Конспект урока по теме «Виды корней и строение корневых систем».
Цель урока: сформировать представление о роли корня в жизни растений, разнообразии корней и корневых систем
Задачи: формирование понятий – корневая система, главный корень, боковые корни и придаточные корни, мочковатая и стержневая корневая системы, корневой чехлик, корневые волоски, верхушка корня, зоны корня; знакомство с особенностями строения зон корня и функциями корня, выявление взаимосвязи между ними;
Развивающие: продолжить формирование навыков работы с биологическими терминами, развитие навыков читательской грамотности (умений выделять главное, сравнивать, сопоставлять, интерпретировать факты, преобразовывать текстовую информацию в другие формы)
Воспитательные: формирование информационной культуры, культуры общения и рефлексивных качеств личности; формирование коммуникативной компетентности.
Планируемые результаты:
Предметные: знание особенностей строения корня в связи с выполняемыми функциями, видов корней и типов корневых систем; умение различать на таблицах и рисунках виды корней, типы корневых систем и зоны корня, знание особенностей строения и функций каждой зоны корня, знание особенностей строения растительных тканей, входящих в состав корня.
Метапредметные:
Познавательные УУД: умение выбирать наиболее эффективные способы решения познавательных задач, делать выводы на основе полученной информации, устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками.
Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников, применение полученных знаний в практической деятельности.
Регулятивные УУД: умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения, умение представлять результаты работы.
Коммуникативные: умение воспринимать информацию на слух, строить эффективное взаимодействие с одноклассниками при выполнении совместной работы.
Личностные: понимание сложности строения корня и корневых систем на основании знаний о выполняемых ими функциях, понимание причин возникновения видоизменений корней на основании знаний о функциях, которые они выполняют.
Формы организации учебной деятельности:
Работа с рабочими листами, работа в парах, самостоятельная работа, фронтальная беседа, работа с учебником, текстом, кроссвордами, криптограммой, рисунками, с гербарием, рефлексия.
Материалы и оборудование: смарт-доска, презентация к уроку, рабочие листы на каждого учащегося (представлены в 2-х вариантах, т.к. задания несколько отличаются), учебники.
Тип урока: урок «открытия новых знаний».
Орг.момент.
Актуализация опорных знаний
Мотивация и целеполагание
Изучение нового знания
Применение (выполнение заданий на формирование навыков читательской грамотности)
Рефлексия
Домашнее задание
Оргмомент. Приветствие.
Актуализация опорных знаний.
Ребята, давайте вспомним:
- Какие органы растений вам известны?
- Как устроены семена?
- Какой орган зародыша появляется первым из семени?
- Посмотрите, как изменился проросток за неделю! Какая часть развилась больше остальных?
- Случайно ли я показала вам проросток? О чём сегодня пойдёт речь, как вы думаете? (о корне)
Мотивация и целеполагание
- Почему букеты в вазах долго не стоят? (не хватает питания, нет корней)
- Достаточно ли нам знать только эту информацию, чтобы судить о роли корня в жизни растений?
Какую цель поставим?
4-5.Изучение нового материала. Применение нового материала.
Пояснение: изучение нового материала идёт одновременно в заполнением рабочих листов.
-При описании функций корня возникают ассоциации: ЯКОРЬ, СУНДУК, НАСОС.
А чтобы их объяснить, обратимся к статье в тексте учебника «Функции корня».
Обратимся к вашим рабочим листам и выполним задание 1.
Недавно мы с вами изучали строение семян. Часть из них сохранились и за несколько недель существенно изменились внешне – из них появились ростки. Посмотрите на проростки.
- Одинаковы ли корни у одного проростка?
- Значит, корни отличаются – причём, не только внешне.
Давайте из текста учебника узнаем, какие бывают корни, и выполним задание 2 в РЛ.
- Все корни одного растения образуют корневую систему.
- Различаются ли корневые системы фасоли (посмотрите на проросток) и, например, репчатого лука? Обратимся к рисунку 4 и тексту учебника (с.13-14).
- Все корни одного растения образуют корневую систему. А какие они бывают?
Пользуясь текстом, составьте схему «Типы корневых систем» (задание 3 в РЛ).
Давайте посмотрим, насколько хорошо вы поняли изученное (распознавание на рисунках (слайдах) разных типов корневых систем).
- Растения обитают в самых разных природных зонах! Как вы полагаете, будут различаться корневые системы у растений, обитающих, например, в пустыне и тундре? Почему?
Сравните типы корневых систем и найдите по одному сходству и отличию (задание 4 в РЛ).
А теперь подведём промежуточный итог и обобщим то, что узнали к этому моменту. Итак:
Корень – это….
Главный корень –
Боковые корни –
Придаточные корни –
Корневая система –
Функции корня -
- Но как же один корень может выполнять такие разные функции? В чём его секрет? (разбор внутреннего строения корня с использованием презентации).
А теперь обратимся к тексту «Строение корня» и выполним задание 5 в РЛ (изображение рисунков на экране).
- Какой из рисунков наиболее полно соответствует содержанию этого текста?
- Какая структура защищает молодой корешок от повреждений? Где у него верхушка, где основание?
- Какой частью растёт корень?
- Для чего нужны корневые волоски?
Составьте логическую цепочку из зон корня в соответствии с заданием 6 в РЛ.
Корни растут в течение всей жизни растения. Но всегда ли растению нужны длинные корни? Вспомните, какой частью корень растёт? Что произойдет если верхушка корня повредится? Люди, которые занимаются выращиваем рассады, делают это намеренно – так можно управлять развитием корневой системы. Все свои догадки изложите в задании 7 в РЛ.
6. Подведение итогов. Рефлексия
Что вы сегодня узнали?
А нужна ли почва растениям?.... (предположения)
Ребята, существует особый способ выращивания растений без почвы – ГИДРОПОНИКА, которым часто пользуются и в лабораториях, и в промышленных теплицах. При таком способе выращивания контейнеры с растениями погружают корнями в питательный раствор, и растения растут как обычно.
Так без чего же не может обойтись растение – без почвы или без корней? Каким будет ваш ответ?
7.Домашнее задание. Изучить п.2-3, заполнить таблицу по строению зон корня в тетради
Литература:
1. Банк заданий для формирования функциональной грамотности ФИПИ
2. Материалы, расположенные в открытом доступе в системе Интернет