1.Мотивирование на учебную деятельность. | Ориентация на учебную деятельность под средством мотивационного вступления (ориентир на изучение нового); первая запись на уроке, как вступительное повторение ранее изученного (первичная актуализация знаний). | - Здравствуйте, садитесь. Сегодня урок русского языка проведу у Вас я, меня зовут Александра Вячеславовна. Проверяем готовность, на партах учебники, пеналы, тетради и таблицы «Разряды местоимений». Сегодня мы продолжим изучение местоимения и познакомимся с ещё одним его разрядом. - Открываем тетради, записываем сегодняшнее число «одиннадцатое марта», «классная работа» (учитель обращает внимание на удвоенные согласные). | Осознанное вступление в учебный процесс; установка на приобретение нового знания. | Фронтальная. | Личностные: самоопределение установок и стимулов на успешный урок. | Настрой на успешную работу. | 2 мин. |
2.Актуализация знаний (этап вызова). | Переход к новому знанию под средством повторения и внедрения нового через известное (обращение к морфологии, синтаксису, лексикологии); пары предложений различные по количеству грамматических основ и цели высказывания (письменный вид работы) | - На экране даны две пары предложений, ваша задача переписать предложения, над каждым словом отметить часть речи и подчеркнуть грамматическую основу. «Кто живёт в этом доме? Прохожий спросил, кто живёт в этом доме» «Какую музыку он любит? Мне было интересно узнать, какую музыку он любит» (к доске выходят два человека, каждый пишет одну пару предложений + задание; остальные ученики работают в тетради) - На работу даётся 3 минуты. Время пошло. (проверка: у доски остаётся один ученик, проверяем его предложения) - Какие перед нами предложения по количеству грамматических основ? (простое и сложное) - Какие эти предложения по цели высказывания? (вопрос. – повест.) - В каком предложении местоимения служат для замещения слов знаменательных частей речи, а в каком указывают на предмет, признак, количество? Предположения учеников. - В первом предложении местоимения «кто, какую» замещают знаменательную часть речи, так как неизвестно кто задаёт вопрос. Во втором предложении местоимения «кто, какую» конкретно указывают на предмет, признак или количество, так как видно кто именно и чем интересуется. - Местоимения, употребляющиеся в вопросительном предложении, называют вопросительными местоимениями. А местоимения, которые соединяют части сложного предложения, называют относительными. Тема сегодняшнего урока - ВОПРОСИТЕЛЬНО-ОТНОСИТЕЛЬНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ. | Выполнение задания учителя (у доски и в тетради); предположения на счёт изучаемых на данном уроке единиц. | Фронтальная, индивидуальная. | Регулятивные: целеполагание, как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно. Познавательные: осознанное построение учащимися речевого высказывания в устной и письменной форме. Логические: установление причинно-следственной связи. Коммуникативные: оценка действий одноклассника; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; уважать мнение одноклассника. | Работа у доски (письменная, устная); работа в тетради; устные ответы. | 6 мин. |
3.Целеполагание, постановка проблемы (этап осмысления). | Постановка цели урока в ходе беседы-опроса. | - Хотя разряд и называется вопросительно-относительные местоимения, они делятся на две группы, каждая из которых имеет свои признаки. На какие две группы делятся? - Какие отличительные признаки есть у каждой группы? Предположения учеников. - На урок мы ставим себе цель: выяснить, чем отличаются вопросительные местоимения от относительных, выявить основные признаки разряда. А для чего нам это необходимо? Предположения учеников. - Необходимо для полноценного знания о местоимении, как единице языка, которая обладает своими правилами. - Что мы должны узнать о вопросительно-относительном местоимении, как разряде? (морфологические признаки, синтаксическую роль, значение, правописание). - В течение урока мы и будем подробно изучать все составляющие изучаемой части речи. Продолжим заполнение таблицы «Разряды местоимений» (заполняется на протяжении всего изучения разрядов местоимений). (раздача таблиц) | Участие в проблемной беседе; определение значимости изучения темы; | Фронтальная. | Регулятивные: целеполагание, как постановка учебной задачи; Познавательные: структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. Логические: сравнение объектов по признакам. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи; уважать мнение одноклассника. | Ответы учеников. | 5 мин. |
4.Решение проблемы + самостоятельная работа с использованием полученных знаний (этап размышления). | Самостоятельное составление таблицы, исходя из задания-разминки, при помощи ключевых вопросов, задаваемых учителем; устный опрос по правилу; практическое упражнение, направленное на усвоение различий вопросительных и относительных местоимений; смысловое чтение правила с целью выявления основных морфологических признаков, синтаксической роли, правописания (заполнение таблицы «Разряды местоимений»); практическое закрепление ключевых моментов темы разноплановыми упражнениями (устные хоровые, устные индивидуальные, индивидуальные письменные); обращение к нескольким видам работы (изменение слова; наблюдение над словом; определение «опасных мест» в слове); метод «Тонких и толстых вопросов». | - Составим