СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Воздушная оболочка Земли газовый состав, строение и значение атмосферы"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Познакомить уч-ся с составом воздуха атмосферы, её строением, значением.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Воздушная оболочка Земли газовый состав, строение и значение атмосферы"»

Тема. Воздушная оболочка Земли: газовый состав, строение и значение атмосферы

Цель: Познакомить уч-ся с составом воздуха атмосферы, её строением, значением.

Задачи:

  • образовательные - углубить знания об атмосфере, изучить состав воздуха, строение атмосферы и характеристики слоев, значение атмосферы для природы Земли;

  • развивающие - развивать универсальные учебные действия: умение самостоятельно ставить цели и планировать работу, работать с учебником, заполнять таблицы, анализировать, делать выводы;

  • воспитательные - продолжить формирование экологического мышления и интереса к естественным наукам, развивать умение работать в парах, давать оценку работы товарищей и самооценку

Планируемые образовательные результаты:

Личностные

  • Осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него, вырабатывать собственные мировоззренческие позиции.

  • Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию

Метапредметные:

регулятивные УУД

  • оценивать продукт своей деятельности по заданным и самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;

  • самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;

познавательные УУД

  • находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);

  • устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов

  • определять свое отношение к природной среде;

  • осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами;

коммуникативные УУД

  • Получат возможность формировать умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в паре: играть определенную роль в совместной деятельности;

  • Получат возможность формировать умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владеть устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

  • делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения.

Предметные

  • Дадут определение понятию «Атмосфера»; расскажут какое строение она имеет и состав; определят состав воздуха и его значение для жизни на Земле;

  • научатся ориентироваться в источниках географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных): находить и извлекать необходимую информацию;

  • научатся использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и различий; представлять в различных формах (в виде, таблицы, диаграммы, описания) географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач;

Тип занятия: усвоение новых знаний.

Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично поисковый, проблемного изложения.

Формы организации работы: фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в паре.

Ведущие понятия: атмосфера, воздух, тропосфера, стратосфера, термосфера, мезосфера, экзосфера.

Оборудование, компьютер, презентация, физическая карта мира, дидактический материал (исследовательские дневники, дополнительный материал), учебник, атласы.

Ход урока

1. Организационный этап

Ребята, проверьте все ли у вас готово к уроку.

Все, что потребуется вам сегодня на уроке, находится у вас на столах - это учебник, ручка, простой карандаш и маршрутный лист - дневник исследователя. С каким настроением вы пришли сегодня на урок? Давайте улыбнемся друг другу и с хорошим настроением начнем наш урок.

2. Актуализация знаний

Эпиграфом к нашему уроку станут слова Джорджа Бернарда Шоу: «Единственный путь, ведущий к знаниям – это деятельность». Так вот, чтобы получить знания на сегодняшнем уроке, ребята, мы займёмся исследовательской деятельностью. До сегодняшнего урока мы с вами уже исследовали две оболочки Земли. Какие? (Литосферу, Гидросферу). Дайте им определение.

3. Изучение новой темы

- Ребята! Давайте представим, что мы с вами ученые, которые отправились в экспедицию на воздушном шаре. Название нашего воздушного шара вы видите на слайде, Ой, только буквы перепутались.

АМЕФАТОРС.

Как называется наш шар? Помогите мне составить слово.

- Вы совершенно правы, наш шар называется «Атмосфера».



Ребята, давайте вместе определим цель нашего исследования.


Учащиеся формулируют цель урока: изучить атмосферу, её состав и строение.

Чтобы вы хотели узнать об атмосфере? А что необходимо узнать в первую очередь о любом географическом объекте?

А для этого мы должны составить план экспедиции.

На слайде вы видите план нашей экспедиции:

Пожалуйста, прочитайте его.

  1. Что такое Атмосфера?

  2. Свойства и состав воздуха

  3. Строение атмосферы

  4. Значение атмосферы

- Уважаемые исследователи, на столах у вас лежат исследовательские дневники. Запишите тему исследования: «Воздушная оболочка Земли: газовый состав, строение и значение атмосферы».

Первичное усвоение новых знаний.

1. Задание. Вот наше первое научное исследование «Что такое атмосфера?»

-Ученые считают, что современная земная атмосфера появилась около 1млр.лет назад. Однако называться так газовая оболочка Земли стала позже.

В 1761г. великий русский ученый М.В. Ломоносов открыл атмосферу Венеры и ввёл в научную терминологию этот термин. «Атмосфера» с греческого означает «атмос» - воздух, пар, «Сфера» - оболочка, шар. Таким образом, Атмосфера – это воздушная оболочка Земли.

