СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока «Вода. «Практическая работа Свойства воды»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по окружающему миру. 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока «Вода. «Практическая работа Свойства воды»»

Конспект урока «Вода. «Практическая работа Свойства воды»

Используемый учебно-методический комплект: «Школа России».

Учебный предмет: окружающий мир

Класс: 3

Тема урока: Конспект урока «Вода. «Практическая работа Свойства воды»

Цель урока: научиться описывать воду как вещество, исследовать с помощью опытов свойства воды;

Планируемые достижения:

Предметные:

Знания: Вода как вещество. Значение воды для жизни на Земле. Свойства воды

Умения: научиться исследовать по инструкции учебника свойства воды ; анализировать схемы учебника и применять их для объяснения свойств воды; рассказывать об использовании в быту воды как растворителя;

Метапредметные:

Познавательные УУД: устанавливать причинно-следственные связи между явлениями; использовать знаково-символические средства, в том числе элементарные модели и схемы для решения учебных задач;

Коммуникативные УУД: включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками, проблем и вопросов; формулировать ответы на вопросы; высказывать мотивированное, аргументированное суждение по теме урока; строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи

Регулятивные УУД: понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточнённую учителем; сохранять учебную задачу урока; выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения; планировать своё высказывание ; планировать свои действия в течение урока; фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке; объективно относиться к своим успехам/неуспехам; соотносить выполнение работы с алгоритмом и результатом; контролировать и корректировать своё поведение с учётом

установленных правил; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

Личностные УУД: способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях

Ресурсы

Для учителя: учебник УМК «Школа России» 3 класс 1 часть (стр.51-54), компьютер, мультимедийная доска, оборудование для практической работы (вода, стакан, ложка, соль, измельченный мел, )

Для ученика: учебник УМК «Школа России» 3 класс 1 часть (стр.51-54), рабочая тетрадь, оборудование для практической работы (вода, ложка, стакан)



Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время

I.Самоопределение к деятельности

Личностные УУД: способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях

Ребята, какой сегодня чудесный день. Мне хотелось бы узнать с каким настроением вы пришли на урок.

- Кто пришел с хорошим настроением, улыбнитесь.

- Если вам нравится общаться с одноклассниками – поднимите руки!

- Кто не любит ссориться, хлопните в ладони!

- Если вы стараетесь уважительно относиться к людям, пожмите друг другу руки.

-  Теперь можно начинать работу.



Улыбаются

Поднимают руки


Хлопают в ладоши


Жмут руки




3 мин.

II.Актуализация знания

Познавательные УУД:

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.









Регулятивные:

соотносить выполнение работы с алгоритмом и результатом







Регулятивные: осуществлять проверку по эталону.

- Вспомним, какую тему мы изучали на прошлом уроке?

-Что такое воздух?

-Какими веществами загрязняется воздух? загрязняется воздух?

- Чтобы повторить тему прошлого урока у вас на столе лежат карточки с высказываниями, ваша задача поставить +/-, в зависимости от того согласны ли вы с ним. Время на выполнение задания 2 мин.

1. При нагревании воздух сжимается.

2. Воздух не имеет цвета.

3. Воздух хорошо проводит тепло.

4. При охлаждении воздух сжимается.

5. Воздух голубого цвета.

6. При нагревании воздух расширяется.

7.Воздух прозрачен.

8. Воздух плохо проводит тепло.

9. При охлаждении воздух расширяется.

10. Воздух не имеет запаха.





Обменяйтесь с соседом по парте карточкой, напротив каждого в правильно выполненного задания поставьте знак «+», напротив неверно выполненного задания поставьте знак «-», используйте ручку другого цвета.

Подсчитайте количество неверных ответов.

Поставьте отметку по следующим критериям:

Нет ошибок -отметка «5»

1-2 ошибка «-»- отметка 4

От 3 до 4 ошибок – отметка 3

Более 4 ошибок – отметка 2

Разберём ошибки и недочёты

Молодцы. Карточки передаем на первую парту

«Воздух и его охрана»

Воздух-это смесь газов

Ядовитые газы, сажа, пыль


1. При нагревании воздух сжимается.-

2. Воздух не имеет цвета.+

3. Воздух хорошо проводит тепло.+

4. При охлаждении воздух сжимается.+

5. Воздух голубого цвета.-

6. При нагревании воздух расширяется.+

7.Воздух прозрачен.+

8. Воздух плохо проводит тепло.-

9. При охлаждении воздух расширяется.-

10. Воздух не имеет запаха.+



Оценивают друг друга





Повторить материал

5 мин.

