Предмет: История России.
Тема: «Внутренняя политика царя Алексея Михайловича».
Продолжительность: 1 урок , 45 минут
Класс: 7
Ход урока.
1. Организационный этап. Взаимное приветствие, настрой на работу.
2. Проверка пройденного материала.
Фронтальный контроль знания терминов, изученных на предыдущем уроке, по вариантам.
Слайды.
3. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Учитель:
В 1645 году скончался первый царь династии Романовых Михаил Фёдорович. Новым царём стал его 16-летний сын Алексей. Через несколько месяцев после этого он потерял мать. Слайд.
Второй Романов получил прозвище Тишайший, а время его правления историки назвали Бунташным веком.
Вопрос к классу: Как вы думаете, почему у царя было такое прозвище и почему XVII век получил название Бунташного?
Выслушиваются предположения учащихся.
Учитель: Изучив период правления Алексея Михайловича, мы с вами выясним, насколько правильными были ваши предположения. И на сегодняшнем уроке мы начнем изучение внутренней политики второго царя из династии Романовых.
Тема урока: Внутренняя политика царя Алексея Михайловича.
Записывается в тетрадь.
4. Первичное усвоение новых знаний.
Учитель:
В первые годы правления молодого царя всеми делами в государстве заправлял боярин Борис Иванович Морозов. Когда появившемуся на свет в 1629 году наследнику престола будущему государю Алексею Михайловичу исполнилось четыре года, Борис Морозов был назначен его воспитателем (или, как говорили в те времена, «дядькой»).
Молодой царь полностью доверял своему воспитателю, поручил ему управление несколькими приказами, наиболее важными были Приказ Большой казны (финансы), Иноземный и Стрелецкий. Таким образом, в руках Морозова сосредоточилась огромная власть ― деньги, армия и контроль за международной политикой.
В 1648 г. Морозов устроил брак молодого государя с Марией Милославской. А две недели спустя престарелый боярин-вдовец сыграл свадьбу с младшей сестрой царицы Анной, став родственником Алексея Михайловича.
Боярин Б.И. Морозов был человек властный, сосредоточивший в своих руках огромные богатства. На важнейшие государственные посты он расставил своих соратников, сделал руководителями приказов.
«Муж крепкодумный и строитель дел царских прилежный», Морозов продолжил укрепление южных границ страны. Но строительство городов и засек требовало огромных денег.
Вопрос к классу: Предположите, как обычно власть находила средства для пополнения казны.
Предполагаемый ответ: Увеличивались налоги на тяглое население.
Учитель: Для пополнения казны в 1646 году по предложению боярина Морозова была введена дополнительная пошлина на соль. Цена на соль увеличилась почти в 4 раза.
Соль в то время была одним из самых необходимых продуктов для жизни
Вопрос к классу: Как вы думаете, почему соль имела такое значение?
Выслушиваются предположения учащихся.
Учитель: Соль в то время обеспечивала сохранность продуктов на длительный срок. В связи с подорожанием соли в особенно тяжелое положение были поставлены крестьяне (как самый бедный слой населения) и купцы (упал спрос на рыбу и мясо).
Сделав ставку на соляной налог, правительство отменило многие старые подати. Но потребление соли сократилось, сократились и поступления в казну. Морозов принял решение отменить соляной налог. Но для пополнения казны правительство повелело взимать с должников недоимки за три предшествующих года сразу.
Такой беззастенчивый пересмотр законодательства вызвал взрыв возмущения, который вылился в одно из крупнейших городских восстаний периода царствования Алексея Михайловича – Соляной бунт.
Задание на урок :
Заполнить таблицу «Соляной бунт». Слайд.
Учитель: 1 июня 1648 года, когда царь Алексей Михайлович въехал в Москву, возвращаясь с богомолья, его окружили москвичи, жалуясь на бояр и приказных людей. Возможно, царь сумел бы успокоить народ, и всё обошлось без открытого бунта, но стрельцы, подчинённые боярину Морозову, бросились избивать собравшихся плетями.
На следующий день горожане ворвались в Кремль и вновь пытались вручить челобитную, но бояре, разорвав челобитную в клочья, бросили её в толпу. Тогда толпа ринулась громить дворы бояр и купцов, город оказался во власти разъяренных горожан. На сторону горожан перешла большая часть стрельцов, которым подручные Морозова задерживали и недоплачивали жалование.
Задание классу :
Прочитайте «Мнение историка» (стр.153) и назовите причины бунта.
Ответ учащихся:
Причины Соляного бунта: 1) введение налога на соль; 2) сбор недоимок за три года; 3) произвол чиновников.
Заполняют соответствующую графу таблицы.
Задание классу:
Прочитайте пункт 2 § 19 и назовите требования восставших.
Ответ учащихся:
Требования восставших: 1) отмена недоимок; 2) наказание особо ненавистных бояр; 3) созыв Земского собора
Заполняют соответствующую графу таблицы.
Учитель: Царь пошёл на уступки восставшим: было отменено взыскание недоимок и созван Земский собор для принятия нового Соборного уложения. Когда бунт пошел на убыль, были схвачены и казнены зачинщики восстания, но массовых казней восставших не было.
Задание классу:
Давайте сформулируем итоги бунта.
Итоги Соляного бунта: 1) расправа над ненавистными боярами; 2) царь пошел на уступки, отменил недоимки; 3) восставшие почти не понесли наказание; 4) был созван Земский собор для принятия новых законов.
Итоги бунта вносятся в соответствующую графу таблицы.
5. Первичное закрепление новых знаний.
Проверка заполненной таблицы.
6. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Учитель: Середина Бунташного века была отмечена еще двумя восстаниями: в Новгороде и Пскове.
Задание на дом.
§ 19. В пункте пункт 4§ 19 найдите и выпишите в тетрадь, что было общего и в чем различия в этих восстаниях.
7. Рефлексия (подведение итогов занятия).
Учитель: В начале урока мы с вами предположили, почему царя Алексея Михайловича называют Тишайшим, а XVII век - Бунташным.
Что из изученного на сегодняшнем уроке может послужить аргументами к этим характеристикам?
Выслушиваются ответы учащихся.
Подводится итог урока.
5