сухо или холодно, то грибы не вырастут! Это проверено временем... Для роста грибов должен пройти тёплый летний дождик (он так и называется - грибной дождь) и ночи должны быть тёплые, обязательно... Даже для роста осенних грибов, когда необходим тёплый дождь и хотя бы немного утреннего солнца. Если эти условия не соблюдены, тогда и грибов не будет.

Вопрос: что нужно для того, чтобы росли грибы?

План - ответ:

Для  нормального роста грибов нужны …….. и ……..

Вывод: (Слайд)

1. Имеет шляпку, ножку, грибницу.

2. Не могут сами вырабатывать питательные вещества.

3. Питаются останками живых существ.

4. Питаются солями из почвы.

5. Для нормального роста нуждаются в тепле и влаге.

6. Самостоятельно не передвигаются.

- Существует 120 000 разновидностей грибов. При этом человеку нужны примерно 500 видов. Вы все ходите в лес за грибами, скажите мне:

-А какие грибы вы знаете? Отгадайте загадки. Скажите, какой гриб, под каким деревом растет?

1.Этот гриб живет под елью,

  Под её огромной тенью,

  Мудрый бородач, старик,

  Житель бора - …(боровик или белый гриб)

2.Под осиной – мужичок,

   На нем  - красный колпачок. (Подосиновик)

3.Под березкой серый гриб

    На одной ноге стоит. (Подберезовик)

4.Под сосной стоят ребятки,

Очень липкие - …(маслятки или сосновики)

-Как связаны грибы с деревьями? (Ответы ребят)

– Многие грибы очень дружат с определенными деревьями и кустарниками и обычно селятся под ними. Так, белый гриб мы чаще всего находим в ельниках, сосновых борах, в дубовых лесах, рыжики – под соснами и елями.

Такая «дружба» выгодна и грибу, и дереву. Грибница гриба оплетает корни деревьев и получает от них готовый сахар. Гриб же дает дереву питательные вещества, которые он берет из почвы. Часто гриб не может существовать без дерева. Если грибницу белого гриба перенести на грядку, то плодовое тело образовываться не будет, потому что рядом нет сосны или ели.

-А кому грибы нужны ещё и зачем? (Предположения)

Да, действительно, почти 150 представителей этого царства употребляются людьми в пищу. Шляпочные грибы очень питательны. Содержат витамины, белки и другие полезные микроэлементы. А ещё грибы – лекари. Заболевшие лоси лечатся мухоморами.

-Почему у этого гриба такое название? (Предположения)

Этими грибами в народе издавна морили мух в жилищах. Кроме этого грибы - лесные санитары. Они довольно быстро заселяют пни, перерабатывают мертвую древесину и очищают лес.

Грибы важны и для людей, и для животных, и для деревьев. Поэтому к ним надо относиться бережно. Некоторые виды грибов внесены в Красную Книгу России и нуждаются в особой охране.

- В учебнике на стр.113 есть изображения грибов, занесенных в Красную книгу России. Назовите эти грибы. Слайд №19

- Мы любим ходить в лес за грибами.

-Но какие грибы можно собирать, а какие – нет? (Съедобные и несъедобные)

-Назовите представителей этих групп.

Посмотрите на рисунок стр. 115.

 -Они похожи?

-Как различить съедобные грибы от несъедобных?

-Хотите знать точно? Прочитайте текст на с. 114 и запомните отличия.

-Что же вы узнали? (Ответы ребят)

К ядовитым грибам относится и мухомор.

-  Кто знает, как правильно собирать грибы, чтобы они не исчезли с лица Земли?

- Сейчас вы будете работать в парах. Подумайте, какие правила нужно соблюдать при сборе грибов?

(слайд) Презентация на большом экране: 

  1. Собирай только те грибы, которые хорошо знаешь. Ведь среди грибов немало ядовитых.

  2. Когда ищешь грибы, не разрывай и не раскидывай в стороны листву, мох. Грибница, оказавшись под лучами солнца, может высохнуть и погибнуть.

  3. Чтобы не повредить грибницу, лучше всего срезать грибы ножиком. (Лучше, даже гриб выкручивать, чтобы не повредить грибницу)

  4. Не надо брать старые грибы. В них может быть опасный для человека яд.

  5. Нельзя собирать грибы возле шоссейных дорог и промышленных предприятий, в городских скверах. В этих грибах накапливаются вредные вещества, которые выбрасывают в окружающую среду автомобили и предприятия.

  1. Рефлексия.

- Сейчас я предлагаю каждому из вас вспомнить, как он работал в группе, т.е. какой вклад внес при работе в группе и отметить результат своей работы на шкале

верхняя – активно работал

нижняя – пассивно работал

Поднимите руки, те, кто оценил себя на высоком уровне.

  1. Итог урока.

– Что вы запомнили сегодня на уроке? (Грибы бывают съедобные и несъедобные. Грибы состоят из шляпки, ножки, грибницы. Грибница – это подземная часть гриба. Она нужна для питания гриба и деревьев, с которыми связана. Грибы питаются остатками растений, превращая их в перегной.)

- Скажите, к живой или неживой природе относятся грибы? (К живой.)

 - Какие бывают грибы?

– Съедобные и несъедобные.

– Назовите съедобные грибы. (Белый гриб, опята, лисички, подберёзовики и т.д.)

– Несъедобные грибы. (Мухомор, ложноопёнок, бледная поганка.)

  1. Домашнее задание

Учебник с.112-117