III. Выявления места и причины затруднения

Коммуникативные:

формулировать ответы на вопросы




Познавательные УУД:

строить рассуждениеn по теме урока



Коммуникативные:

формулировать ответы на вопросы


Регулятивные: выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения; планировать своё высказывание ;

Сейчас я вам загадаю загадку, в которой спряталась часть темы нашего урока.

- В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает.
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять.

Верно.

-У вас на столах лежат карточки, заполните пропуски. Время выполнения 5 минут.

Три четвертых поверхности земного шара занимает …….. В воздухе тоже находится …….. воды.. Под ……. тоже есть вода. Огромное скопление льда находится у …….. и …….. полюсов. Вода………………………….при нагревании и…………………………при охлаждении. В воде растворяются некоторые вещества, поэтому вода хороший……………… Воду можно очистить с помощью……………… Недостаток воды для человека опаснее, чем голодание: без пищи человек может прожить больше одного месяца, а без воды – всего лишь ……….. Вода необходима и………, и ……….

-Получилось ли у вас заполнить все пропуски? Поднимите руки кто заполнил не все пропуски.

-Отложите эти карточки, в конце урока вернёмся к ним ещё раз.

Посмотрите на слайд

На слайде:

Что представлено на картинках?

Верно. Отличается ли вода на картинках?

Знаем ли мы свойства воды?




Вода















-Класс поднимает руки










Вода

Отличается

Мы не знаем свойства воды



4 мин.

IV. Построение проекта, выхода из затруднения

Регулятивные: понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточнённую учителем;

в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

Познавательные: Находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт



Коммуникативные:

формулировать ответы на вопросы

Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить?


Верно, тема нашего урока «Вода»

Какова же будет цель нашего урока?



Мы определили тему и цель урока. А что же еще осталось?

А что бы сформулировать задачи урока, я предлагаю вам выбрать их из списка на слайде. (на интерактивной доске):

1. Узнать что такое вода; 2. Узнать какая наука изучает вещества; 3.Узнать свойства воды; 4. Узнать значение воды;

Что у вас получилось?



А почему вы считаете, что вторая задача не относится к нашей теме?

Правильно, вот мы узнали тему, цель и задачи нашего урока.

(Далее на уроке задачи представлены на обычной доске)

О воде, свойствах воды



научиться исследовать с помощью опытов свойства воды

задачи урока


1. Узнать значение воды, как вещества; 2.Узнать свойства воды; 3. Узнать значение воды;

Первая задача не относится к теме, потому что мы изучаем воду

3 мин.

V.Реализация построенного проекта


Коммуникативные УУД: включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками, проблем и вопросов; формулировать ответы на вопросы; высказывать мотивированное, аргументированное суждение по теме урока;













Регулятивные УУД: сохранять учебную задачу урока;






,


Регулятивные: планировать свои действия в течение урока;

контролировать и корректировать своё поведение с учётом

установленных правил

Познавательные УУД: устанавливать причинно-следственные связи между явлениями; использовать знаково-символические средства, в том числе

элементарные модели и схемы для решения учебных задач;






Познавательные УУД: устанавливать причинно-следственные связи между явлениями;




Коммуникативные УУД: включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками, проблем и вопросов; формулировать ответы на вопросы; высказывать мотивированное, аргументированное суждение по теме урока;































































Регулятивные УУД: сохранять учебную задачу урока;


Познавательные УУД: устанавливать причинно-следственные связи между явлениями;

Коммуникативные УУД: включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками, проблем и вопросов,

Регулятивные УУД: сохранять учебную задачу урока;

Слайд с глобусом

Посмотрите на глобус, как много воды на земном шаре.

Три четвертых поверхности земного шара занимает вода. В воздухе тоже находится много воды, пара, облаков.

Под землей тоже есть вода. Огромное скопление льда находится у Северного и Южного полюсов. В листьях, плодах растений, грибах тоже есть вода. В теле животных вода составляет больше половины массы. Тело медузы на 90-95 % состоит из воды. Тело человека на 2/3 состоит из воды. В этом и заключается свойство воды как вещества


Можем ли мы сказать, что первую задачу мы решили?

(Напротив 1 задачи ставится знак «+»)

Для того, чтобы решить вторую задачу, мы попробуем себя в роли ученых исследователей, проведем ряд опытов, которые помогут нам узнать свойства воды

Перед практической работы вспомним правила безопасности







Выполним практическую работу. На партах у вас лежит план практической работы.

См. приложение №1

Какое название можно дать эксперименту?

Запишем название

Какая цель эксперимента?

Верно. Запишем цель


Итак, приступаем к работе

Прочитайте 1 опыт на 52 стр.

Опускаем в стакан с водой ложку.

Записываем в первый столбик, что мы сейчас сделали







-Видна ли ложка в воде? Какое это свойство воды?




Прочитайте 2 опыт на 52 стр.











