СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока внеклассного чтения на тему: "Необычное в обычном"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познакомить с творчеством русского писателя – публициста, с доступными произведениями А. И. Солженицына. Совершенствовать навыки выразительного чтения. Воспитание любви к Родине, бережного отношения к природе, внимательного отношения ко всему окружающему.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока внеклассного чтения на тему: "Необычное в обычном"»

Тема: Необычное в обычном.

Александр Исаевич Солженицын. (1918 – 2008 гг.)

Цель: Познакомить с творчеством русского писателя – публициста, с доступными произведениями А. И. Солженицына. Совершенствовать навыки выразительного чтения. Воспитание любви к Родине, бережного отношения к природе, внимательного отношения ко всему окружающему.

Оборудование: журналы, книги, газеты, рисунки.

(доска) Заседание клуба «Литературный трамвайчик».

(доска!) Без малодушной укоризны

Пройти мытарства трудной жизни,

Измерить пропасти страстей,

Понять на деле жизнь людей,

Прочесть все чёрные страницы,

Все беззаконные дела…

И сохранить полёт орла

И сердце чистой голубицы…

Людей изведать – и любить!

Тарас Шевченко


  1. Вводная часть.


- Ребята, начинаем очередное заседание клуба «Литературный трамвайчик». Все члены нашего клуба приготовили визитные карточки. Каждый нашёл и выучил стихотворение, в котором главной мыслью является любовь к Родине, родной природе.

- А вот как быть с гостями клуба? Им очень захотелось поприсутствовать на заседании нашего клуба, а визиток у них нет.

- Ну ничего я им помогу. Уважаемые гости! Я прочитаю строки из стихотворения, а вы должны угадать автора этих строк.


«…Ночевала тучка золотая

На груди утёса – великана;

Утром в путь она умчалась рано,

По лазури весело играя;…»

(«Утёс», М. Ю. Лермонтов)


«Белая берёза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром…»

(«Берёза», С. А. Есенин)


«…Вот север, тучи нагоняя,

Дохнул, завыл – и вот сама

Идёт волшебница зима…»

(А. С. Пушкин)

- Замечательно, уважаемые гости, вы представили себя прекрасными знатоками русской поэзии.

- А теперь давайте послушаем членов нашего клуба, что они нам расскажут.

Выступления детей.

- Молодцы, ребята, замечательные вы подготовили визитки.

- Сегодня мы продолжим разговор на начатую вами тему Родины, природы, свободы.

Сегодня мы поищем необычное в обычных рассказах, автором которых является очень интересный человек. Это Александр Исаевич Солженицын.

Эпиграфом я взяла стихи известного украинского поэта Тараса Григорьевича Шевченко. Хотя Т. Г. Шевченко жил в прошлом веке и не был знаком с А. И. Солженицыным, но эти стихи, как мне кажется, очень подходят к жизни и деятельности удивительного человека – писателя А. И. Солженицына.

Читаю с доски стихотворение.

(поясняю)

- Александр Исаевич Солженицын родился в 1918 году в городе Кисловодске.

В том же году отец погиб от несчастного случая. Мать, в войну окончившая высшие голицынские курсы в Москве, после революции стала стенографисткой и поселилась с сыном в Ростов – на – Дону. Там Солженицын кончил среднюю школу, затем физико – математический факультет университета и ещё до Великой Отечественной войны успел пройти два курса литературного факультета. Осенью 1941 года ушёл на войну, в 1942 году закончил военные курсы в Костроме. Затем был назначен командиром разведывательной батареи. И так он прослужил непрерывно на разных фронтах почти до конца войны. В самом конце Александра Исаевича арестовали за очень вольные высказывания, за то что он не соглашался с некоторыми порядками заведёнными в армии. Его на целых 8 лет сослали в лагеря для арестованных. В марте 1953 года он навесно был сослан в Казахстан. Там он работал – преподавал математику, физику, астрономию. Через 3 года, в 1956 году, ссылку с него сняли и он возвратился в Россию. Работал во Владимирской области, в сельской школе, а затем переехал в Рязань. Александр Исаевич везде и всегда писал. Писал он о нашей Родине, о том, сколько у нас несправедливого, плохого, о тяжёлой доле политических заключённых, о том как трудно живётся простому человеку, о том, что русский народ заслуживает более светлой и счастливой жизни.

И вот в 1974 году Александр Исаевич Солженицын нашими властями был обвинён в измене родине и выслан за границу. С 1976 года он жил в США, в штате Вермонт. Был женат, у него трое сыновей.

Александр Исаевич приезжал в Россию, вернее он объехал её с востока на запад за семь недель. Везде он встречался с людьми, беседовал, огорчался, радовался и думал как же можно помочь России, русскому народу. По телевидению показывали встречу с Александром Исаевичем Солженицыным и его женой, где они рассказывали о том, что им удалось написать и издать, пока они жили за границей.

Сейчас произведения Александра Исаевича печатаются в журналах, их можно прочитать в книгах. Названия очень серьёзные: «Иван Денисович», «Архипелаг ГУЛаг», «В круге первом», «Раковый корпус», фундаментальный труд «Красное колесо», все они для взрослых людей.

- Сегодня мы с вами должны будем разглядеть и понять необычное в том обычном, о чём пишет Александр Исаевич в своих маленьких рассказах.


II. Работа с книгой.


  1. Откройте хрестоматию на странице 317. «Час души».

- Я прочитаю рассказ «Утёнок», а вы слушайте внимательно и попробуйте найти самое важное место в этом рассказе.

- Если это место самое главное, важное, значит этим предложением выражена главная мысль произведения.

- Ребята, как вы думаете, что ещё не может сделать своими руками? (Голубое небо, воздух, солнце, цветы, животных, деревья…)

- Так, если человек не сможет это сделать, не может сотворить такое чудо, как природа, как же тогда надо относиться ко всему что нас окружает?

(Беречь природу, любить всё, что нас окружает)

- И если любить и беречь всё, что нас окружает – это и значит любить свою Родину, а Родина – это и берёзка под окном, и травинки, и лавочки и наша школа.


2. А теперь скажите мне, пожалуйста, кого и что вы любите больше всего на свете (только не про еду)?

- К кому и куда вы спешите, когда вам очень плохо?

- А теперь прочитайте рассказ «Костёр и муравьи» и если у вас возникнут вопросы задайте их мне.

- Вы заметили что – нибудь необычное в этом рассказе?

- Почему же, казалось бы, так неразумно поступали муравьи?

(Хотели спасти свою родину, погибнуть на родине, чем на чужбине).

- Ребята, когда вы уезжали куда – нибудь, на неделю, на месяц, вы скучали по дому своему, хотелось ли вам побыстрее вернуться и увидеть свой двор, друзей?

- Почему?


3. Ребята, что по вашему свобода?

(Свобода – способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями. Мера свободы людей определяется уровнем его развития и условиями его жизни).

- Чтение рассказа «Шарик» вслух.

- Что значит для Шарика свобода?

- Когда он свободен, он получает столько удовольствия, радостей, впечатлений!

- А какое впечатление от вкусной косточки? Съел и забыл о ней.


III. Итог урока.


- Какие очень серьёзные понятия мы сегодня с Вами рассматривали? (Родина, природа, свобода).

- Это было очень трудное заседание, но вы, по – моему, выдержали его с достоинством.

- Спасибо, ребята!

- Спасибо нашим гостям за внимание и участие в заседании клуба «Литературный трамвайчик».


IV. Задание.


- Визитной карточкой следующего занятия будут стихи Саши Черного.