Введение в тему урока | - Ровно семь цветов у радуги, А у музыки семь нот. На земле для нашей радости Вечно музыка живет! - Вот и у нашего цветка, тоже 7 лепестков. Посмотрите на свои волшебные цветочки, скажите, что находится в сердцевине? - Все лепестки выросли из этого главного свойства музыки. Ребята, скажите, с каким музыкальным жанром наиболее связана речь человека? - А какую песню человек слышит практически с первого дня своей жизни? - Давайте вспомним и споем «Колыбельную медведицы». Исполняют «Колыбельную медведицы» - Скажите, какая интонация прозвучала в этой песне? - Ребята, а без чего у нас не могло бы быть песни? Что является «душой музыки»? - Один лепесток мы назвали. Следующее вам задание: послушайте и скажите, чем отличаются два музыкальных произведения? Слушанье: П.И. Чайковский «Болезнь куклы» и П.И. Чайковский «Новая кукла» - Вы определили верно, следующий лепесток называется – лад. - Давайте, послушаем еще раз пьесы П.И. Чайковского и найдем еще одну отличительную черту. Повторное слушанье пьес П.И. Чайковского - Громкость звучания музыкального произведения называется динамикой, это следующий лепесток нашего цветка. - А теперь давайте послушаем пьесу Чайковского «Неаполитанская песенка» и вспомним, что же в этой песенке такого необычного? Слушанье П.И. Чайковский «Неаполитанская песенка» - Скорость звучания музыки называется темпом. И это следующий лепесток нашего цветка. - Чтобы узнать название следующего лепестка, вам нужно послушать следующие музыкальные произведения и определить чем они отличаются. Слушанье П.И.Чайковский «Мазурка» и «Игра в лошадки». - В действительности, пьеса «Мазурка» имеет пунктирный ритм, а пьеса «Игра в лошадки» - ровный ритм. Подпишите название лепестка. - У нас осталось еще два лепестка. Догадаться о названии нам поможет начало к Симфонической сказке Петя и Волк. Послушайте и скажите, какие музыкальные инструменты звучали? Слушанье «Симфоническая сказка Петя и волк» С. Прокофьев (вступление) - Как мы можем на слух определить звучание каждого инструмента? - Высота звучания голоса называется регистром. Подпишите лепесток. - Окраска голоса называется тембром. - Откройте учебник на стр. 106 – 107 и проверьте, правильно ли мы назвали лепестки нашего цветка. | Слушают учителя, проявляют эмоциональные реакции Рассматривают свои цветики-семицветики, в серединке цветка читают – интонация. Опираясь на имеющиеся знания в субъективном опыте, отвечают на вопросы: - с песней - колыбельную Поют «Колыбельную медведицы» - успокаивающая, убаюкивающая, нежная… - мелодия (записывают на лепестке) Слушают пьесы П.И. Чайковского и сравнивают, делают вывод, что пьесы отличаются по настроению. Первая пьеса – грустная, написана в минорном ладе, а вторая – веселая, радостная, написана в мажорном ладе. Слушают задание Повторно слушают пьесы П.И. Чайковского и делают вывод, что они отличаются по громкости. Дети записывают название Слушают задание Слушают пьесу Чайковского и приходят к выводу, что в начале пьеса звучит спокойно, а потом ускоряется. Подписывают следующий лепесток Слушают задание Слушают пьесы П.И. Чайковского и приходят к выводу, что отличаются ритмом. Подписывают название лепестка. Слушают задание Слушают вступление к симфонической сказке, перечисляют звучавшие инструменты (флейта, гобой, кларнет, фагот, валторна, литавры, большой барабан). Высказывают предположения - инструменты звучат одни высоко, а другие низко - отличается по окраске голоса Подписывают название лепестка Подписывают последний лепесток. Открывают учебник на нужной странице и сверяют название лепестков цветка в тетради с учебником. |
Проверка освоенности умения | - Сегодня я предлагаю послушать и разучить новую песню, которая называется «Волшебный цветок» Слушанье Ю. Чичков «Волшебный цветок» - Соответствует ли название содержанию песне? Докажите строчками из песни. - Пользуясь нашим волшебным цветком, давайте дадим характеристику песне. - А сейчас давайте исполним песню. Слушайте музыку и тихонечко подпевайте. Исполнение песни «Волшебный цветок» | Слушают учителя Слушают новую песню Опираясь на услышанное, и текст песни отвечают на вопрос и, пользуясь цветком, характеризуют песню. Хоровое исполнение |