запишем определение атмосферы. «Атмосфера – воздушная оболочка Земли».

Мотивация учебной деятельности учащихся.

«Мы живём на дне воздушного океана» - высказывание итальянского учёного Эванжелисто Торричелли

Итак ,ребята , атмосферу называют «воздушным океаном» . Что это за воздушный океан? Почему на дне его живем мы? Давайте разбираться

Сколько океанов на нашей планете? Назовите их и покажите на карте. (Принято считать, что на земном шаре четыре океана: Тихий, Атлантический, Индийский и Северный Ледовитый. Но в 2000 году Международная гидрографическая организация приняла решение выделить из состава Атлантического, Индийского и Тихого пятый океан, окружающий Антарктиду - Южный (или Антарктический) океан. Границу провели по 60 параллели южного полушария)

- А какой же океан называют воздушным? (Атмосферу)

Атмосферу образно называют «шестым» океаном Земли. Толщина атмосферы составляет 3000 км, нижней границей считают поверхность Земли, а верхней границы нет, она постепенно переходит в космическое пространство. Мы живем как бы на дне этого гигантского воздушного «океана». У этого океана нет берегов, он окружает весь земной шар.

Состав атмосферы

- Есть такое высказывание «Необходим как воздух», почему же воздух так необходим, из чего же он состоит. Давайте откроем тайну. Для этого обратимся к учебнику на стр126 (пункт «Из чего состоит атмосфера») и выполним задание в дневниках исследователей. Пользуясь учебником, дайте определение, что же такое «воздух » и установите соответствие между газами, правильно указав процентное содержание в своих дневниках исследователей.

1.Что такое воздух?

Воздух- это смесь газов и примесей (запись в дневники исследователей).

  1. Из каких газов он состоит? Установите соответствие между газами и правильно укажите процентное содержание.









1.Азот-78%

2.Кислород -21%

3. Другие газы-11%







А теперь давайте проверим , правильно ли выполнили задание

- Кто готов рассказать о результатах исследования?

Выходят по очереди к доске и заполняют диаграмму.

Каково же значение этих газов?

Ответы обучающихся (задание на опережение)

Кислород.

Кислород необходим всем живым организмам для дыхания.

Он является активным элементом, участвует в окислительных процессах. (ржавчина железа)

Без кислорода невозможен процесс горения.

Каково значение азота? 

Азот

Самый распространенный газ в нижних слоях атмосферы. Он играет очень важную роль «разбавителя» кислорода. Если бы мы дышали неразбавленным кислородом, то все процессы в организме протекали бы очень быстро. Значит, азот атмосферы регулирует скорость биологических процессов на всей планете. Замедляет процесс старения и он входит в состав белков и хлорофилла –зелёного пигмента и окрашивает листья растений в зелёный цвет.

Углекислый газ.

Содержание углекислого газа в атмосфере невелико, всего - 0,03%, но он очень важен для жизни на Земле:

Его используют зеленые растения для фотосинтеза.

Он создает так называемый парниковый эффект, т.е. пропускает солнечные лучи на Землю и препятствует их обратному излучению от Земли в космическое пространство.

Озон - на высоте 20-25 км образует озоновый экран, который имеет огромное значение для всего живого на Земле, т.к. поглощает губительную для живых организмов ультрафиолетовую радиацию Солнца.

Водяной пар - участвует в образовании облаков и осадков, в создании парникового эффекта.

Мелкие твердые частицы - ядра конденсации, вокруг которых образуются капли воды.

СЛАЙД

Итак, почему воздух так необходим?

Вывод: Воздух состоит из смеси газов, каждый из которых играет свою важную роль в жизни планеты.

Чистый воздух –самое главное условие жизни человека и всего живого.

ФИЗМИНУТКА. Давайте с вами проведем физминутку с использованием воздуха. Все упражнения выполняются стоя.

«Упрямая свеча». Наберём в грудь побольше воздуха и задуем воображаемую свечу (на счёт 1, 2, 3, 4, 5)

Не погасла, попробуем еще раз.

«Степной тюльпан». Глубоко вдохнули аромат тюльпана – выдохнули

( повторить 2-3 раза).

«Горячее-холодное дыхание». Представим, что у нас замерзли ладошки.

Подули на них погрели. А теперь нам дали горячий чай. Подули, чтобы остудить его.

«Проколотый мяч». Надулись, как мячик, поднимая руки вверх через стороны,

и выпустили воздух ш-ш-ш-ш-ш-ш, опуская руки и

наклоняясь вперёд (повторить 2-3 раза).