Прочитайте 3 опыт на 52 стр.

















Прочитайте 4 опыт на 52 стр.

Этот опыт, выполню я потому что этот опыт является опытом повышенной сложности.

Беру два стакана с водой, в один стакан насыпаю соль, в другой стакан измельченный мел

Что вы видите? Какое это свойство воды?










Прочитайте 5 опыт на 52 стр.

Этот опыт, выполню я

Из специальной бумаги, я сделала фильтр, пропускаю через фильтр загрязненную воду



Что вы видите? Какой можно сделать вывод?















Для знакомства со следующими свойствами воды обратимся к учебнику на стр. 53

Прочитайте 6 опыт




К какой картинке можно отнести этот опыт?

Как вы думаете, почему вода поднялась?

Верно при нагревании частицы воды, как бы расширяются

Какое это свойство воды?













Прочитайте 7 опыт

К какой картинке можно отнести этот опыт?

Как вы думаете, почему вода опустилась?

Верно, при нагревании частицы воды сужаются

Какое это свойство воды?


С помощью этих опытов мы узнали все свойства воды.







Можем ли мы сказать, что вторую задачу мы решили?

(Напротив 2 задачи ставится знак «+»)

Вы знали, что кровь человека состоит на 98% из воды, мышцы человека – на 70% из воды и вообще организм человека, мозг, ткани тела больше, чем наполовину состоят из воды. Недостаток воды для человека опаснее, чем голодание: без пищи человек может прожить больше одного месяца, а без воды – всего лишь несколько дней. Человек в сутки потребляет от 3 до 6 литров воды (в зависимости от климата).

Вода необходима и животным, и растениям. Все растения “пьют” воду и получают необходимые вещества для роста и развития. Вода содержится в корне, листьях, стволе, коре дерева.

Например, чтобы вырастить 1 кг картофеля, необходимо 300 л воды.

Без воды растения увядают и могут погибнуть. И животным для жизни так же необходима вода. Например, упитанная собака без пищи может прожить 100 дней, а без воды – менее 10 дней.

Какой же вывод мы можем сделать?

Для чего же нужна вода?

Можем ли мы сказать, что все задачи поставленные на уроке мы решили?

(Напротив 3 задачи ставится знак «+»)













Можем





1.Не начинать работу без учителя;

2. Не употреблять во внутрь воду, потому что она не является питьевой;

3. Не использовать приборы для исследований не по назначению, то есть слушать мои требования и выполнять их, не используя приборы по-другому.

Практическая работа

Тема: «Свойства воды»


Цель: определить свойства воды

План работы: ……

-Опусти в стакан с водой ложку. Видна ли она? О каком свойстве воды это говорит?

Что сд.?

Вывод

1. опустили ложку в воду







Сравните цвет воды в стакане с полосками изображенных в учебнике

Имеет ли вода цвет? Какое это свойство воды?

Видна, вода прозрачна

Что сд.?

Вывод

1. опустили ложку в воду

Вода прозрачна

Понюхайте воду

Имеет ли вода запах? Какое это свойство воды?

Что сд.?

Вывод

1. /-/

1./-/

2.сравнили воду с полосками из учебника

2. Вода бесцветна

Что сд.?

Вывод

1. /-/

1./-/

2. /-/

2. /-/

3.понюхали воду

3. Вода не имеет запаха


Насыпь в один стакан с водой немного соли, а в другой столько же измельчённого мела. Помешай. Что произошло?

Что сд.?

Вывод

1. /-/

1./-/

2. /-/

2. /-/

3. /-/

3. /-/

4. в один стакан насыпали соль, в другой мел

4. Вода - растворитель


Из специальной бумаги сделай фильтр и через этот фильтр пропусти загрязнённую воду.

Вода очистилась

Что сд.?

Вывод

1. /-/

1./-/

2. /-/

2. /-/

3. /-/

3. /-/

4. /-/

4. /-/

5. через фильтр пропустили загрязненную воду

5. не растворившиеся вещества остаются на фильтре, а вода проходит через него



Колбу с трубкой, заполненную подкрашенной водой, опустим в горячую воду.


К 1,где вода поднялась

Частицы далеко расположены

Что сд.?

Вывод

1. /-/

1./-/

2. /-/

2. /-/

3. /-/

3. /-/

4. /-/

4. /-/

5. /-/

5. /-/

6. колбу с трубкой опустили в горячую воду

6. вода расширяется при нагревании


Ту же колбу поставим в тарелку со льдом. Вода в трубке опускатся.

Ко 2,где вода опустилась

Частицы близко расположены

Что сд.?

Вывод

1. /-/

1./-/

2. /-/

2. /-/

3. /-/

3. /-/

4. /-/

4. /-/

5. /-/

5. /-/

6. /-/

6. /-/

7. колбу с трубкой опустили в лед

7. вода сжимается при охлаждении












Вода нужна для питания и охлаждения всем растениям, животным, людям. Без воды не будет жизни

Можем

12 мин.

