Конспект урока внеклассного чтения по литературе в 7 классе по рассказу М. Булгакова «Стальное горло».
Тема: В чём состоит нравственный выбор главного героя в рассказе М.А.Булгакова «Стальное горло? »
Цели:
Образовательная: Обучение анализу прозаического произведение.
Воспитательная: воспитывать нравственные качества: совесть, ответственность за свои поступки.
Эпиграф: Нравственность – это разум сердца
Генрих Гейне.
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Слово учителя.
- Ребята, наш урок сегодня посвящен рассказу М.А. Булгакова «Стальное горло». Обратимся к эпиграфу урока. Как вы понимаете слова Г.Гейне?
-Что такое нравственность? Слайд № 2,3
- Сегодня на уроке мы познакомимся с рассказом М.А. Булгакова «Стальное горло», главной темой которого является тема нравственного выбора. Но прежде чем анализировать рассказ, хотелось бы сказать несколько слов об авторе.
Слайд № 1
М.А. Булгаков – талантливый писатель, драматург, вначале собиравшийся стать врачом и окончивший с отличием медицинский факультет Киевского университета.
Во время Первой мировой войны Булгаков работал во фронтовых госпиталях, затем служил доктором в сельской больнице села Никольское Смоленской губернии.
Слайд № 4
Рассказ «Стальное горло» автобиографический.
- Что это значит? (Ответы учеников)
Чтение текста учителем (учебное пособие «Вокруг тебя мир»).
Анализ текста
- Зачитаем начало рассказа (1 абзац).
- От какого лица ведется повествование?
- С какой целью повествование ведется именно от первого лица? (автор хочет передать свои размышления, переживания)
- Когда происходит действие рассказа? (вьюжной ноябрьской ночью)
- Прочитаем 2 и 3 абзацы текста.
- Что узнали о главном герое рассказа? (ему 24 года, 48 дней назад с отличием окончил медицинский факультет, работает в глуши, ночное дежурство)
- Итак, герой нашего рассказа – врач. Каким он должен быть?
-Каким по характеру предстал рассказчик в начале текста? (одинокий, нерешительный, испуганный, неуверенный, сомневающийся, испытывает чувство страха, неопытный, боится «трудного случая»)
- Что влияет на настроение героя? (неопытность)
- Для того чтобы заставить читателя задуматься над событиями, над ситуацией, над поступками героев любой автор использует для создания текста изобразительно-выразительные средства языка. Попробуем определить, какие изобразительно-выразительные средства языка использует Булгаков?
Итак, начинаем. Как называется образное определение, которое чаще всего бывает выражено именем прилагательным?
Слайд № 6 (Эпитет – это художественное, образное определение.)
-А теперь попробуйте самостоятельно перечислить эпитеты, встречающиеся в этих 3-х абзацах. (Ноябрьская тьма, вертящийся снег, длинные вечера, черное окно, холодный пот, черный холодный чай)
- Ещё одна загадка. Слово или словосочетание, употреблённое в переносном значении. Что это такое?
Слайд № 7
(Метафора – это употребление слова в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов и явлений: крыло самолета (крыло птицы); золотые руки (золотое кольцо).
- Перечислите, какие метафоры вы нашли? (в трубах завыло, вьюга воет).
- Несколько раз в тесте упоминается черный цвет. Какова символика этого цвета? (траур, несчастье, трагедия, беда)
- Итак, мы нашли эпитеты и метафоры, цветовую символику. Какую картину они создают? С какой целью их использует автор? (тревожная картина, ожидание какой-то беды)
- Почему ночь 29 ноября в мельчайших подробностях запомнилась герою? (случилась беда, может погибнуть девочка). Чем она больна?
- Кто является участником дальнейших событий? (девочка Лидка, её мать, бабка и молодой доктор)
- Кому из них, по-вашему, тяжелее всех? Докажите.
- Давайте проанализируем композицию рассказа. Напомните мне, что такое композиция? Какое место занимает в ней операция девочки?
(экспозиция – знакомство с молодым врачом;
завязка – привезли умирающую девочку;
кульминация – подготовка и ход операции;
развязка – ребёнок спасён;
эпилог – возвращение на квартиру доктора, т.е. это кольцевая композиция, и главное место в ней занимает операция)
- Итак, почему же молодой неопытный врач решается на операцию, которой он никогда раньше не делал? (это единственный способ спасти девочку)
- Что в подготовке и в ходе операции удивило вас больше всего? (доктор побежал читать учебник; фельдшер падает в обморок, но на него не обращают внимания; доктор резал наугад)
- Прочитаем последний абзац.
Я хотела бы обратить ваше внимание на очень интересный приём, используемый автором. Этот приём называется внутренний монолог героя.
Объясните, что такое монолог? А внутренний монолог? С какой целью использует его Булгаков?
Внутренний монолог помогает понять, что на самом деле испытывает герой. Приведите примеры из текста
- Почему, по-вашему, молодой доктор думает одно, а говорит совсем другое? (Сомневается в себе, нет веры в себя)
- Что мешает ему признаться в своей неопытности? (он один здесь врач и должен уметь многое)
- Что даёт ему силы? (больше никто не может помочь умирающей девочке)
- Итак, девочка спасена. Какие последствия имела эта операция для самого доктора?
- Молодой врач одержал победу над собой, над своими страхами и малодушием. В начале рассказа мы видели его честным, но беспомощным, сомневающимся человеком, в конце повествования он врач с большой буквы. Неугасимый, тёплый свет знания, добра и любви к людям творит чудеса.
Ребята, может, были и в вашей жизни, пусть маленькие, но победы над собой?
- Прочитаем последний абзац рассказа. Почему Булгаков так заканчивает свой рассказ? (описан лишь один случай из врачебной практики, завтра будет новый день и новые заботы)
- Завершая нашу беседу по рассказу «Стальное горло», я задам вам ещё несколько вопросов:
- Какова тема рассказа? (тема милосердия)
- Идея (главная мысль) рассказа? (победа над собой во имя другого человека)
- Что для понимания идеи рассказа дают нам внутренние монологи молодого врача? (помогают понять, что ему пришлось пережить)
- Основная проблема рассказа? (проблема выбора в экстремальной ситуации)
- Каков тип текста? (повествование)
- Каков стиль речи? (стиль художественной литературы с использованием научных медицинских терминов)
- Как же объяснить смысл названия рассказа «Стальное горло»?
- Так какими же качествами должен обладать врач? (не только знания, но и смелость, решительность, хладнокровие, готовность взять ответственность на себя).
- Спасение жизни, облегчение страданий – в этом суть деятельности врача, доктора. Милосердие, доброта, понимание и профессионализм всегда были и будут в цене. Ведь истинный врач - это не тот, кто познал и глубоко изучил медицину, а тот, кто осознаёт свой долг перед людьми, честно и самоотверженно его выполняет. А милосердие - это активная доброта.
- Какой урок вы извлекли из рассказа М.А. Булгакова? Давайте подведем итоги урока.
Сегодня я узнал…
Я понял, что…
Теперь я могу…
Я научился…
Меня удивило…
Мне захотелось…
Урок дал мне для жизни многое…
8) Мы попытались ответить на вопросы, почему…
9) Мы научились размышлять над…
- Ребята, вы растёте, взрослеете, учитесь жизни. И пока бьются ваши сердца,
творите добро, будьте милосердны и здоровы.
Слайд № 8
Домашнее задание.
Написать сочинение-миниатюру на одну из тем:
Какими качествами должен обладать тот, от чьего профессионализма зависит жизнь пациента?
Что нового я узнал о профессии врача?
Моя победа над собой.
4