3. Задание. Наша научная экспедиция продолжает свое путешествие. И у нас впереди новое исследование «Строение атмосферы Земли».

Исследуем еще одну тайну «шестого океана»

А для этого мы обратимся к ЦОР

Эту тайну нам поможет раскрыть видеофрагмент. (смотрим видео)

Строение атмосферы

Атмосфера состоит из нескольких слоев. Какие это слои и как они называются? Это еще одна тайна «шестого» океана. Для этого вы поработаете в группах. Для каждой группы будет свое задание.

При составлении таблицы «Строение АТМОСФЕРЫ» часть информации была утрачена. Восстановите таблицу в первоначальном виде.

Название слоя

Высота

Особенности слоя

ТРОПОСФЕРА

8-9(7км) км на полюсах или 18 км на экваторе

Называют «фабрикой погоды»

Образуются облака и осадки. Движение воздушных масс.

СТРАТОСФЕРА

50-55 км

Разрежён воздух, нет облаков и осадков. Запускают метеорологические зонды.

ВЕРХНИЕ СЛОИ АТМОСФЕРЫ:



МЕЗОСФЕРА

80 км

Воздух сильно разрежён. Летают только ракеты.

ТЕРМОСФЕРА

800км

Проходят орбиты искусственных спутников Земли Температура +1500*

ЭКЗОСФЕРА

переходит в космическое пространство

Самый верхний слой атмосферы.



3.Значение атмосферы


А теперь посмотрите на следующий слайд , это фото лунной поверхности - вот, что ожидало бы нас , если бы не было атмосферы. (мнения детей). Наша Земля превратилась бы в безжизненную пустыню.

-Значит, нам пора поговорить о значении атмосферы.

Сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Ассоциации».

Посмотрите на схему. Что вы видите? Какие ассоциации связанные с атмосферой вызывают у вас эти предметы? Можно ли атмосферу нашей планеты сравнить с этими предметами? (идет дискуссия)

О тветы детей: «одеяло» (защищает планету от переохлаждения и Перегревания)

« Атмосфера «Солнцезащитные очки» (защищает от ультрафиолетового излучения)

«строительная каска, » (в воздухе сгорает большинство метеорных тел – не долетают, сгорая в атмосфере. Особенно хорошо это видно в летнюю звездную ночь. В народе такие сгорания в воздухе метеоритов иногда называют «падающими звездами». Луна испытывает целую метеоритную «бомбежку».

Итак, ребята, можно ли Атмосферу назвать оболочкой жизни. Почему? Давайте проведем эксперимент: закройте глаза и зажмите пальцами нос. А я буду считать. Долго смогли? Нет! Какой вывод можно сделать:

  1. Воздух нужен для дыхания почти всем земным организмам.

  2. Озон, содержащийся в воздухе, предохраняет живые организмы от вредного для них ультрафиолета.

  3. В воздухе сгорает большинство метеорных тел.(сгорают при трении о воздух) .

  4. Атмосфера предохраняет Землю от сильного нагревания днем и охлаждения ночью Отсутствие атмосферы на Луне приводит к тому, что днем, а день там длится 14 земных суток, поверхность нагревается до +100-120 гр., а с наступлением ночи остывает до -200 гр .

  5. Атмосферу нужно охранять от загрязнения.

Запишите в свои исследовательские дневники значение атмосферы.


Без атмосферы жизнь на Земле была бы невозможной!! Не было бы ни звуков, ни полярных сияний, ни облаков, ни осадков, не могли бы летать ни птицы, ни самолеты.



Человечество не должно забывать, чем оно обязано атмосфере. Однако в результате хозяйственной деятельности людей состав атмосферы изменяется не в лучшую сторону.

6. Первичное закрепление

Вставьте пропущенные слова. (Слайд)

Вставьте в текст недостающие слова:

1. Атмосферный воздух представляет собой смесь _________смесь газов.

2. ___Азот______ в воздухе атмосферы содержится 78%.

3. Необходимым для дыхания живых организмов газом является кислород.

4. Атмосфера состоит из нескольких слоев: _тропосфера_________, ____стратосфера______, верхние слои атмосферы.

5. Благодаря ______озоновому_____ слою, на Земле существует жизнь, он задерживает губительные для всего живого ультрафиолетовые лучи.

7. Рефлексия (подведение итогов занятия)

Подведём итоги сегодняшнего урока. Что мы узнали нового? Все ли цели урока достигнуты?

Выясним каково состояние атмосферы в 6 Б классе. Ребята, от этого урока на душе ясно или пасмурно? Поднимите руки у кого пасмурно?