VI. Первичное закрепление

Коммуникативные УУД: включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками, проблем и вопросов; формулировать ответы на вопросы;

Познавательные УУД: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Проверим, как вы запомнили новый материал с помощью блиц опроса. Если утверждение парильное, то отвечаем «да», если не правильный, то «нет» и объясняем почему.

1. Вода прозрачная

2. Вода имеет запах кислого молока


3.Вода содержится во всех организмах

4.Вода имеет свойство растворителя

5.Вода при нагреве сжимается


6.Вода при охлаждении расширяется


7. Вода белого цвета


8.Вода не может растворять вещества


9.Вода находится не только под землей

10. Вода нужна для питания и охлаждения всем растениям, животным, людям.

Молодцы!






1.Да

2.Нет, потому что вода не имеет никого запаха

3.Да

4.Да

5.Нет, вода при нагревании расширяется

6.Нет, вода при охлаждении сжимается.

7.Нет, вода не имеет цвета, те прозрачная.

8.Нет, вода хорошо растворяет вещества

9.Да


10Да

3 мин.

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Познавательные УУД:

- Находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.


Познавательные УУД:

- Находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.


Регулятивные УУД:

соотносить выполнение работы с алгоритмом и результа-

том;.

Коммуникативные УУД:

формулировать ответы на вопросы

А теперь давайте проверим, как вы усвоили новую тему. (Детям раздаются листочки с заданиями)

Вернёмся к карточкам которые вы заполняли в начале урока и заполните оставшиеся пропуски.


Три четвертых поверхности земного шара занимает …….. В воздухе тоже находится …….. воды.. Под ……. тоже есть вода. Огромное скопление льда находится у …….. и …….. полюсов. Вода………………………….при нагревании и…………………………при охлаждении. В воде растворяются некоторые вещества, поэтому вода хороший……………… Воду можно очистить с помощью……………… Недостаток воды для человека опаснее, чем голодание: без пищи человек может прожить больше одного месяца, а без воды – всего лишь ……….. Вода необходима и………, и ……….



















Время вышло. Что бы проверить сравните свои ответы с ответами на слайде.

Ваша задача напротив правильных ответов ставить знак «+»

Поднимите руки те, кто справился без ошибок? Молодцы!

Прошу теперь поднять руки тех, у кого есть ошибки.

Обратите внимание, что надо запомнить и закрепить, чтобы впредь не делать ошибок.






Три четвертых поверхности земного шара занимает вода. В воздухе тоже находится много воды, пара, облаков.

Под землей тоже есть вода. Огромное скопление льда находится у Северного и Южного полюсов. Вода расширяется при нагревании и сжимается при охлаждении. В воде растворяются некоторые вещества, поэтому вода хороший растворитель Воду можно очистить с помощью фильтра. Недостаток воды для человека опаснее, чем голодание: без пищи человек может прожить больше одного месяца, а без воды – всего лишь несколько дней. Вода необходима и животным, и растениям.




Выполняют задание.

5 мин

VIII. Включение в систему новых знаний и повторений

Регулятивные УУД:

- Формулировать выводы из изученного материала

Познавательные УУД:

- Находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.


Посмотрите на слайд. Маша перепутала свойства воды со свойствами воздуха, классифицируйте свойства по правильным столбикам.

Вода Воздух


Без запаха 
Без цвета 
Расширяется при нагревании 
Сжимается при охлаждении 
Растворитель 
Плохо проводит тепло 
Прозрачность 
текучесть

Проверим, правильно ли мы помогли Маше

(на слайде правильное решение) Молодцы, вы помогли Маше!


Вода Воздух


Без запаха 
Без цвета 
Расширяется при нагревании 
Сжимается при охлаждении 
Растворитель 
Плохо проводит тепло 
Прозрачность 
текучесть

2 мин

IX. Рефлексия

- Познавательные УУД:

Формулировать выводы из изученного материала, оценивать достижения на уроке

Регулятивные УУД:

формирование положительной мотивации учения

Ребята, а для того что бы узнать, что вы узнали за урок, предлагаю вам написать окончания предложений.

  1. сегодня я узнал...

  2. было трудно…

  3. я понял, что…

.Домашнее задание. Учебник стр.51-54 пересказ. Провести мини-исследовании об использовании воды в вашей семье.






Выполняют задание

2 мин.






Приложение №1


Практическая работа

Тема:_____________________________________________

Цель:____________________________________________________________________

План работы:

Что делаем?

Вывод

1опыт




2 опыт


3 опыт



4 опыт



5 опыт



6 опыт



7 опыт