таблицу. Записываем примеры вопросительных местоимений, из их названия следует, что употребляются они с вопросительным знаком. И аналогично записываем примеры относительных местоимений. Видим, что пока они абсолютно идентичны и различие составляет лишь вопросительный знак. (заполнение таблицы; выведение сведений из упражнения-разминки) Таблица – раздатка +таблица на слайде. - Выявляем функции каждой из групп местоимений. И как мы уже ответили на вопрос о замещении и указании, какие функции выолняют вопросительные местоимения, а какие относительные? - Для чего служат вопросительные местоимения? - Для чего служат относительные местоимения? - В каких по цели высказывания предложениях употребляются вопросительные местоимения? - В каких по цели высказывания предложениях употребляются относительные местоимения? - Какое место в предложении занимают вопросительные местоимения? - Какое место в предложении занимают относительные местоимения? Выводы по таблице. Опрос учеников о различии местоимений вопросительных и относительных. - На практике убедимся в различии данных местоимений, выполнив упр. 462. Алгоритм: из вопросительного предложения делаем повествовательное, ставим местоимение в середину, превращаем простое предложение в сложное. Образец: Я выяснил, чем отличается степь от лесостепи. + выполняем 2, 3 у доски + 4, 5 спросить с места у двух человек (ещё раз спросить 2-3 человек по таблице, что такое вопросительные и относительные местоимения) - И ещё раз прочитает нам теорию о вопросительно-относительных местоимениях в учебнике на странице 76, синяя рамка … - Из правила выведите, какую синтаксическую роль имеют вопросительно-относительные местоимения? (подлежащее, дополнение, определение) - Работаем с таблицей «Разряды местоимений», записываем в последнюю колонку - подлежащее, дополнение, определение. Как графически выделяются? - Выясняем, как изменяются вопросительно-относительные местоимения. На стр. 78 читаем правило в синей рамочке. - Какие вопросительно-относительные местоимения изменяются по родам и числам? (какой, каков, который, чей) Как какая часть речи они изменяются? (как прилагательное) А как изменяется прилагательное по родам и числам? (принимают на себя признаки слова, от которого к нему задаётся вопрос) - Изменим по родам местоимение «чей» Например: Чья фантазия? Чьё выражение? Чей отзыв? - Изменим по числам местоимение «каков». Какого рода сущ? Например: каков гость, каковы гости, какова хозяйка, каковы хозяйки. - Скажите, какие вопросительно-относительные местоимения изменяются по падежам? (кто, что, сколько, какой, который, чей) Не изменяется по падежам местоимение? (каков) - Просклоняйте местоимения: Чей (у доски один пишет), который (устно). И.п. | Который | Чей | Р.п. | Которого | Чьего | Д.п. | Которому | Чьему | В.п. | Которого | Чьего | Т.п. | Которым | Чьим | П.п. | О котором | О чьём | Опасные места в написании местоимения «чей» подчеркнём. Разделительный мягкий знак. Запишем в колонку «правописание» и запомним. Запомним также написание местоимений «который» и «каков». Как проверим местоимение каков? (как?) - Обратим внимание на склонение местоимения «сколько». Упражнение 464, я читаю, все внимательно следят и расставляют ударения. - Куда падает ударение во всех падежных формах? - На стр. 78 первую и вторую овальные рамки читает… | Самостоятельное составление таблицы, при помощи анализа пар предложений и ответов на вопросы учителя; смысловое чтение правила и выделение ключевых признаков; продолжение заполнения таблицы «Разряды местоимений»; самостоятельное формулирование признаков разряда. | Фронтальная. | Личностные: самореализация на уроке, под средством активного участия в нём. Регулятивные: определение последовательности промежуточных целей; саморегуляция, как способность к мобилизации сил и энергии; Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; смысловое чтение. Логические: построение логической цепи рассуждений; выведение следствий; сравнение на основе представленных признаков. Коммуникативные: учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; инициативное сотрудничество в поиске информации; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи; уважать мнение одноклассника. | Ответы учеников; письменное заполнение таблицы; работа у доски. | 22 мин. |
5.Рефлексия. | Окончание учебного процесса в форме закрепляющего упражнения, в котором комплексно сосредоточены все ключевые моменты урока нового знания. | - Переходим к упр. 465, читаем предложения. Составьте два предложения с местоимением «сколько», в одном оно должно быть вопросительным, в другом относительным. 2 минуты на работу. Проверка. - Урок подходит к концу, все большие молодцы! Сегодня мы изучили ещё один разряд местоимений – вопросительно-относительные. И близимся к завершению всего раздела. Домашнее задание подробно будет дано в электронном журнале. Отметки за урок. - Всем спасибо, урок окончен. | Выполнение упражнения, комплексно закрепляющего пройденный материал; мотивация на успешное выполнение домашнего задания и ориентир на дальнейшее изучение темы. | Индивидуальная, фронтальная. | Личностные: самоанализ и оценка проделанной на уроке работы. Регулятивные: выявление с помощью практической деятельности качества и уровня усвоения темы. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. | Проверка упражнения (письменного варианта и устной формы). | 5 мин. |