Оцените свою работу на уроке и поставьте отметку в исследовательский дневник, включая результаты теста.

Учитель озвучивает оценки за урок, объясняя, что за тест оценки получит весь класс, после просмотра исследовательских дневников.

8. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Домашнее задание

Задание обязательное:

  • § 38, читать пересказывать.

  • Провести исследование «Загрязнение атмосферы».

Задание по желанию:

  • Нарисовать листовку «Защитим Атмосферу!»

  • Найти стихотворение или сочинить стихотворение об атмосфере.

Урок окончен. Спасибо всем за работу!

Если есть время

«Угадай по описанию»

  1. В этом слое находится газ озон.(стратосфера)

  2. Находится почти 80% атмосферного воздуха.(тропосфера)

  3. Простирается до высоты 50-55 км. (стратосфера)

  4. Температура быстро растёт и на высоте 500-600м составляет 1500 градусов (термосфера)

  5. Содержится почти вся атмосферная влага. (тропосфера)

  6. Верхняя граница над экватором располагается на высоте 18 км.

  7. Воздух находится в разреженном состоянии. (стратосфера)

  8. Происходит образование облаков, движение воздушных масс, образуется ветер. (тропосфера)

  9. Практически отсутствует водяной пар, почти не образуются облака. (стратосфера)

  10. Он отражает от себя ультрафиолетовые лучи, поэтому называется защитным экраном (озоновый слой)

  11. Где наблюдаются полярные сияния? (В ионосфере)









Кислород.

Кислород необходим всем живым организмам для дыхания.

Он является активным элементом, участвует в окислительных процессах. (ржавчина железа)

Без кислорода невозможен процесс горения.

Азот

Самый распространенный газ в нижних слоях атмосферы. Он играет очень важную роль «разбавителя» кислорода. Если бы мы дышали неразбавленным кислородом, то все процессы в организме протекали бы очень быстро. Значит, азот атмосферы регулирует скорость биологических процессов на всей планете. Замедляет процесс старения и он входит в состав белков и хлорофилла –зелёного пигмента и окрашивает листья растений в зелёный цвет.

Углекислый газ.

Содержание углекислого газа в атмосфере невелико, всего - 0,03%, но он очень важен для жизни на Земле:

Его используют зеленые растения для фотосинтеза.

Он создает так называемый парниковый эффект, т.е. пропускает солнечные лучи на Землю и препятствует их обратному излучению от Земли в космическое пространство.

Озон - на высоте 20-25 км образует озоновый экран, который имеет огромное значение для всего живого на Земле, т.к. поглощает губительную для живых организмов ультрафиолетовую радиацию Солнца





ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ДНЕВНИК

Ф.И.______________________________

ТЕМА_____________________________________________________________________________________________________________________________

АТМОСФЕРА- __________________________________________________

ЗАДАНИЕ 1. П. 38 стр.126 Дайте определение понятию ВОЗДУХ.

ВОЗДУХ-это________________________________________________

Установите соответствие между газами и правильно укажите процентное содержание.







1 1.Азот- 78%

2.Кислород-21%

3.Другие газы-1%

ЧИСТЫЙ ВОЗДУХ –САМОЕ ГЛАВНОЕ УСЛОВИЕ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА И ВСЕГО ЖИВОГО.



Значение атмосферы:1____________________________________________________________

2.______________________________________________________________________________________ 3.__________________________________________________________________________________________

4. ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­________________________________________________________________________________________ 5.________________________________________________________________________________________

Задание . Вставьте пропущенные слова. (Слайд)

Вставьте в текст недостающие слова:

1. Атмосферный воздух представляет собой смесь _________.

2. _________ в воздухе атмосферы содержится 78%.

3. Необходимым для дыхания живых организмов газом является _________.

4. Атмосфера состоит из нескольких слоев: __________, __________, верхние слои атмосферы.

5. Благодаря ___________ слою, на Земле существует жизнь, он задерживает губительные для всего живого ультрафиолетовые лучи.







ОЦЕНКА





























Название слоя

Высота

Особенности слоя


8-9(7км) км на полюсах или 18 км на экваторе

Называют «фабрикой погоды»

Образуются облака и осадки. Движение воздушных масс.

СТРАТОСФЕРА


Разрежён воздух, нет облаков и осадков. Запускают метеорологические зонды.

ВЕРХНИЕ СЛОИ АТМОСФЕРЫ:

МЕЗОСФЕРА

80 км




ТЕРМОСФЕРА


Проходят орбиты искусственных спутников Земли Температура +1500*


переходит в космическое пространство

Самый верхний слой атмосферы.